Екатеринбург |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А07-27277/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Сулейменовой Т.В., Столярова А.А.
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан" (далее - фонд, истец) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2020 по делу N А07-27277/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Республики Башкортостан прибыли представители:
фонда - Фролова Г.Д. (доверенность от 06.08.2020);
Правительства Республики Башкортостан (далее - Правительство, ответчик) - Калеева Н.О. (доверенность от 29.10.2019);
Министерства финансов Республики Башкортостан (далее - министерство финансов, ответчик) - Усманова А.М. (доверенность от 31.12.2019).
Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к министерству финансов, Правительству об обязании Правительство отнести к государственной собственности объекты коммунальной инфраструктуры в счет возврата бюджетного кредита по договору N 07-10/18А от 16.06.2003 (N 214/03- 26 ЖФ от 18.06.2003) о предоставлении бюджетного кредита, построенные фондом; обязании Министерства финансов уменьшить реструктуризированную задолженность фонда по договору N 07- 10/18А от 16.06.2003 (N 214/03-26 ЖФ от 18.06.2003) о предоставлении бюджетного кредита на сумму 229 025 881,56 руб. (с учетом уточнения иска, принятого судом первой инстанции к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Решением суда от 27.04.2020 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что Министерство финансов является не надлежащим ответчиком. Ссылаясь на фактические обстоятельства дела, заявитель отмечает, что дополнительным соглашением реструктуризирована задолженность, заемщику предоставлена отсрочка на период до 2022 года, замена первоначального обязательства другим обязательством, предусматривающим иной предмет и способ исполнения дополнительным соглашением не предусматривалось, в связи с чем полагает, что возврат бюджетного кредита может осуществляться не только в денежной форме.
В отзывах на кассационную жалобу Правительство, Министерство финансов просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства от 25.03.2003 N 251-р в целях реализации Республиканской целевой жилищной программы Республики Башкортостан и во исполнение ст. 35 Закона РБ от 26.12.2002 N428-з "О республиканском бюджете Республики Башкортостан на 2003 год", а именно п. 3 Министерству строительства, архитектуры и дорожного комплекса РБ совместно с Министерством финансов и Фондом поручено заключить договор о предоставлении бюджетного кредита в соответствии с п. 2 настоящего распоряжения.
В соответствии с п. 2 распоряжения установлено, что бюджетный кредит предоставляется в соответствии со ст. 77 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) без взимания платы за пользованием им со сроком погашения до 2013 года по графику согласно приложению.
Между Республиканским органом исполнительной власти - Министерством строительства, архитектуры и дорожного комплекса, Министерством финансов Республики Башкортостан и Фондом в соответствии с распоряжением Правительства от 25.03.2003 N 251-р заключен договор от 16.06.2003 N 07-10/18А о предоставлении бюджетного кредита N 214/03-26 ЖФ от 16.06.2003.
Пунктом 1.1. определен предмет договора: "О предоставлении бюджетного кредита, выделенного Фонду с момента создания до 1 июля 2000 года в виде денежных средств, материальных ресурсов, не завершенных строительством объектов, полученных от предприятий и организаций в счет погашения недоимки по обязательным платежам в республиканский бюджет, а также путем применения не денежных инструментов финансирования, на общую сумму 2 552 471 тыс. рублей (с учетом вклада Республики Башкортостан в сумме 202 тыс. рублей в имущество Фонда согласно распоряжению Кабинета Министров от 04.03.1999 N 184-р) на срок до 2013 года по графику согласно приложению. Плата за пользование бюджетными средствами отсутствует.
Дополнительным соглашением от 02.10.2013 N 4 к договору N0710/18а от 16.06.2003 о предоставлении бюджетного кредита, заключенным на основании распоряжения Правительства РБ от 17.06.2013 N746-р, предусмотрено: в п. 1.1. договора заменить: "слова на срок до 2013 года по графику согласно приложению. Плата за пользование бюджетными средствами отсутствует" на слова "на срок до 01 декабря 2015 года по графику согласно приложению N1. Плата за пользование бюджетным кредитом отсутствует, за исключением ежемесячной уплаты процентов за пользование суммой кредита в размере 448 978,73 тыс. рублей, срок возврата которой продлен с 1 декабря 2012 года до 1 декабря 2015 года, из расчета 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации".
