Екатеринбург |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А47-12942/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенков В. А.,
судей Татариновой И.А., Полуяктова А.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Ядыкиной Надежды Николаевны (далее - КФХ Ядыкина Н.Н.) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.01.2020 по делу N А47-12942/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель КФХ Ядыкиной Н.Н.- Денисова Т.Ю. (доверенность от 11.09.2019).
Ходатайство администрации муниципального образования Погроминский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области (далее - администрация) о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
КФХ Ядыкина Н.Н. обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к администрации о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от предоставления в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 56:32:0304001:17, 56:32:0304001:18, 56:32:0304001:19, изложенного в письме от 30.08.2019 N 21; обязании принять решение о предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов за плату в размере не более 15% от их кадастровой стоимости; обязании направить проекты договоров купли-продажи Ядыкиной Надежде Николаевне.
Решением суда от 20.01.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КФХ Ядыкина Н.Н. просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанций, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы, ссылаясь на законность занятия им спорных земельных участков и доказанность факта использования участков в сельскохозяйственных целях на протяжении длительного периода времени, полагает, что оснований для отказа в удовлетворении заявления не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что Ядыкина Н.Н. зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Между КФХ Ядыкиной Н.Н. и администрацией составлены акты от 23.01.2018, 09.01.2019 о фактическом использовании КФХ Ядыкиной Н.Н. земельных участков сельскохозяйственного назначения, площадью 577 га, 140 га, 137 га и 124 га, расположенных на территории Погроминского сельсовета, до заключения долгосрочного договора аренды.
08.07.2019 за администрацией зарегистрировано право муниципальной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 56:32:0304001:17, 56:32:0304001:18, 56:32:0304001:19, образованные путем выдела в счет долей в праве общей собственности.
В средствах массовой информации размещены сведения о возможности приобретения указанных земельных участков.
КФХ Ядыкина Н.Н. обратилась в администрацию с заявлением от 30.07.2019 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 56:32:0304001:17, 56:32:0304001:18, 56:32:0304001:19.
Кроме того, 30.07.2019, 21.08.2018 в администрацию поступили заявления Рябовой Натальи Ермаковны и Богатова Андрея Анатольевича о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 56:32:0304001:17, 56:32:0304001:18, 56:32:0304001:19 в аренду.
Поскольку в администрацию поступило несколько заявлений, заинтересованное лицо направило заявителю письмо от 30.08.2019 N 21, в котором сообщило о том, что земельные участки будут предоставляться в аренду через аукцион.
Считая отказ администрации в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 56:32:0304001:17; 56:32:0304001:18; 56:32:0304001:19 незаконным, КФХ Ядыкина Н.Н. обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
В качестве способа восстановления нарушенных прав КФХ Ядыкиной Н.Н. заявлено требование о возложении на заинтересованное лицо обязанности принять решение о предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов за плату в размере, не более 15% от их кадастровой стоимости, и направить в ее адрес проекты договоров купли-продажи.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно 2-х условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
Без проведения торгов продажа земельных участков осуществляется в случаях, указанных в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон "101-ФЗ) (подпункт 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли- продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
В пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2017 по делу N 308-КГ17-7961 указано, что условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Как верно указано судами, из буквального толкования положения п. 5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ следует, что заявитель должен доказать факт использования испрашиваемого им в собственность земельного участка. При этом закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, так же как и не определяет срок использования участка и другие обстоятельства его использования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности.
К таким основаниям и доказательствам использования земельного участка могут быть отнесены: договоры аренды или безвозмездного пользования, иные договоры, заключенные в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством; в случае если указанные субъекты использовали истребуемый участок без оформления правоотношений, то ими могут быть представлены любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
Таким образом, в целях применения положений п. 5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ и установления факта использования земельного участка могут быть учтены как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, находившегося в общей долевой собственности до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
Однако следует отметить, что порядок предоставления земли по правилам приведенной нормы права не должен позволить приобрести земельный участок недобросовестному лицу. В связи с этим использование должно быть законным и правомерным в том смысле, что толкование нормы п. 5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях).
