Екатеринбург |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А60-30825/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Кравцовой Е. А., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2020 по делу N А60-30825/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Никифоров В.В. (доверенность от 05.04.2018).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) с учетом уточнения требований, о признании недействительным предписания от 01.03.2019 N 29-09-10-26 в части пунктов 3, 4, 5.
Решением суда первой инстанции от 24.01.2020 (судья Бушуева Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 (судьи Муравьева Е.Ю., Борзенкова И.В., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что обществом предприняты все действия для проведения проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов в процессе эксплуатации и их очистки в отношении помещений (подъездов) газифицированных многоквартирных домов (далее - МКД). При этом общество считает, что установление оспариваемым предписанием сроков, которые не совпадают с установленным графиком, приводит к нарушению прав общества и возложению на него дополнительных обязанностей в виде нарушений условий договора о графике работ.
Общество настаивает на том, что проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов входит в обязанности акционерного общества "Екатеринбурггаз". В связи с этим общество полагает, что оспариваемое предписание возлагает на общество неисполнимую обязанность.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Департаментом на основании приказа от 28.01.2019 N 29-09-08-26 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований, предусмотренных частью 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110) в части использования и содержания внутридомового газового оборудования в газифицированных МКД, находящихся в управлении общества, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах.
В ходе проверки установлены следующие нарушения: 1) нормативный срок службы внутридомового газового оборудования истек в 282 газифицированных многоквартирных домах, находящихся в управлении общества; 2) срок диагностирования не наступил в отношении 18 газифицированных многоквартирных домов, находящихся в управлении; 3) обществом не проведено первичное повторное диагностирование в отношении 282 газифицированных многоквартирных домов, находящихся в управлении; 4) договор на техническое диагностирование внутридомового газового оборудования не заключен со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410); 5) договор на техническое диагностирование внутридомового газового оборудования не заключен со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами N 410, соответственно не размещен в системе.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 01.03.2019 N 29-09-09-26, в отношении общества вынесено предписание от 01.03.2019 N 29-09-10-26 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, согласно которому, в частности предписано: пункт 3. Провести проверку состояния дымовых и вентиляционных каналов в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическую проверку) в отношении помещений газифицированных МКД, находящихся в управлении общества; пункт 4. Провести очистку дымовых и вентиляционных каналов, необходимость проведения которой выявлена в рамках проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодической проверки) - в отношении помещений (подъездов) газифицированных МКД, находящихся в управлении общества; пункт 5. Провести техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в отношении газифицированных многоквартирных домов, находящихся в управлении общества.
Полагая, что названное предписание в части пунктов 3 - 5 недействительно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого предписания недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 410 обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
На основании пункта 11 Правил N 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается: а) в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы; б) в домовладении собственником домовладения путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов и (или) заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.
В силу пункта 12 Правил N 410 проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится: а) при приемке дымовых и вентиляционных каналов в эксплуатацию при газификации здания и (или) подключении нового газоиспользующего оборудования; б) при переустройстве и ремонте дымовых и вентиляционных каналов; в) в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона); г) при отсутствии тяги, выявленной в процессе эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования утверждены Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 N 613 (далее - Правила N 613). В соответствии с пунктом 11 Правил N 613 по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования оформляется заключение с указанием рекомендаций по обеспечению безопасной эксплуатации данного оборудования. Использование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с неустраненными неисправностями, выявленными в ходе технического диагностирования, не допускается.
Согласно пункту 23 Правил N 613 в результате выполнения всего комплекса работ по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования составляется заключение, которое утверждается руководителем специализированной организации, проводившей работы по техническому диагностированию. В состав заключения должны быть включены следующие разделы: выводы о допустимости дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; рекомендации по обеспечению безопасной эксплуатации внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; приложения.
В пункте 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, организация проведения работ по их устранению.
Согласно пунктам 4, 8 Правил N 410 работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения.
В соответствии с пунктом 9 названных Правил техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должно проводиться по окончании нормативных сроков эксплуатации оборудования, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации оборудования, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, с периодичностью один раз в пять лет, если иное не установлено изготовителем газового оборудования либо проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
При отсутствии сведений о нормативных сроках эксплуатации, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации, установленных проектной документацией, утвержденных в отношении газопроводов применяется норма проектирования, установленная ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", которая устанавливает в Приложении 3 срок эксплуатации внутридомового газопровода в 20 лет.
На основании пункта 3.1 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя Российской Федерации от 03.05.2000 N 101, диагностика внутренних газопроводов включает в себя комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, предназначенных для определения: реальных условий эксплуатации газопровода; технического состояния газопровода; остаточного ресурса (продление, сверх нормативного, срока безопасной эксплуатации газопровода) или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество является управляющей компанией по отношению к МКД, в связи с этим несет обязанность по содержанию общего имущества в МКД в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в соответствии с минимальным Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, а также в соответствии с минимальным перечнем по Правилам N 410.
Проанализировав материалы дела, суды верно сделали вывод о том, что непроведение проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) в отношении домов, находящихся в управлении общества, свидетельствует о том, что работоспособное состояние системы вентиляции в вышеуказанных жилых помещениях не установлено, проверка работы системы вентиляционных каналов обществом не осуществлены, что нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, судами правильно указано, что общество как лицо, осуществляющее управление газифицированным многоквартирным домом, обязано заключить со специализированной организацией договор о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования для первичной диагностики внутреннего газопровода по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию и подтвердить его исполнение заключением специализированной организации, оформленном в соответствии с Правилами N 613. Однако в спорных МКД истекли сроки службы внутридомового газового оборудования, при этом диагностирование не проводилось.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого предписания Департамента недействительным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2020 по делу N А60-30825/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 3.1 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя Российской Федерации от 03.05.2000 N 101, диагностика внутренних газопроводов включает в себя комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, предназначенных для определения: реальных условий эксплуатации газопровода; технического состояния газопровода; остаточного ресурса (продление, сверх нормативного, срока безопасной эксплуатации газопровода) или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество является управляющей компанией по отношению к МКД, в связи с этим несет обязанность по содержанию общего имущества в МКД в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в соответствии с минимальным Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, а также в соответствии с минимальным перечнем по Правилам N 410."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2020 г. N Ф09-5174/20 по делу N А60-30825/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5174/20
01.06.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3208/20
24.01.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-30825/19
09.08.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-30825/19