Екатеринбург |
|
09 ноября 2020 г. |
Дело N А47-14384/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Сухановой Н. Н., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ника-Люкс" (далее - общество, ООО "Ника-Люкс", заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.06.2020 по делуN А47-14384/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - административный орган, министерство) об отмене постановления от 27.06.2019 N 97и по делу N 08-03-24/40-2019 о назначении обществу административного наказания по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и прекращении производства по делу.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, дело прекратить, ссылаясь на отсутствие у судов надлежащей оценки доказательств, представленных в материалы дела, и необоснованное отклонение доводов заявителя.
Общество в кассационной жалобе приводит довод о формальном разрешении судами данного дела. Судами сделаны также необоснованные выводы о виновности ООО "Ника-Люкс" в совершении им административного правонарушения, указывая на добросовестные действия продавца Рахматулиной И.В., которой продана единица алкогольной продукции в установленное, по мнению общества, законом время - в 10 ч 02 мин. (время на мониторе персонального компьютера). Поясняет, что несоответствие времени (часы на компьютере спешили на 8-10 мин.) выяснилось в конце смены, причиной которого явилась техническая неисправность. Настаивает на доводах об отсутствии в его действиях противоправности, необходимом для установления факта наличия состава административного правонарушения, об отсутствии у должностного лица административного органа законных полномочий на вынесение оспариваемого постановления, о не направлении административным органом в адрес общества протокола об административном правонарушении от 05.06.2019 N 40, а также о нарушении срока составления протокола.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество имеет лицензию на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции от 11.04.2017 N 2095/56РПА0000582, сроком действия до 10.04.2010, выданной министерством.
На основании приказа министерства от 11.03.2019 N 40 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой административным органом выявлена розничная продажа обществом алкогольной продукции в количестве 1 единицы в период установленного времени ограничения розничных продаж, а именно: в обособленном подразделении, расположенном по адресу: Оренбургская область, г. Орск, пл. Васнецова, 4 (касса 9285000100017458, смена 225) 20.01.2019, время розничной продажи 09:51; продано вино фруктовое столовое полусладкое "Портвейн 777" 14.000%, емк. 0,7 л; производитель общество с ограниченной ответственностью "Объединенные Пензенские ЛВЗ", код АП 421, штриховой код 22N000004BX1EKQ01ZT0C7V80713023021937AMMDQARB2X9KDJSSBWU5DDLNQKGB 1X5; номер чека 1756, по цене 100 рублей за единицу, о чем составлен акт проверки от 10.04.2019 N 40.
Указанные обстоятельства подтверждаются также федеральным отчетом "Журнал учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 19.01.2019 по 21.01.2019, по указанному времени за каждые сутки с 22:05 по 09:59" (файл: Копия _iisservfs_Content_SERVICE_FSPvAR_REPORTS_ - a5c 1 Забс-81 fb40f4-bc77-cd92788abflb), информацией из протокола запроса единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).
По факту выявленного нарушения административным органом в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении от 05.06.2019 N 40 (в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом).
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении 27.06.2019 министерством (в отсутствие представителя ООО "Ника-Люкс") вынесено постановление о назначении административного наказания N 97и, которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из выводов о доказанности наличия в действиях ООО "Ника-Люкс" состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, о соблюдении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился, признал их законными и обоснованными, оставил решение суда без изменения.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 данного Кодекса в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации регулируется положениями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Исходя из части 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 указанного Федерального закона; нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
В силу пункта 9 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.
Согласно абзацу 2 пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 14.09.2012 N 786-п "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области" установлены дополнительные ограничения времени розничных продаж алкогольной продукции, в частности, в силу пункта 2 приложения к данному постановлению не допускается розничная продажа алкогольной продукции в период времени с 22:00 до 10:00 по местному времени; запрет на розничную продажу алкогольной продукции, предусмотренный названным пунктом, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Правильно применив указанные выше нормы права, оценив в совокупности и взаимосвязи по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактические обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт проверки от 10.04.2019 N 40, протокол об административном правонарушении от 05.06.2019 N 40, и установив, что в обособленном подразделении, расположенном по адресу: Оренбургская область, г. Орск, пл. Васнецова, 4, обществом произведена розничная продажа маркированной алкогольной продукции в количестве 1 единицы в 09 ч 51 мин., суды сделали обоснованный вывод о доказанности факта розничной продажи обществом алкогольной продукции в период времени, в который реализация подобного товара недопустима, что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и, кроме того, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и были отклонены с достаточно мотивированным обоснованием, изложенном в обжалуемых судебных актах.
При разрешении вопроса о наличии вины заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, приняли во внимание, что обществом не обеспечено выполнение обязательных требований, установленных действующим законодательством, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции; общество имело возможность для соблюдения требований законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия всех исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства в области оборота алкогольной продукции, наличия непреодолимых и объективных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению обязательств, в материалы дела заявителем не представлены.
При установленных обстоятельствах, оцененных в совокупности, суды обоснованно посчитали доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Кроме того, суды верно определили, что при производстве по делу об административном правонарушении административным органом существенных процессуальных нарушений не допущено. Обстоятельств, исключающих административную ответственность, либо позволяющих освободить лицо, привлекаемое к административной ответственности от административной ответственности, не установлено.
Привлечение общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ произведено административным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности.
Назначенное обществу наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей является минимальной санкцией, установленной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств судами правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя жалобы о том, что ему не направлялся протокол об административном правонарушении, а также довод об отсутствии у должностного лица административного органа законных полномочий на вынесение оспариваемого постановления были рассмотрены судами и отклонены с надлежащим обоснованием причин непринятия данных доводов.
Положениями главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрены полномочия суда кассационной инстанции по установлению иных фактических обстоятельств дела и переоценке доказательств.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в том числе в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.06.2020 по делу N А47-14384/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ника-Люкс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении вопроса о наличии вины заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, приняли во внимание, что обществом не обеспечено выполнение обязательных требований, установленных действующим законодательством, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции; общество имело возможность для соблюдения требований законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Привлечение общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ произведено административным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности.
Назначенное обществу наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей является минимальной санкцией, установленной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 ноября 2020 г. N Ф09-6820/20 по делу N А47-14384/2019