Екатеринбург |
|
09 октября 2020 г. |
Дело N А60-72449/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13) (далее - ГУ СРО ФСС РФ филиал N 13, Учреждение, Фонд, административный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.03.2020 по делу N А60-72449/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Учреждения - Филиппова Н.С. (доверенность от 25.12.2019 N 506).
Общество с ограниченной ответственностью "Пожресурс" (далее - ООО "Пожресурс", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Учреждению о признании незаконными действий по указанию в уточненном уведомлении от 01.10.2019 о размере страховых взносов для ООО "Пожресурс" на 2018 год основного вида экономической деятельности: "Ремонт и техническое обслуживание прочих транспортных средств и оборудования (33.17)", действия по указанию 9-го класса профессионального риска и действия по установлению страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 5% от сумм выплат в пользу застрахованных лиц без учета сведений об основном виде экономической деятельности страхователя, предоставленных ООО "Пожресурс" 19.03.2019 в заявлении от 15.02.2019 о подтверждении основного вида экономической деятельности; обязании заинтересованного лица устранить нарушение прав ООО "Пожресурс" при определении тарифа на 2018 год на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом сведений, предоставленных ООО "Пожресурс" 19.03.2019 в заявлении от 15.02.2019 о подтверждении основного вида экономической деятельности (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 20.03.2020 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными оспариваемые действия Учреждения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В кассационной жалобе административный орган указывает на ошибочность выводов судов, так как уведомление о размере страховых тарифов от 25.04.2018, уведомление об установлении страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 24.05.2018, уточненное уведомление от 01.10.2019 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обществом не были обжалованы. С учетом внесенных изменений, согласно действующей с 01.01.2017 редакции пункта 13 Правил N 713 и действующей с 26.02.2017 редакции пункта 5 Порядка N 55 у территориального фонда социального страхования отсутствует обязанность устанавливать именно фактически осуществляемый страхователем вид экономической деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска. По мнению административного органа, поскольку датой вручения ООО "Пожресурс" уведомления о размере страхового тарифа является 02.05.2018, уточненное уведомление не устанавливает тариф вновь, а корректирует размер ранее установленного тарифа на основании представленных страхователем данных по заявлению с приложениями от 19.03.2019, срок для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на дату обращения с настоящим заявлением истек.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Пожресурс" в силу статей 3, 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; зарегистрировано в качестве страхователя в ГУ СРО ФСС РФ филиал N 13 с 24.12.2017.
Общество в срок, предусмотренный в пункте 3 Порядка N 55, а именно не позднее 15.04.2018, не представило заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2018 год.
25.04.2018 ГУ СРО ФСС РФ филиал N 13 обществу выдано уведомление о размере страховых взносов, которым страхователю были установлен максимальный тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с видом экономической деятельности - производство тракторов для сельского хозяйства (28.30.2), был определен 28 класс профессионального риска и, в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Закон N 179-ФЗ), установлен страховой тариф в размере 6,1% с 01.01.2018 на основании информации, поступившей из органов Федеральной налоговой службы (ФНС) в выписке из ЕГРЮЛ, хранящейся в базе ЕИИС "Соцстрах".
19.03.2019 страхователь обратился в Учреждение с заявлением о пересмотре тарифа на травматизм на 2018 год и с заявлением о подтверждении основного вида деятельности на 2018 год, в котором указал, что основным видом деятельности общества по итогам 2017 года является "Производство автомобилей специального назначения" (ОКВЭД 29.10.5) и для него предусмотрен тариф для страховых взносов в размере 1%.
Письмом от 11.04.2019 (исх. N 04-23/01-3912) ГУ СРО ФСС РФ филиал N 13 обществу отказано в пересмотре тарифа.
Письмом от 21.08.2019, по результатам рассмотрения возражений общества от 26.07.2019, Учреждение признало неправомерность установленного тарифа в размере 6,1%, и указало на необходимость установить новый тариф на 2018 год в размере 5%.
01.10.2019 ГУ СРО ФСС РФ филиал N 13 принято уточненное уведомление о размере страховых взносов на 2018, в соответствии с которым для ООО "Пожресурс" был установлен тариф в размере 5%, соответствующий виду деятельности ОКВЭД 33.17 - "Ремонт и техническое обслуживание прочих транспортных средств".
Не согласившись с действиями Учреждения по вынесению уточненного уведомления от 01.10.2019 без учета представленных 19.03.2019 документов, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что уточненное уведомление от 01.10.2019 принято ГУ СРО ФСС РФ филиал N 13 без учета документов общества, представленных с заявлением от 19.03.2019, действия Фонда не соответствуют положениям законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя. Выводы суда поддержаны судом апелляционной инстанции.