Дополнительным соглашением от 29.11.2013 N 5 к договору от 16.06.2003 N 0710/18а о предоставлении бюджетного кредита, заключенным на основании распоряжения Правительства РБ от 13.11.2013 N 1413-р, предусмотрено: в п. 1.1. договора заменить: слова "на срок до 01 декабря 2015 года по графику согласно приложению N 1. Плата за пользование бюджетным кредитом отсутствует, за исключением ежемесячной уплаты процентов за пользование суммой кредита в размере 448 978,73 тыс. рублей, срок возврата которой продлен с 1 декабря 2012 года до 1 декабря 2015 года, из расчета _ ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации." на слова "на срок до 01 декабря 2016 года по графику согласно приложению N 1. Плата за пользование бюджетным кредитом отсутствует, за исключением ежемесячной уплаты процентов за пользование суммой кредита в размере 448 978,73 тыс. рублей, срок возврата которой продлен с 1 декабря 2012 года до 1 декабря 2015 года и суммой кредита в размере 600 989,78 тыс. рублей, срок возврата которой продлен с 1 декабря 2013 года до 1 декабря 2016 года, из расчета 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации".
Дополнительным соглашением от 10.03.2016 N 6 к договору N07-10/18а от 16.06.2003 о предоставлении бюджетного кредита, заключенным на основании распоряжения Правительства РБ от 30 декабря 2015 года N1487-р, предусмотрено: в п. 1.1. договора заменить: слова "на срок до 01 декабря 2016 года по графику согласно приложению N1. Плата за пользование бюджетными средствами отсутствует, за исключением ежемесячной уплаты процентов за пользование суммой кредита в размере 448 978,73 тыс. рублей, срок возврата которой продлен с 1 декабря 2012 года до 1 декабря 2015 года и суммой кредита в размере 600 989,78 тыс. рублей, срок возврата которой продлен с 1 декабря 2013 года до 1 декабря 2016 года, из расчета 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации." на слова "на срок до 01 декабря 2017 года по графику согласно приложению N 1. Плата за пользование бюджетными средствами отсутствует, за исключением ежемесячной уплаты процентов за пользование суммой кредита в размере 429 417,57 тыс. рублей, срок возврата которой продлен с 1 декабря 2015 года до 1 декабря 2016 года и суммой кредита в размере 600 989,78 тыс. рублей, срок возврата которой продлен с 1 декабря 2016 года до 1 декабря 2017 года, из расчета 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации".
Пунктом 3.1. договора от 18.06.2003 бюджетного кредита закреплено, что
заемщик обязуется осуществлять возврат бюджетного кредита по графику, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора (приложение N 1), в виде построенных и введенных в эксплуатацию жилых домов (квартир), подлежащих передаче администрациям районов и городов, и объектов коммунальной и социальной инфраструктуры; а также в виде построенных и введенных в эксплуатацию жилых домов (квартир), передаваемых по отдельным распоряжениям Правительства, в денежной форме на счет Республиканского бюджета РБ.
Постановлением Кабинета министров Республики Башкортостан от 25.07.2000 N 216 утвержден порядок возврата средств республиканского бюджета, выделяемых Фонду жилищного строительства при Президенте Республики Башкортостан (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.1. Порядка средства республиканского бюджета, выделяемые Фонду для осуществления Президентской жилищной программы в виде денежных средств, материальных ресурсов, не завершенных строительством жилых домов, полученных от предприятий и организаций в счет погашения недоимки по обязательным платежам в республиканский бюджет, иных материальных активов, а также путем применения неденежных инструментов финансирования, возвращаются Фондом: а) в виде построенных и введенных в эксплуатацию жилых домов (квартир), подлежащих передаче администрациям районов и городов, и объектов коммунальной и социальной инфраструктуры; б) в виде построенных и введенных в эксплуатацию жилых домов (квартир), передаваемых по отдельным распоряжениям Правительства Республики Башкортостан; в) в денежной форме.
В соответствии с п. 3.3 указанного Порядка на основании распоряжения Правительства Министерство финансов оформляет возврат средств в республиканский бюджет и письменно извещает об этом Фонд, после чего Фонд отражает возврат в бухгалтерском учете в установленном порядке.
Во исполнение Порядка и в целях погашения части обязательств Фонда по бюджетным кредитам в 2016 году Фондом подготовлены и направлены на согласование министерств и ведомств республики следующие проекты распоряжений "Об отнесении к государственной собственности Правительства Республики Башкортостан": N 2-1-Расп-592-Проект от 01.06.2016 с перечнем имущества стоимостью 12 702,533 тыс. руб., N 2-1-Расп-593-Проект от 01.06.2016 с перечнем имущества стоимостью 28 687,669 тыс. руб., N 2-1-Расп-722-Проект от 30.06.2016 с перечнем имущества стоимостью 28 481,419 тыс. руб.
