Екатеринбург |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А60-58144/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Сулейменовой Т.В., Суспициной Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.03.2020 по делу N А60-58144/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель:
Министерства обороны Российской Федерации - Ширшова А.О. (доверенность от 06.12.2018 N 207/5Д/7-1);
Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Ширшова А.О. (доверенность от 04.02.2020 N 141/4/07-1049).
Администрация города Екатеринбурга (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Свердловской области и Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с требованием о:
- выделении из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0708016:3, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бережная, д. 186, земельного участка площадью 162,97 кв. м с кадастровым номером 66:41:0708016:3:ЗУ (согласно прилагаемой схеме) в указанных в иске координатах;
- признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть земельного участка площадью 162,97 кв. м с кадастровым номером 66:41:0708016:3:ЗУ (согласно прилагаемой схеме), расположенного под объектом - канализационной насосной станцией по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бережная, д. 186;
- признании права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на эту часть земельного участка с указанием на то, что решение является основанием для регистрации права муниципальной собственности на выделенный земельный участок и внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 66:41:0708016:3 и образованного из него земельного участка площадью 162,97 кв. м с кадастровым номером 66:41:0708016:3:ЗУ (согласно прилагаемой схеме) в координатах, указанных в исковом заявлении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение).
Решением суда первой инстанции от 11.03.2020 исковые требования удовлетворены частично. Суд выделил из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0708016:3 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бережная, д. 186, земельный участок площадью 162,97 кв. м с кадастровым номером 66:41:0708016:3:ЗУ (согласно прилагаемой схеме) в соответствующих границах, признал право собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на часть земельного участка площадью 162,97 кв. м с кадастровым номером 66:41:0708016:3:ЗУ (согласно прилагаемой схеме), расположенного под объектом - канализационной насосной станцией по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бережная, д. 186, в соответствующих координатах.
Суд указал, что решение является основанием для регистрации права муниципальной собственности на выделенный земельный участок и внесения сведений в единый государственный реестр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 66:41:0708016:3 и образованного из него земельного участка площадью 162,97 кв. м с кадастровым номером 66:41:0708016:3:ЗУ (согласно прилагаемой схеме) в соответствующих координатах. В остальной части исковых требований и в иске к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.05.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. По мнению заявителя, ни учреждение, ни Министерство обороны Российской Федерации не являются надлежащими ответчиками по заявленным исковым требованиям, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств отнесения спорного земельного участка к землям Вооруженных Сил Российской Федерации. Заявитель настаивает на том, что спорный земельный участок учреждению никогда не принадлежал. Полагает необоснованной ссылку судов на справку Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Свердловской области от 27.09.2004 N АЛ-3421, поскольку названный документ не может подтверждать принадлежность имущества Вооруженным Силам Российской Федерации, учитывая, что издан до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", которым установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации па праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Как установлено статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
С момента введения в действие нормы пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности; при этом по смыслу данной нормы закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Частью 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что в собственности муниципального образования "город Екатеринбург" находится здание канализационной насосной станции общей площадью 11,7 кв. м с кадастровым номером 66:41:0708016:429 и адресом: Российская Федерация, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Бережная, д. 186.
В соответствии с решением Комитета по управлению городским имуществом администрации (далее - комитет) от 16.04.2001 N 736, распоряжением председателя комитета от 10.06.2011 N 455/02-ро указанная станция передана Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства на праве хозяйственного ведения.
Канализационная насосная станция расположена на земельном участке общей площадью 2063 кв. м с кадастровым номером 66:41:0708016:3.
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0708016:3 находится в собственности Российской Федерации.
Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане от 03.04.2015 N 96030, необходимого для эксплуатации здания канализационной насосной станции, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бережная, д. 186.
Из пояснений истца суды выявили, что администрация совместно с Екатеринбургским муниципальным унитарным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства с 2014 г. ведёт переписку с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и учреждением по вопросу передачи земельного участка в муниципальную собственность.