Выводы судов являются законными и обоснованными в силу следующего.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Законом N 125-ФЗ, в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Статьей 1 Закона N 179-ФЗ установлены страховые тарифы в размере от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска.
Данные тарифы применялись в 2018 году в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 484-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
В соответствии с пунктом 3 данных Правил Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н утверждена Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, согласно которой производство автомобилей специального по коду 29.10.5 отнесено к девятому классу профессионального риска. Следовательно, в силу статьи 1 Закона N 179-ФЗ страховой тариф по данному виду деятельности составляет 1%.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
Согласно пункту 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается им в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (ранее - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации).
На основании указанной нормы приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица (Порядок N 55).
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) по месту своей регистрации следующие документы: - заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; - справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; - копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в редакции, действующей с 26.02.2017, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган ФСС относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 13 Правил N 713, предусматривающим, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
Поскольку в нарушение пунктов 3, 5 Порядка N 55 общество не представило в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации упомянутые выше заявление и справку-подтверждение, Фонд направил в адрес общества уведомление от 25.04.2018 об установлении страхового тарифа в размере 6.1%.
Однако предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом в Фонд 19.03.2019 представлены документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности "Производство автомобилей специального назначения" (ОКВЭД 29.10.5). В частности, представлено заявление о подтверждении основного вида деятельности, справка - подтверждение основного вида экономической деятельности по форме, предусмотренной приложениями N 1 и N 2 к Порядку N 55 (л.д. 59, 60). Согласно представленной справке, обществом осуществляется деятельность по производству автомобилей специального назначения (код по ОКВЭД 29.10.5), доход от данного вида деятельности за 2017 равен 28 272 тыс. руб., что составляет 100% всего дохода общества. Доказательств, подтверждающих, что представленные обществом документы являются недостоверными, основным видом экономической деятельности общества является другой вид деятельности, заинтересованным лицом не представлено.
Уточненное уведомление от 01.10.2019 принято Фондом без учета документов заявителя, представленных 19.03.2019.
Вместе с тем, предусмотренное пунктом 3 Порядка N 55 подтверждение страхователем основного вида деятельности носит заявительный характер, а Фонд фактически отказал обществу в пересмотре тарифа не в связи с непредставлением им заявления и справки-подтверждения по установленным формам, а по причине непредставления обществом документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка N 55 в срок, установленный пунктом 5 данного Порядка.
Такими действиями Фонд в принципе исключил возможность пересмотра тарифа на 2018 год, что существенным образом нарушает права и законные интересы страхователя, поскольку влечет для него обязанность по уплате страховых взносов в размере, превышающем тот, что установлен Законом N 419-ФЗ, Законом N 179-ФЗ.
Данные обстоятельства учтены судами при вынесении обоснованного признания действий Учреждения незаконными.
Доводы заявителя о пропуске срока на обращение в арбитражный суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом были рассмотрены и правомерно отклонены по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Предметом спора по настоящему делу, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются действия Фонда по установлению в уточненном уведомлении размера страхового тарифа без учета документов, представленных 19.03.2019. Результатом данных действий является направление в адрес общества уточненного уведомления, выданного 01.10.2019. С указанной даты подлежит исчислению срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На дату обращения в арбитражный суд - 25.12.2019 данный срок не пропущен.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.03.2020 по делу N А60-72449/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
...
Уточненное уведомление от 01.10.2019 принято Фондом без учета документов заявителя, представленных 19.03.2019.
Вместе с тем, предусмотренное пунктом 3 Порядка N 55 подтверждение страхователем основного вида деятельности носит заявительный характер, а Фонд фактически отказал обществу в пересмотре тарифа не в связи с непредставлением им заявления и справки-подтверждения по установленным формам, а по причине непредставления обществом документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка N 55 в срок, установленный пунктом 5 данного Порядка.
Такими действиями Фонд в принципе исключил возможность пересмотра тарифа на 2018 год, что существенным образом нарушает права и законные интересы страхователя, поскольку влечет для него обязанность по уплате страховых взносов в размере, превышающем тот, что установлен Законом N 419-ФЗ, Законом N 179-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 октября 2020 г. N Ф09-6056/20 по делу N А60-72449/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5751/20
09.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6056/20
16.07.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5751/20
20.03.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-72449/19