Екатеринбург |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А76-36447/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Сулейменовой Т. В., Суспициной Л. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зяблицевой Галины Ивановны на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по делу N А76-36447/2019 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Зяблицевой Галины Ивановны Ратнер Б.А. (доверенность от 11.01.2019).
Индивидуальный предприниматель Зяблицева Галина Ивановна (далее -предприниматель Зяблицева Г.И.) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Каслинского муниципального района Челябинской области (далее - администрация) о признании недействительным протокола публичных слушаний по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002 площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш, опубликованного в Официальном вестнике Каслинского муниципального района N 67 от 24 июля 2019 г., о признании недействительным заключения публичных слушаний по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала кадастрового квартала 74:09:0114002 площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш, опубликованного в Официальном вестнике Каслинского муниципального района N 67 от 24 июля 2019 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области" (далее - учреждение), Администрация Багарякского сельского поселения.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2020 требования заявителя удовлетворены. Признаны недействительными протокол публичных слушаний и заключение публичных слушаний по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002 площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш, опубликованные в Официальном вестнике Каслинского муниципального района от 24 июля 2019 г. N 67. В качестве восстановительной меры нарушенного права заявителя суд первой инстанции обязал администрацию утвердить проект межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002 площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.06.2020 решение суда изменено. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "требования предпринимателя Зяблицевой Г.И. удовлетворить частично: признать недействительными пункт 2 протокола от 28.06.2019 публичных слушаний по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002 площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км. на юго-восток от с. Шаблиш, пункт 2 заключения от 28.06.2019 публичных слушаний по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002 площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км. на юго-восток от с. Шаблиш, опубликованных в Официальном вестнике Каслинского муниципального района от 24 июля 2019 г. N 67.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Зяблицевой Г.Н.
В кассационной жалобе предприниматель Зяблицева Г.И просит постановление суда апелляционной инстанции отменить в части изменения резолютивной части решения, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права. Со ссылкой на положения пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель настаивает на том, что решение суда первой инстанции соответствует требованиям указанных норм процессуального законодательства, ясно и недвусмысленно определяет обязанности администрации по устранению нарушений прав заявителя. Вместе с тем, изменяя решение суда первой инстанции с формулировкой о том, что суд не должен подменять орган местного самоуправления при принятии решения, суд апелляционной инстанции внес неопределенность в правоотношения сторон, что, по мнению заявителя, может вызвать разногласия при его толковании, что, в свою очередь, не позволит достичь цели судопроизводства - исполнения решения суда.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что предпринимателю Зяблицевой Г.И. на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные в границах кадастрового квартала 74:09:0114002 площадью 408,4 га, расположенные в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с. Шаблиш.
Учреждением по запросу суда представлен перечень земельных участков, принадлежащих предпринимателю Зяблицевой Г.И., расположенных в границах кадастрового квартала 74:09:0114002 площадью 408,4 га, расположенных в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш.
Судами установлено, что указанные земельные участки расположены на землях населенных пунктов (категория), имеют вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Предприниматель Зяблицева Г.И. 12.02.2019 обратилась в администрацию с заявлением о вынесении решения о подготовке документации по "Разработке проекта планировки и межевания земельных участков, расположенных в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш, Челябинской области, Каслинского района, общей пл. 408,4 га" с приложением необходимых документов.
Постановлением администрации от 08.04.2019 N 278 принято решение о подготовке проекта межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002 площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш.
Согласно пункту 3 постановления заявителю необходимо обеспечить подготовку проекта межевания территории и представить в администрацию.
Зяблицева Г.И. 25.04.2019 обратилась в администрацию с заявлением о принятии и осуществлении проверки "проекта планировки и межевания земельных участков, расположенных в 2,2 км на юго-восток от с. Шаблиш, Челябинской области, Каслинского района, общей пл. 408,4 га" согласно постановлению от 08.04.2019 N 278.
Постановлением администрации от 03.06.2019 N 434 назначены публичные слушания по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, распложенные в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш на 28.06.2019 в 14:30 часов в здании администрации (Челябинская область, Каслинский район. г. Касли ул. Ленина, 55).