Разрешение спора о заключении договора купли-продажи или аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, на основании п. 5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ связано с проверкой соблюдения сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством всех условий для реализации права на льготное приобретение земельного участка, установленных указанной нормой. При оценке условий использования земельного участка необходимо учитывать, в том числе и добросовестное фактическое использование такого участка при отсутствии нарушения прав третьих лиц, а также лиц, в общей долевой собственности которых находился земельный участок, из которого выделен земельный участок в счет невостребованных долей (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2017 по делу N 308-КГ17-7961, А32-19029/2016).
Судами установлено, что заявителем не представлено каких- либо документов, позволяющих установить, при каких конкретно обстоятельствах и на каких основаниях заявитель приступил к использованию земельных участков, получал ли разрешение прежних собственников земельных участков на их использование (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами учтено, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости на спорные земельные участки в качестве оснований для государственной регистрации права собственности явились судебные акты судов общей юрисдикции о признании права муниципальной собственности на невостребованные доли, в том числе вступившие в законную силу после занятия заявителем земельных участков - 20.04.2018, 18.05.2018.
Оценив представленные заявителем акты о фактическом использовании земельных участков от 23.01.2018 и 09.01.2019 и сведения об итогах сева за 2018 год и 2019 год, суды установили, что указанные документы подтверждают лишь факт использования земельных участков заявителем, но не свидетельствуют о законности возникновения права использования земельных участков, которые до момента государственной регистрации права собственности муниципального образования Погроминский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области (08.07.2019) находились в праве общей собственности, принадлежали иным лицам и были образованы путем выдела в счет невостребованных долей.
Таким образом, судами установлено, что использование земельных участков начато заявителем осуществлялось в результате самовольного захвата, без получения законного разрешения собственников земельных участков, что опровергает наличие у заявителя статуса добросовестного землепользователя.
Отклоняя довод о заключении с администрацией 10.02.2018 и 11.01.2019 договоров о сотрудничестве, суды указали, что предметом представленных договоров является совместное и согласованное сотрудничество в сфере землепользования, социальной, природоохранной деятельности, противопожарной безопасности, благоустройстве, ремонте и содержании дорог с целью расширения сбыта продукции, увеличения клиентской базы и наиболее оперативное решение вопросов, относящихся к ведению поселения, а не предоставление в пользование (аренду и т.п.) спорных земельных участков. Кроме того, до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные земельные участки администрация Погроминского сельсовета не имела права ими распоряжаться.
Судами принято во внимание также, что на спорные земельные участки претендуют также иные лица - Рябова Наталья Ермаковна и Богатов Андрей Анатольевич, которые после размещения информации о предоставлении спорных земельных участков обратились в администрацию заявлениями о предоставлении их в аренду, что исключает предоставление спорных земельных участков без проведения торгов.
С учетом изложенного в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.01.2020 по делу N А47-12942/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Ядыкиной Надежды Николаевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
И.А.Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К таким основаниям и доказательствам использования земельного участка могут быть отнесены: договоры аренды или безвозмездного пользования, иные договоры, заключенные в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством; в случае если указанные субъекты использовали истребуемый участок без оформления правоотношений, то ими могут быть представлены любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
Таким образом, в целях применения положений п. 5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ и установления факта использования земельного участка могут быть учтены как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, находившегося в общей долевой собственности до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
Однако следует отметить, что порядок предоставления земли по правилам приведенной нормы права не должен позволить приобрести земельный участок недобросовестному лицу. В связи с этим использование должно быть законным и правомерным в том смысле, что толкование нормы п. 5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях).
Разрешение спора о заключении договора купли-продажи или аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, на основании п. 5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ связано с проверкой соблюдения сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством всех условий для реализации права на льготное приобретение земельного участка, установленных указанной нормой. При оценке условий использования земельного участка необходимо учитывать, в том числе и добросовестное фактическое использование такого участка при отсутствии нарушения прав третьих лиц, а также лиц, в общей долевой собственности которых находился земельный участок, из которого выделен земельный участок в счет невостребованных долей (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2017 по делу N 308-КГ17-7961, А32-19029/2016)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф09-6107/20 по делу N А47-12942/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6107/20
06.07.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2635/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12942/19
07.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12942/19