Екатеринбург |
|
02 ноября 2020 г. |
Дело N А71-16945/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Краснобаевой И.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ситникова Виктора Владимировича (далее - предприниматель Ситников В.В.) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2020 по делу N А71-16945/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики, приняли участие:
предприниматель Ситников В.В. (лично, паспорт);
представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра) - Фролова В.Б. (доверенность от 01.01.2020).
Предприниматель Ситников В.В. обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Росреестра о признании незаконным решения от 17.10.2019 N 18/116/001/2019-6321 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: электроподстанция ТП 78, кадастровый номер 18:27:020102:53, общая площадь 43, 3 кв. м, инв. N 94:410:002:000162060:0001:20000, лит. А, адрес: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Луначарского, д. 22, возложении на Управление Росреестра обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности предпринимателя Ситникова В.В. на указанный объект недвижимости на основании заявления от 05.07.2019 N 18/116/001/2019-6321 и представленных документов (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Ситников В.В. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение норм материального права.
Заявитель считает, что судами не учтены разъяснения, изложенные в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". Заявитель указывает, что спорный объект построен и введен в эксплуатацию в 1985 г., на момент ввода в эксплуатацию разрешения на строительство здания электроподстанции не требовалось, договор купли-продажи от 15.01.2010 недействительным или незаключенным не признан, передача электроподстанции произведена по акту передачи от 15.01.2010, права истца на спорный объект не оспариваются. Кроме того, заявитель отмечает, что судам следовало принять во внимание, что предприниматель Ситников В.В. является фактическим владельцем спорного объекта, несет бремя расходов по его содержанию.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что предприниматель Ситников В.В. 05.07.2019 обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости - электроподстанция ТП 78, кадастровый номер 18:27:020102:53, общая площадь 43,3 кв. м, инв. N 94:410:002:000162060:0001:20000, лит. А, адрес: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Луначарского, д. 22.
К заявлению были приложены договор купли-продажи от 15.01.2010, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью "База технического обеспечения" и предпринимателем Ситниковым В.В., а также акт приема-передачи от 15.01.2010.
Уведомлением от 17.07.2019 государственная регистрация права собственности приостановлена. Управление Росреестра указывало на отсутствие в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах в отношении вышеуказанного объекта недвижимого имущества, отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие ранее возникшего права собственности на спорный объект.
Уведомлением от 17.10.2019 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности в связи с не устранением в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав. Кроме того, Управление Росреестра отметило, что в порядке межведомственного взаимодействия был направлен запрос в муниципальное образование "Город Воткинск", поступил ответ от 24.07.2019, согласно которому информация о выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в администрации города Воткинска отсутствует, согласно ответу нотариуса Давлетгараевой В.К., удостоверившей договор купли-продажи от 15.01.2020, объект купли-продажи рассматривался участниками сделки как объект движимого имущества. Управление Росреестра указало, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие возникновение права собственности продавца, указанный в п. 1.1 договора объект не является объектом недвижимого имущества.
Предприниматель Ситников В.В., полагая, что отказ регистрирующего органа является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Предприниматель Ситников В.В. указывал, что общество "База технического обеспечения" с 11.03.2012 прекратило свою деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, договор купли-продажи от 15.01.2010 незаключенным или недействительным не признан, оплата по договору произведена путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца в полном объеме, передача электроподстанции ТП 78 произведена по акту передачи от 15.01.2010, права заявителя на объект недвижимости не оспариваются. Кроме того, заявитель отмечал, что 05.05.2010 были получены кадастровый и технический паспорта на объект - электроподстанция ТП 78, объекту был присвоен кадастровый номер 18:27:020102:53, объект был введен в эксплуатацию в 1985 году, на момент ввода в эксплуатацию разрешения на строительство здания электроподстанции в соответствии с действовавшим градостроительным законодательством не требовалось.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного для признания незаконными решений или действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых решений или действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
На основании пункта 1 статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 15 Федерального закона N 218 государственная регистрация прав осуществляется по заявлению сторон договора при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено данным законом.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные названным Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно статье 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
На основании пункта 44 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
В части 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ указано, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В силу части 3 статьи 69 названного Федерального закона государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Отказ в государственной регистрации права собственности на спорный объект - электроподстанция ТП 78, кадастровый номер 18:27:020102:53, общая площадь 43,3 кв. м, инв. N 94:410:002:000162060:0001:20000, лит. А, адрес: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Луначарского, д. 22, был мотивирован тем, что на государственную регистрацию не представлен документ, подтверждающий возникновение права собственности продавца на спорный объект недвижимости.
Учитывая, что сведения о зарегистрированных правах в ЕГРН на спорный объект отсутствуют, какие-либо документы, подтверждающие наличие у продавца права собственности в отношении электроподстанции, не представлены, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2020 по делу N А71-16945/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ситникова Виктора Владимировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ указано, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В силу части 3 статьи 69 названного Федерального закона государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 ноября 2020 г. N Ф09-6251/20 по делу N А71-16945/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6251/20
25.06.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2662/20
22.01.2020 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-16945/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-16945/19