Екатеринбург |
|
16 октября 2020 г. |
Дело N А71-18394/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.03.2020 по делу N А71-18394/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ареал" (далее - общество "Ареал") об обязании провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 18:08:006001:99, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, муниципальное образование "Шабердинское", и сдать рекультивированный земельный участок по акту приема-передачи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Администрация муниципального образования "Шабердинское".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.03.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение норм материального права.
Заявитель указывает, что судами не учтено, что постановлением Администрации от 23.01.2007 N 68 на общество "Ареал" были возложены обязанности по разработке проекта рекультивации свалки твердых бытовых отходов, однако в отношении спорного земельного участка разработанный проект рекультивации не представлялся на утверждение и Администрацией не утверждался. Кроме того, заявитель отмечает, что договор не предусматривал обязанности осуществить рекультивацию непосредственно с применением твердых коммунальных отходов или иным способом, поскольку рекультивация должна проводиться способом, установленным законом на момент ее проведения.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Ареал" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что между Администрацией (арендодатель) и обществом "Ареал" (арендатор) заключен договор аренды N 788/07-1-ЗУ от 12.02.2007 в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:08:006001:99 площадью 3,42 га, из земель промышленности, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, муниципальное образование "Шабердинское", для эксплуатации свалки твердых бытовых отходов в границах, указанных на кадастровом плане участка, являющимся неотъемлемой частью договора.
Срок действия договора установлен сторонами с 23.01.2007 до 01.01.2022.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.04.2019 по делу N А71-14749/2018 договор аренды расторгнут в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Администрация, ссылаясь на неисполнение обществом "Ареал" обязанности подготовить проект рекультивации и провести рекультивацию спорного земельного участка, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в числе прочих, принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Закона об охране окружающей среды).
Согласно пункту 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5 статьи 13 ЗК РФ).
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13 ЗК РФ).
Согласно пункта 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В пункте 4 Правил указано, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:
а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;
б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);
в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8 Правил).
На основании пункта 26 Правил лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:
а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
При исследовании фактических обстоятельств судами по настоящему делу и делу N А71-14749/2018 установлено, что на момент предоставления земельного участка в аренду ответчику в 2007 году для эксплуатации свалки твердых бытовых отходов на земельном участке уже существовала стихийная свалка, которая функционировала с 1996 года (то есть значительно ранее предоставления земельного участка ответчику) и образовалась в результате отсутствия надлежащей рекультивации карьера после добычи песчано-гравийной смеси.
При этом Администрацией как органом местного самоуправления не были организованы и проведены работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и рекультивации земельного участка, необходимость которых была предусмотрена пунктом 6 части 1 статьи 13 ЗК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
Одним из условий предоставления спорного земельного участка в аренду являлось возложение на общество "Ареал" обязанности по разработке проекта рекультивации свалки твердых бытовых отходов, что предусмотрено пунктом 4 постановления Администрации от 23.01.2007 N 68.
Администрацией 22.04.2008 было выдано разрешение N 01-17/935, предоставляющее обществу "Ареал" право проведения работ по рекультивации свалки в соответствии с рабочим проектом, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Центр УралПроект".
Таким образом, с согласия Администрации общество "Ареал", эксплуатируя свалку, использовало твердые коммунальные бытовые отходы как материал для рекультивации земельного участка путем засыпки карьера.
С 01 июня 2011 года использование земельного участка по договору субаренды, заключенному с согласия Администрации, осуществляло общество с ограниченной ответственностью "Северный", получившее лицензию Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике на право осуществления деятельности в области обращения с отходами N ОТ-46-000883 (18) сроком действия до 06.05.2014.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ в статью 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" введен пункт 10, запрещающий применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.
Дальнейшие изменения законодательства, регулирующего накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, привели к невозможности использования земельного участка ответчиком, не имеющим статуса регионального оператора, в связи с чем договор аренды был расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу N А71-14749/2018.
Установив, что возникшая на территории спорного земельного участка свалка никогда не являлась полигоном твердых бытовых отходов, представляющим собой специальное сооружение, предназначенное для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, деградация земельного участка с кадастровым номером 18:08:006001:99 произошла еще до передачи земельного участка в аренду по причине неправомерного бездействия Администрации, которая в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ являясь органом местного самоуправления, осуществляющим распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в пределах муниципального района, и в нарушение требований подпункта 14 пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статье 39.8 ЗК РФ, а также пункта 10 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" не предприняла мер по предотвращению возникновения стихийной свалки на территории спорного земельного участка, не осуществляла контроль за использованием земельного участка при строительстве дороги и разработке карьера по добыче песчано-гравийной смеси лицами, обязанными выполнить работы по рекультивации земельного участка в связи с пользованием недрами и строительством линейного объекта, напротив, способствовала указанной ситуации, передав ответчику земельный участок для эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на общество "Ареал" обязанности по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 18:08:006001:99.
В рассматриваемом случае ответчиком были исполнены условия получения земельного участка в аренду, предусматривающие необходимость разработки проекта рекультивации земли, и осуществлены действия по засыпке карьера, что подтверждено представленными в дело доказательствами.
Кроме того, исковые требования заявлены Администрацией как арендодателем и рассмотрены судами в рамках арендных правоотношений.
Согласно ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Поскольку стороны в договоре аренды не определили состояние земельного участка, в котором арендатор обязан вернуть имущество арендодателю, он его должен вернуть в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа.
Из материалов дела усматривается и судами установлено, что на момент передачи земельного участка в аренду в 2007 году на нем уже находилась стихийная свалка, которая функционировала еще с 1996 года, надлежащих мер по ликвидации которой истец не предпринял. Деградация земельного участка с кадастровым номером 18:08:006001:99 произошла еще до передачи земельного участка в аренду по причине неправомерного бездействия Администрации.
С учетом изложенного, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, не опровергают правильности выводов судов и сводятся лишь к переоценке доказательств и установленных на их основании обстоятельств дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.05.2020 по делу N А71-18394/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Завьяловский район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что возникшая на территории спорного земельного участка свалка никогда не являлась полигоном твердых бытовых отходов, представляющим собой специальное сооружение, предназначенное для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, деградация земельного участка с кадастровым номером 18:08:006001:99 произошла еще до передачи земельного участка в аренду по причине неправомерного бездействия Администрации, которая в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ являясь органом местного самоуправления, осуществляющим распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в пределах муниципального района, и в нарушение требований подпункта 14 пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статье 39.8 ЗК РФ, а также пункта 10 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" не предприняла мер по предотвращению возникновения стихийной свалки на территории спорного земельного участка, не осуществляла контроль за использованием земельного участка при строительстве дороги и разработке карьера по добыче песчано-гравийной смеси лицами, обязанными выполнить работы по рекультивации земельного участка в связи с пользованием недрами и строительством линейного объекта, напротив, способствовала указанной ситуации, передав ответчику земельный участок для эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на общество "Ареал" обязанности по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 18:08:006001:99.
...
Согласно ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 октября 2020 г. N Ф09-5651/20 по делу N А71-18394/2019