В ходе переписки Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации признал исключительное право собственника объекта недвижимости на земельный участок и сообщил, что Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации готов рассмотреть вопрос о безвозмездной передаче земельного участка под объектом в муниципальную собственность при наличии волеизъявления органа местного самоуправления.
На основании изложенного администрация письмом от 01.06.2018 N 0121/01-18/001/685 направила в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации обращение с просьбой рассмотреть возможность передачи земельных участков, в том числе участка с кадастровым номером 66:41:0708016:3, расположенного по адресу:
г. Екатеринбург, ул. Бережная, д. 18, необходимого для эксплуатации здания канализационной насосной станции.
Распорядительный акт Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации по передаче указанного земельного участка в муниципальную собственность не издан.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0708016:3 в части, расположенной под зданием канализационной насосной и необходимой для ее эксплуатации, должен находиться в муниципальной собственности, истец обратился в арбитражный суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что земельный участок, на который истец просит признать право собственности, не сформирован в соответствии с требованиями земельного законодательства, вместе с тем истцом представлены сведения о площади, координатах земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего муниципальному образованию объекта недвижимости.
Соответствующие данные не оспорены, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено.
Принимая во внимание, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 66:41:0708016:429, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию "город Екатеринбург", иные объекты недвижимости отсутствуют, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для отнесения земельного участка к муниципальной собственности.
Далее суды выявили, что согласно ответу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (филиал по УФО) спорный земельный участок отнесен к землям специального назначения, его правообладателем является Российская Федерация на основании пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, учреждение указало на регистрационную запись, согласно которой произведена регистрация права на участок - от 29.10.2004 N 66-01/01-336/2004-41.
Также суды выявили, что из представленных регистрационным органом документов, в частности заявления от 14.10.2004 следует, что при регистрации права на земельный участок податель сослался на пункт 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", при этом согласно справке Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Свердловской области от 27.09.2004 N АЛ-3421 государственное имущество, в том числе спорный земельный участок, предоставлен войсковой части N 3469.
Кроме того, суд апелляционной инстанций обоснованно учел, что канализационная насосная станция на земельном участке находилась еще до регистрации права Российской Федерации на него (передана Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства в 2001 г.), при этом доказательств, свидетельствующих о том, что данное имущество обеспечивает нужды Министерства обороны Российской Федерации, учреждения, иные федеральные нужды, в материалах дела не имеется, равно как и подтверждающих отнесение канализационной насосной станции к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности.
Руководствуясь положениями постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, относится к муниципальной собственности, с учетом чего пришел к выводу о том, что в силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляющей принцип единства судьбы объекта недвижимости и земельного участка, истец имеет право претендовать на часть земельного участка, занятую зданием, сооружением и необходимую для их использования.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суды верно определили надлежащего ответчика по делу, при этом истцом представлены необходимые и достаточные доказательства для признания права муниципальной собственности на спорный объект.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования администрации к Российской Федерации в лице учреждения.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы Министерства обороны Российской Федерации, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.03.2020 по делу N А60-58144/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 66:41:0708016:429, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию "город Екатеринбург", иные объекты недвижимости отсутствуют, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для отнесения земельного участка к муниципальной собственности.
Далее суды выявили, что согласно ответу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (филиал по УФО) спорный земельный участок отнесен к землям специального назначения, его правообладателем является Российская Федерация на основании пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, учреждение указало на регистрационную запись, согласно которой произведена регистрация права на участок - от 29.10.2004 N 66-01/01-336/2004-41.
Также суды выявили, что из представленных регистрационным органом документов, в частности заявления от 14.10.2004 следует, что при регистрации права на земельный участок податель сослался на пункт 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", при этом согласно справке Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Свердловской области от 27.09.2004 N АЛ-3421 государственное имущество, в том числе спорный земельный участок, предоставлен войсковой части N 3469."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 октября 2020 г. N Ф09-5064/20 по делу N А60-58144/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5064/20
28.05.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4721/20
11.03.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-58144/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-58144/19