Екатеринбург |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А76-19182/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Суспициной Л.А., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Трансэнерго" (далее - общество "Трансэнерго") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.03.2020 по делу N А76-19182/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Трансэнерго" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Администрации Снежинского городского округа (далее - Администрация), муниципальному казенному учреждению "Комитет по управлению имуществом города Снежинска" (далее - МКУ "Комитет по управлению имуществом города Снежинска") о взыскании 1 357 180 руб. 80 коп. убытков (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Платонов Евгений Николаевич, общество с ограниченной ответственностью "Центр малоэтажного строительства" (далее - общество "Центр малоэтажного строительства"), жилищно-строительный кооператив "Малахит" (далее - ЖСК "Малахит").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.03.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Трансэнерго" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение норм материального права.
Заявитель считает, что в рассматриваемом случае имеется необходимая совокупность условий для взыскания с ответчика убытков. Указывает, что в отношении спорной канализации Администрацией в нарушение пункта 3 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской федерации было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию при наличии ряда недостатков, допущенных застройщиком, в связи с чем общество "Трансэнерго", являющееся гарантирующей организацией, будет вынужден понести расходы на устранение указанных недостатков. Кроме того, заявитель отмечает, что приемочный акт, представленный для целей выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, был подписан лишь застройщиком и ЖСК "Малахит". В свою очередь муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению имуществом города Снежинска" не предпринимает действий, направленных на признание права собственности на спорную канализацию как на бесхозяйное имущество. По мнению заявителя, в действия ответчика имеется злоупотреблением правом, что является основанием для применения статьи 10 ГК РФ. Заявитель полагает, что ссылка судов на обстоятельства выдачи истцом застройщику свидетельства о соответствии построенных объектов является необоснованной. По его утверждению, свидетельство было выдано лишь в отношении части канализации, которая соответствовала установленным требованиям.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что между обществом "Трансэнерго" (исполнитель) и обществом "Центр малоэтажного строительства" (заказчик) заключен договор от 20.07.2010 N У-132\10, предметом которого являлось выполнение работ, необходимых для подключения объекта капитального строительства заказчика к действующим сетям водоснабжения, водоотведения исполнителя (п. 1.1 договора).
Присоединяемый объект - система водоснабжения, водоотведения жилого комплекса "Северный" по улице Северная в жилпоселке N 2 (п. 1.2 договора).
В разделе 2 договора сторонами согласованы этапы и сроки выполнения работ.
Пунктом 3.3 приложения N 2 (2-1) к договору на заказчика была возложена обязанность выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с согласованными проектами и СНиП. Работы выполнять под надзором представителей ОАО "Трансэнерго".
Пунктом 4.1 приложения N 2 (2-1) к договору на исполнителя возложена обязанность осуществлять надзор за выполнением строительно-монтажных работ.
Согласно п. 6 приложения N 2 (2-1) к договору срок подключения - после выполнения настоящих условий подключения и условий подачи воды и приемки сточных вод (приложение N 3).
В соответствии с п. 7 приложения N 2 (2-1) к договору непосредственное подключение выполняется после выполнения условий подачи питьевой воды и приемки сточных вод (приложение N 3).
В соответствии с п. 1.1.1, 1.2.3, 1.2.4 приложения N 3 к договору на заказчика была возложена обязанность выполнить в полном объеме условия подключения к наружным сетям водоснабжения и водоотведения (приложение N 2-1); представить от цеха N 301 в ПТО ОАО "Трансэнерго" справку о готовности сетей к приему воды и отведению сточных вод; заключить договор с ОАО "Трансэнерго" на водоснабжение и водоотведение.
Пунктом 2.2 приложения N 3 к договору на исполнителя возложена обязанность осуществить приемку сетей, выполненных в соответствии с согласованным проектом.
Пунктом 6.2 договора стороны определили, что обязательства исполнителя по настоящему договору считаются выполненными с момента получения заказчиком заключения исполнителя о соответствии (не соответствии) законченного объекта заказчика условиям подключения и условиям подачи питьевой воды и приемки сточных вод и возможности (невозможности) их подключения к сетям исполнителя.