Указанное постановление опубликовано в Официальном вестнике Каслинского муниципального района от 05.06.2019 N 60, а также на официальном сайте администрации.
Публичные слушания состоялись 28.06.2019, в публичных слушаниях приняли участие 7 человек, результаты отражены в протоколе публичных слушаний по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002 площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, распложенные в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с. Шаблиш.
Согласно протоколу публичные слушания признаны состоявшимися, участники публичных слушаний решили отказать в утверждении представленного проекта межевания территории в связи с несоответствием документов схеме функционального зонирования территории освоения проекта плана генерального плана Багарякского сельского поселения. Рекомендовано обратиться с данным проектом межевания и планировки территории после внесения изменений в генеральный план Багарякского сельского поселения.
Указанный протокол опубликован в Официальном вестнике Каслинского муниципального района от 24.07.2019 N 67, а также на официальном сайте администрации.
По итогам проведения публичных слушаний администрацией составлено заключение публичных слушаний по документации по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002 площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш.
В соответствии с данным заключением разработчиком проекта планировки и межевания территории является общество с ограниченной ответственностью "УСЭО".
Проект межевания территории был размещен на официальном сайте администрации.
В ходе проведения публичных слушаний на рассмотрение комиссии обращений от физических и юридических лиц в период с 03.06.2019 по 28.06.2019 включительно, письменных предложений не поступало.
На публичных слушаниях был представлен проект межевания территории в границах кадастрового квартала публичных слушаний по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002 площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с. Шаблиш, участники публичных слушаний заслушали доклад начальника отдела информационного обеспечения инвестиционной деятельности управления экономики и инвестиций администрации.
После доклада проект межевания территории был вынесен на обсуждение участников публичных слушаний.
Заслушав и обсудив доклад и выступление, участники публичных слушаний решили: публичные слушания по проекту межевания признать состоявшимися; отказать в утверждении представленного проекта межевания территории в связи с несоответствием документов схеме функционального зонирования территории освоения проекта плана генерального плана Багарякского сельского поселения; опубликовать настоящее заключение в периодическом сборнике и на сайте администрации.
Указанное заключение опубликовано в Официальном вестнике Каслинского муниципального района от 24.07.2019 N 67, а также на официальном сайте администрации.
Письмом от 09.07.2019 N 2913 администрация сообщила предпринимателю Зяблицевой Г.И. об отказе в утверждении проекта планировки и межевания земельных участков, расположенных в 2,2 км на юго-восток от с. Шаблиш, общей площадью 408,4 га, до приведения в соответствие документов территориального планирования Багарякского сельского поселения, поскольку выявлено несоответствие представленного предпринимателем Зяблицевой Г.И. проекта планировки и межевания земельных участков схеме функционального зонирования территории освоения проектного плана генерального плана Багарякского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Багарякского сельского поселения от 10.12.2012 N 97, а именно, данная территория относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Полагая, что протокол публичных слушаний, заключение публичных слушаний по проекту межевания территории являются незаконными и нарушающими права и законные интересы, предприниматель Зяблицева Г.И. обратилась в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предпринимателя, руководствовался выводом о том, что протокол публичных слушаний и заключение публичных слушаний по проекту межевания территории являются незаконными и нарушают права и законные интересы предпринимателя. В целях восстановления нарушенных прав предпринимателя Зяблицевой Г.И. суд первой инстанции обязал администрацию утвердить проект межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002 площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с. Шаблиш.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции о том, что, отказывая предпринимателю Зяблицевой Г.И. в утверждении представленного проекта по причине невнесения изменений в генеральный план, орган местного самоуправления нарушает право и законные интересы собственника земельного участка и делает невозможным использование принадлежащих предпринимателю спорных земельных участков по их назначению.
Вместе с тем суд изменил резолютивную часть решения суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований предпринимателя о признании недействительными протокола публичных слушаний и заключения по его итогам в полном объеме, обоснованно руководствуясь следующим.
В силу статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Согласно части 18 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний.
В соответствии с частью 23 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.
В силу части 5 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в них.
