г. Пермь |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А71-18394/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.
при участии:
от ответчика: Смелова О.И., паспорт, доверенность от 10.04.2020;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Администрации муниципального образования "Завьяловский район",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 марта 2020 года
по делу N А71-18394/2019
по иску Администрации муниципального образования "Завьяловский район"
к обществу с ограниченной ответственностью "Ареал" (ОГРН 1061841051744, ИНН 1808206999)
третьи лица: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Администрация муниципального образования "Шабердинское"
об обязании провести рекультивацию земельного участка и сдать рекультивированный земельный участок по акту приема-передачи,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Завьяловский район" (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском об обязании общества с ограниченной ответственностью "Ареал" (далее -ООО "Ареал", ответчик) провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 18:08:006001:99, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, муниципальное образование "Шабердинское", и сдать рекультивированный земельный участок по акту приема-передачи.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.03.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец, Администрация муниципального образования "Завьяловский район", обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в отношении спорного земельного участка Администрацией разработанный проект рекультивации не утверждался и на утверждение не представлялся. Полагает, что в соответствии с нормами ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Администрации МО "Завьяловский район" от 23.01.2007 N 68 на истца возложены обязанности по разработке проекта рекультивации свалки твердых бытовых отходов, что имело целью проведение арендатором работ по рекультивации в соответствии с этим проектом, договор не устанавливал обязанность осуществить рекультивацию непосредственно с применением твердых коммунальных отходов или иным способом. В связи с чем, по мнению апеллянта, ответчик принял на себя обязательства и был обязан разработать проект рекультивации и провести соответствующие работы.
До начала судебного разбирательства от ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
Третьи лица, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения ы апелляционной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями договора аренды N 788/07-1-ЗУ от 12.02.2007 (далее - договор аренды), администрация (арендодатель) предоставила обществу (арендатору) земельный участок из земель промышленности с кадастровым номером 18:08:006001:99 площадью 3,42 га, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, муниципальное образование "Шабердинское" (далее - спорный земельный участок), для эксплуатации свалки твердых бытовых отходов в границах, указанных на кадастровом плане участка, являющимся неотъемлемой частью договора.
Срок действия договора установлен сторонами с 23 января 2007 года до 1 января 2022 года.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.04.2019 по делу N А71-14749/2018 договор аренды расторгнут, в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Считая, что на ответчике лежит обязанность по проведению рекультивации спорного земельного участка, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции исходил из того, что деградация земельного участка с кадастровым номером 18:08:006001:99 произошла по причине неправомерного бездействия администрации, которой не было предпринято никаких действий, предотвращающих возникновение стихийной свалки, а также после её обнаружения действий по ликвидации свалки, на территории спорного земельного участка, не осуществление контроля за использованием земельного участка при строительстве дороги и разработке карьера по добыче песчано-гравийной смеси. В рассматриваемом случае обществом были исполнены условия получения земельного участка в аренду, предусматривающие необходимость разработки проекта рекультивации земли, и осуществлены действия по засыпке карьера, обязанности ответчика по дальнейшей рекультивации земельного участка, не предусмотрено ни условиями договора, ни какими-либо нормативными правовыми актами.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в числе прочих, принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле), природные объекты и природные комплексы (статья 4 Закона об охране окружающей среды).
В силу положений части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (часть 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (части 5 и 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800, далее - Правила рекультивации) разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:
а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;
б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);
в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством (пункт 4 Правил рекультивации).
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8 Правил рекультивации).
Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 Правил рекультивации, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:
а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель (пункт 26 Правил рекультивации).
По смыслу вышеизложенных норм обязанность по рекультивации земель возложена на органы государственной власти, органы местного самоуправления и лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель.
Материалами дела подтверждается, что на момента предоставления земельного участка в аренду ответчику для эксплуатации свалки твердых бытовых отходов на земельном участке уже существовала стихийная свалка, при этом и администрацией не были организованы и проведены работы по ее ликвидации и рекультивации земельного участка, необходимость которых была предусмотрена пунктом 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в тот период). Одним из условий предоставления спорного земельного участка в аренду являлось возложение на общество обязанности по разработке проекта рекультивации свалки твердых бытовых отходов (пункт 4 постановления Администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 23 января 2007 года N 68, л.д.50).
22 апреля 2008 года администрацией было выдано разрешение N 01-17/935, предоставляющее обществу право проведения работ по рекультивации свалки в соответствии с рабочим проектом, выполненным для ответчика Обществом с ограниченной ответственностью "Центр УралПроект" (л.д.23).
Таким образом, с согласия администрации, общество, эксплуатируя свалку, использовало твердые коммунальные бытовые отходы как материал для рекультивации земельного участка путем засыпки карьера (л.д.26).
С 1 июня 2011 года использование земельного участка по договору субаренды, заключенным с ответчиком с согласия администрации, осуществляло Общество с ограниченной ответственностью "Северный", получившее лицензию Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике на право осуществления деятельности в области обращения с отходами N ОТ-46-000883 (18) сроком действия до 6 мая 2014 года.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ в статью 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ введен пункт 10, запрещающий применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров. Дальнейшие изменения законодательства, регулирующего накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, привели к невозможности использования земельного участка ответчиком, не имеющим статуса регионального оператора, в связи с чем договор аренды был расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные обстоятельства установлены при рассмотрении дела N А71-14749/2018.
Установив, что возникшая на территории спорного земельного участка свалка никогда не являлась полигоном твердых бытовых отходов, представляющим собой специальное сооружение, предназначенное для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, деградация земельного участка с кадастровым номером 18:08:006001:99 произошла по причине неправомерного бездействия администрации, которая в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ являясь органом местного самоуправления, осуществляющим распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена в пределах муниципального района, и в нарушение требований подпункта 14 пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 17.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления а Российской Федерации" 06.10.2003 N 131-ФЗ, пункта 2 статье 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 10 статьи 12 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 не предприняла мер по предотвращению возникновения стихийной свалки на территории спорного земельного участка, не осуществляла контроль за использованием земельного участка при строительстве дороги и разработке карьера по добыче песчано-гравийной смеси лицами, обязанными выполнить работы по рекультивации земельного участка в связи с пользованием недрами и строительством линейного объекта, напротив, способствовала указанной ситуации, передав ответчику земельный участок не предназначенный для эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам об отсутствии фактических и правовых оснований для возложения на общество обязанности по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 18:08:006001:99.
Изложенные в обоснование апелляционной жалобы доводы о том, что ответчик в силу заключенного договора аренды является лицом, обязанным выполнить мероприятия по рекультивации земель, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены. Оснований полагать выводы суда ошибочными не установлено.
Поскольку в рассматриваемом случае обществом были исполнены условия получения земельного участка в аренду, предусматривающие необходимость разработки проекта рекультивации земли, и осуществлены действия по засыпке карьера, о чем свидетельствуют представленные суду фотографии спорного земельного участка с сайта Google Earth Pro за период с июля 2013 года по май 2017 года, иного договором не было предусмотрено, такой способ рекультивации согласован Администрацией, что подтверждено представленными в дела доказательствами, суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного иска.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 марта 2020 года по делу N А71-18394/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-18394/2019
Истец: Управление имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район"
Ответчик: ООО "Ареал"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, сельское поселение "Шабердинское"