Подключение объектов осуществляется только при полном и своевременном выполнении условий подключения и условий подачи питьевой воды и приемки сточных вод.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А76-23857/2019, имеющими преюдициальное значение для рассматриваемого спора, установлено, что обществу "Центр малоэтажного строительства" 29.04.2011 выдано разрешение на строительство 1-я очередь жилого комплекса "Северный" в составе.
Общество "Трансэнерго" 27.09.2014 выдало обществу "Центр малоэтажного строительства" свидетельство, подтверждающее соответствие построенных объектов, согласно которому при строительстве объектов малоэтажного жилищного строительства по ул. Северная (комплекс "Северный") выполнено присоединение к магистральным сетям инженерно-технического обеспечения водоотведения (магистральная и распределительная сеть хозяйственно-бытовой канализации 1-ой очереди строительства) и соответствует условиям подключения (техническим условиям для присоединения), являющимся приложением N 2 к договору подключения от 20.07.2010 N У-132/10.
На основании разрешения Главы администрации г. Снежинска от 31.10.2014 N ru74310000-009014 канализация введена в эксплуатацию одновременно с полным объемом строительства.
Право собственности общества "Центр малоэтажного строительства" на объект - канализация К-1, протяженностью 767 м, кадастровый номер 74:40:0000000:5567, зарегистрировано 15.01.2015.
Во исполнение пункта 6.2.12 договора аренды от 25.01.2010 N 10-2010 общество "Центр малоэтажного строительства" обратилось к муниципальному образованию "Город Снежинск" с предложением принять в собственность Канализацию-1, расположенную по адресу: Челябинская область, г. Снежинск, ул. Северная, жилпоселок N 2.
Письмом от 27.10.2015 N Д-01-15/3201 муниципальное образование "Город Снежинск" отказалось принять в собственность канализацию, ссылаясь на наличие в объекте недвижимости недостатков, выявленных истцом в период строительства.
В письме от 29.01.2016 N 65 общество "Центр малоэтажного строительства" уведомило муниципальное образование "Город Снежинск" об отказе от права собственности на объект - канализацию-1.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости 28.03.2016 в отношении объекта - канализация - 1 внесена запись 74-74/040-74/040/301/2016-376/1У о бесхозяйном объекте недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался.
Письмом от 18.03.2016 N Д-01-09/0713 муниципальное образование "Город Снежинск" уведомило общество "Центр малоэтажного строительства" о возможности возникновения права собственности на спорный объект не ранее июня 2017 г., и до момента регистрации права собственности общество "Центр малоэтажного строительства" обязано обслуживать спорный объект.
Общество "Трансэнерго" 22.04.2016 направило муниципальному образованию "Город Снежинск" письмо N 350-05-06/1097 с замечаниями по внутриквартальной сети хозбытовой канализации 3-ей очереди строительства от 22.01.2014.
В письме от 06.05.2016 N К-1-23/1772 муниципальное образование "Город Снежинск" требовало от общества "Центр малоэтажного строительства" устранить имеющиеся недостатки в спорном объекте, а также указало на то, что устранение выявленных недостатков, а также обслуживание сетей канализации общество "Центр малоэтажного строительства" вправе поручить любой организации, имеющей право осуществления данного вида деятельности, в том числе ОАО "Трансэнерго".