Суды установили, что процедура проведения публичных слушаний, состоявшихся 28.06.2019, не нарушена, публичные слушания признаны состоявшимися.
В соответствии с частью 18 статьи 5.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации организатором публичных слушаний подготовлен и оформлен протокол публичных слушаний от 28.06.2019, в котором отражено решение участников слушаний, в том числе о признании публичных слушаний состоявшимися (пункт 1), об отказе в утверждении представленного предпринимателем проекта межевания (пункт 2) и публикации заключения в официальном источнике (пункт 3 протокола).
В соответствии с частью 21 статьи 5.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании протокола публичных слушаний организатором публичных слушаний подготовлено заключение о результатах публичных слушаний от 28.06.2019, в котором отражены решения, принятые на публичных слушаниях (пункты 1-3 заключения).
Приняв во внимание, что пункты 1 и 3 протокола публичных слушаний и заключения о признании протокола публичных слушаний состоявшимися и об обязательной публикации заключения в официальном источнике не нарушают права и законные интересы заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований предпринимателя Зяблицевой Г.И. в части признания пунктов 1 и 3 протокола публичных слушаний и заключения недействительными.
Вместе с тем, учитывая, что решение, принятое участниками на публичных слушаниях, явилось основанием для отказа администрации в утверждении проекта межевания в отношении земельных участков, принадлежащих предпринимателю Зяблицевой Г.И. на праве собственности, суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что именно пункты 2 протокола публичных слушаний и заключения по его итогам содержат решение, которое нарушает права предпринимателя.
Судом установлено, что основанием для отказа явилось несоответствие проекта планировки и межевания действующему генеральному плану Багарякского сельского поселения,
Вместе с тем суд установил, что указанное несоответствие явилось следствием непринятия органами местного самоуправления решения о внесении изменений в генеральный план Багарякского сельского поселения до настоящего времени по причине отсутствия финансирования. Приняв во внимание, что согласно положениям статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка изменений в генеральный план и их утверждение отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные пункты протокола и заключения являются недействительными как не соответствующие требованиям законодательства и нарушающие права и законные интересы предпринимателя Зяблицевой Г.И.
При этом, руководствуясь положениями пункта 3 части 4 статьи 201, пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из установленных конкретных обстоятельств рассматриваемого спора, суд апелляционной инстанции правомерно изменил решение суда первой инстанции и обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Зяблицевой Г.И., предоставив ответчику возможность самостоятельно избрать меру восстановления нарушенных прав и законных интересов истца с учетом необходимости принятия соответствующих ситуации управленческих решений в соответствии с правомочиями ответчика. Следует отметить, что при применении положений ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не связан предложениями заявителя по делу и вправе самостоятельно избрать меру, предписываемую к совершению заинтересованным лицом (то есть соответствующим органом или должностным лицом), направленную на восстановление нарушенных прав и интересов заявителя по делу.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что, изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции внес неопределенность в правоотношения сторон, отклоняется судом кассационной инстанции как основанный на неверном толковании норм процессуального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции, изменившее решение суда первой инстанции, подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по делу N А76-36447/2019 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зяблицевой Галины Ивановны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 21 статьи 5.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании протокола публичных слушаний организатором публичных слушаний подготовлено заключение о результатах публичных слушаний от 28.06.2019, в котором отражены решения, принятые на публичных слушаниях (пункты 1-3 заключения).
...
Судом установлено, что основанием для отказа явилось несоответствие проекта планировки и межевания действующему генеральному плану Багарякского сельского поселения,
Вместе с тем суд установил, что указанное несоответствие явилось следствием непринятия органами местного самоуправления решения о внесении изменений в генеральный план Багарякского сельского поселения до настоящего времени по причине отсутствия финансирования. Приняв во внимание, что согласно положениям статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка изменений в генеральный план и их утверждение отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные пункты протокола и заключения являются недействительными как не соответствующие требованиям законодательства и нарушающие права и законные интересы предпринимателя Зяблицевой Г.И."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2020 г. N Ф09-6269/20 по делу N А76-36447/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6269/20
16.03.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1611/2022
29.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6269/20
23.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5745/20
18.03.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-36447/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-36447/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-36447/19