В 2018 году Фондом в установленном порядке подготовлены и направлены на согласование следующие проекты распоряжений Правительства РБ "Об отнесении к государственной собственности Республики Башкортостан объектов коммунальной инфраструктуры": N 2-1-Расп-352-Проект от 16.04.2018 с перечнем имущества стоимостью 97 611,87 тыс. руб.; N 2-1Расп-450-Проект от 10.05.2018 с перечнем имущества стоимостью 47154,50440 тыс. руб.
Указанными проектами распоряжений предусматривается передача объектов коммунальной инфраструктуры, построенных Фондом в государственную собственность Республики Башкортостан в счет возврата части средств бюджетного кредита по балансовой стоимости.
Министерством финансов указанные проекты распоряжений не согласованы, представлены замечания от 29.06.2018 N 35-02-20, от 26.06.2018 N 35-02-19, со ссылкой на ст. ст. 41, 42 БК РФ, предусматривающие возможность возврата бюджетных кредитов только в денежной форме.
Указанное послужило основание предприятию для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из следующего.
В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской
Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (ст. 93.2 БК РФ).
В силу третьего абзаца п. 1 ст. 93.2 БК РФ к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", отношения по предоставлению бюджетного кредита регулируются нормами гражданского законодательства, за исключением особенностей, предусмотренных бюджетным законодательством.
В силу ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными, обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 93.2 БК РФ заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и
уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договора.
В соответствии с п. 10 ст. 93.2 БК РФ (утратил силу в соответствии с ФЗ N 278-ФЗ от 02.08.2019) под реструктуризацией обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту понимается основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения. Условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту устанавливаются соответствующими законами (решениями) о бюджете
и принятыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования соответственно, которыми также определяется порядок проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту.
На основании п. 4 ст. 93.2 БК РФ (на момент заключения договора действовала ч. 5 ст. 76 БК РФ), уполномоченные в соответствии с нормативными актами субъектов Российской Федерации органы государственной власти представляют субъект Российской Федерации в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением.
В соответствии с ст. 76 БК РФ возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к
платежам в бюджет.
Статьей 77 БК РФ установлено, что бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки.
Судами установлено, что Распоряжением Правительства от 25.03.2003 N 251-р Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан определено в качестве уполномоченного органа по предоставлению бюджетного кредита.
В соответствии с распоряжением Правительства от 17.06.2013 N 746-р и дополнительным соглашением от 02.10.2013 N 4 к договору, в спорном правоотношении произведена замена Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан на Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
Поскольку разрешение исковых требований затрагивает задолженность перед Республикой Башкортостан по бюджетному кредиту, исковые требования
на основании постановления N 185, ст. 93.2 БК РФ, условий договора должны быть предъявлены к уполномоченному органу - Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
С учетом изложенного вывод судов о том, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику - Министерству финансов является правильным.
Принимая во внимание, что истец о замене ненадлежащего ответчика не заявлял, суды обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Отклоняя довод заявителя о том, что возврат бюджетного кредита может осуществляться не только в денежной форме, суды исходили из следующего.
Вследствие заключения дополнительного соглашения от 24.04.2019 N 8 к
договору от 16.06.2003 изменился предмет исполнения, поскольку реструктурированная задолженность объединяет различные виды обязательств - основной долг, проценты, пени, также изменился порядок исполнения обязательств. Порядок возврата средств республиканского бюджета, выделяемых Фонду и соглашение о реструктуризации устанавливают обязанность уплаты реструктурированной задолженности и процентов за рассрочку ежегодно до 1 ноября соответствующего года в соответствии с графиком согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению от 24.04.2019 N 8.
Таким образом, возможность исполнения указанных обязательств в неденежной форме не предусмотрена.
Доводы заявителя являлись предметом исследования судов, и им дана надлежащая правовая оценка, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2020 по делу N А07-27277/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Т.В.Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 4 ст. 93.2 БК РФ (на момент заключения договора действовала ч. 5 ст. 76 БК РФ), уполномоченные в соответствии с нормативными актами субъектов Российской Федерации органы государственной власти представляют субъект Российской Федерации в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением.
В соответствии с ст. 76 БК РФ возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к
...
Статьей 77 БК РФ установлено, что бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки.
...
на основании постановления N 185, ст. 93.2 БК РФ, условий договора должны быть предъявлены к уполномоченному органу - Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2020 г. N Ф09-6598/20 по делу N А07-27277/2018