Решением Снежинского городского суда Челябинской области от 01.02.2018 по делу N 2-40/2018 удовлетворены исковые требования Лебедева А.В., Крыжановского В.В., Сумина Б.В. к администрации Снежинского городского округа о возложении обязанности по передаче канализации на обслуживание обществу "Трансэнерго", а именно бесхозяйный объект канализация-1, протяженностью 767 м.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.09.2019 по делу N А76-35094/2018 на общество "Трансэнерго" возложена обязанность в течение десяти календарных дней с момента вступления решения в законную силу принять по акту приема-передачи для эксплуатации и обслуживания бесхозяйный объект - сооружение канализации, наименование объекта: канализация К-1, протяженностью 767,0 м, адрес (местоположение) объекта: Челябинская область, г. Снежинск, ул. Северная, в жилпоселке N 2, кадастровый номер 74:40:0000000:5567, до признания на этот объект права собственности или до принятия его во владение, пользование и распоряжение оставившим этот объект собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Обществом "Трансэнерго" в адрес главы Снежинского городского округа, председателя Комитета направлялись требования об уплате денег, в которых указывалось, что в процессе строительства внутриквартальной части спорной канализации, застройщиком были допущены отклонения от требований проектной документации, вследствие чего, качество этой части объекта не соответствует требованиям строительных норм и правил, в частности пункту 3.5 СНиП 3.05.04-85. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31.10.2014 N ru74310000-009014 выдано Администрацией при полном комплекте документов, но без достаточных фактических оснований. В процессе функционирования принятого Администрацией объекта возникли проблемы: участки с контруклоном начали засоряться фракциями в отводимых сточных водах, начали возникать заторы с разливом стоков на грунт и внутрь жилых помещений, находящихся по вертикали ниже точки разлива. ЖСК "Малахит", объединяющий собой жителей проблемных домов, несет расходы по оплате услуг общества "Трансэнерго" по прочистке канализации. Для того чтобы расходы прекратились на устранение этих недостатков необходимо потратить 1 536 654 руб. Указанная сумма, являясь будущими убытками общества "Трансэнерго", подлежит возмещению муниципальным образованием город Снежинск в лице Администрации за счет средств местного бюджета.
В удовлетворении требований главой Снежинского городского округа и Комитетом отказано.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "Трансэнерго" в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
В соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Согласно пункту 7 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо представить документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
До выдачи Администрацией разрешения на ввод объекта в эксплуатацию общество "Трансэнерго" 27.08.2014 выдало свидетельство о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям (отдельно на каждую сеть), согласно которому выполнено присоединение к магистральным сетям инженерно-технического обеспечения водоотведения (магистральная и распределительная сеть хозяйственно-бытовой канализации 1-ой очереди строительства) и оно соответствует условиям подключения (техническим условиям для присоединения), являющимся приложением N 2 к договору от 20.07.2010 N У-132/10.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию приведен в частях 6, 7 статьи 55 ГрК РФ.
Основанием для отказа является, в том числе, отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи.
Все необходимые документы заявителем для целей получения разрешения на ввод объект в эксплуатацию были представлены.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию истцом в установленном порядке не оспорено.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 8 Федерального закона N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 6 статьи 8 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункты 1 и 2 части 2, пункт 1 части 8 статьи Федерального закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования) тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
В силу пункта 28 Основ ценообразования при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования, в том числе ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются:
а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;
б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;
в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.
В пункте 51 Основ ценообразования указано, что при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Учитывая приведенные нормы права, суды пришли к правомерному выводу о том, что вопрос о возмещении расходов на эксплуатацию бесхозяйных сетей урегулирован законодательством.
Расходы на эксплуатацию подлежат включению в тариф, следовательно, не подлежат взысканию с ответчиков.
Действующим законодательством предусмотрена обязанность гарантирующей организации по содержанию и ремонту бесхозяйной сети водоснабжения/водоотведения, а также предусмотрен механизм финансирования данных обязательств.
Истец не доказал факт возникновения у него убытков, поскольку содержание бесхозяйной сети является частью его профессиональной хозяйственной деятельностью.
Убытки носят компенсационный характер и представляют собой санкцию за нарушение права конкретного лица, а не возмещение за выполнение данным лицом обязанности, возложенной на него законом.
Наличие дефектов на спорном объекте не освобождает истца, как гарантирующей организации, от содержания построенной бесхозяйной канализации.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, не опровергают правильности выводов судов и сводятся лишь к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.03.2020 по делу N А76-19182/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Трансэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункты 1 и 2 части 2, пункт 1 части 8 статьи Федерального закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования) тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 октября 2020 г. N Ф09-5587/20 по делу N А76-19182/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5587/20
02.07.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5735/20
17.03.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-19182/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-19182/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-19182/19
29.08.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12272/19