Екатеринбург |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А71-11975/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Поротниковой Е. А., Лукьянова В. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тафгай" (далее - общество "Тафгай", общество, управляющая компания) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.02.2020 по делу N А71-11975/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использование сервиса онлайн заседания принял участие представитель общества "Тафгай" - Михеев Т.С. (доверенность от 09.01.2019, диплом).
Общество "Тафгай" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики (далее - управление) от 16.04.2019 N 6312 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.02.2020 (судья Зорина Н.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 (судьи Голубцов В.Г., Васева Е.Е., Муравьева Е.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Тафгай" просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, полагая, что нарушение правил оформления протокола не может служить основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий; указывает на ошибочность вывода судов относительно непредставления обществом уведомления собственников многоквартирного дома о предстоящих общих собраниях и принятых собственниками решений со ссылкой на неприменение судами положений ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), которыми предусмотрены иные способы направления сообщений; указывает также, что договор управления домом подписан уполномоченным лицом и проверка сделок к полномочиям управления не относится.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в управление 08.04.2019 поступило заявление общества "Тафгай" о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части перечня адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет заявитель, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Ижевск, ул. Клубная, д. 65.
Из приложенного к заявлению протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.03.2019 собственниками помещений принято решение о расторжении договора управления многоквартирным домом с обществом с ограниченной ответственностью "Управление жилищным комплексом - Заречный" (далее - ООО "УЖК-Заречный") (вопрос 3), о выборе в качестве управляющей организации общество "Тафгай", и заключении с последним договора управления (вопрос 4). К заявлению приложен также договор управления многоквартирным домом от 25.03.2019.
По результатам рассмотрения заявления общества "УК "Тафгай" и приложенных к нему документов, заключения от 16.04.2019 N 6312 о результатах проверки заявления и приложенных к нему документов, управлением выявлено несоответствие заявления и приложенных к нему документов требованиям, установленным подп. "а", "г" п. 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), а именно: представленная копия протокола не соответствует требованиям, установленным подп. "а", "в" п. 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр (далее - Приказ N 937/пр); представленная копия договора управления не соответствует требованиям ч. 1 ст. 162 ЖК РФ; не размещена указанная в заявлении информация в системе - обязательные приложения к протоколу, установленные подп. "а" п. 19 Приказа N 937/пр.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия оспариваемого решения, не согласившись с которым общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из следующего.
В силу ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
На основании ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; копию договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п. 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы, в том числе: копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных ч 14 ст. 161 ЖК РФ.
В силу пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий, в том числе: соответствия заявления и документов положениям п. 2 и 3 настоящего Порядка; выполнения заявителем требования, установленного ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подп. "а", "г" - "е" п. 5 настоящего Порядка; несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подп. "б" и "в" п. 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 настоящего Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (п. 9 Порядка).
Порядок оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утвержден Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Порядок N 44/пр), согласно п. 20 которого обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются: реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников; копия текста сообщения о проведении общего собрания; документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с ч. 4 ст. 45, ч. 2 и 3 ст. 47.1 ЖК РФ; списки присутствующих и приглашенных лиц; документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц; документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания; письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подп. "а" п. 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подп. "б" п. 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Как установлено судами, представленный с заявлением реестр собственников многоквартирного дома не содержит сведения об имени и отчестве собственников - физических лиц; реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на помещения и сведения о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников, заполнены в отношении не всех собственников; отсутствуют сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, что свидетельствует о неисполнении подп. "а" подп. 20 Порядка N 44/пр.
Согласно ч. 4 ст. 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Однако как установлено судами, доказательства уведомления в установленном порядке собственников многоквартирного дома о проведении общего собрания обществом к заявлению не приложены, в системе не размещены.
Судами верно отклонен довод общества о том, что порядок уведомления собственников многоквартирного дома о предстоящих общих собраниях и принятых собственниками решений утвержден протоколом общего собрания собственником многоквартирного дома от 02.06.2015 и определен как вывешивание объявлений в подъездах многоквартирного дома на первом этаже, поскольку указанный протокол с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий от 08.04.2019 в управление не представлен, что является нарушением подп. "а" п. 5 Порядка N 938/пр.
Относительно того, что договор управления многоквартирным домом в нарушение п. 1 ст. 162 ЖК РФ не подписан собственниками помещений в данном доме, обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, суды указали, что с учетом применяемых в рассматриваемой ситуации изменений в подп. "в" п. 3 Порядка N 938/пр, внесенных Приказом Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр, в данном случае с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий подлежала представлению копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а не копия договора управления, заключенного лицензиатом).
Суды правомерно признали приведенный в заключении управления вывод о нарушении обществом положений подп. "в" п. 3 Порядка N 938/пр необоснованным, однако такой вывод не влечет постановку вывода о недействительности оспариваемого решения.
Более того, при рассмотрении заявления общества "Тафгай" установлено наличие протокола общего собрания собственников от 11.04.2019 с более поздним волеизъявлением собственников об утверждении условий договора управления с ООО "УЖК-Заречный".
Так, согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 11.04.2019 решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом от 25.03.2019 о выборе в качестве управляющей компании многоквартирным домом общество "Тафгай", отменено, принято новое решение об утверждении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО "УЖК-Заречный", которая 17.04.2019 обратилось в управление с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики, о включении многоквартирного дома, в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "УЖК-Заречный".
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о непредставлении обществом "Тафгай" необходимых сведений и документов при направлении заявления о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики, что послужило основанием для принятия оспариваемого решения управления, которое соответствует требованиям действующего законодательства, прав и законных интересов общества не нарушающим.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.02.2020 по делу N А71-11975/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тафгай" - без удовлетворения.
Взыскать в доход федерального бюджета с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тафгай" государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Относительно того, что договор управления многоквартирным домом в нарушение п. 1 ст. 162 ЖК РФ не подписан собственниками помещений в данном доме, обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, суды указали, что с учетом применяемых в рассматриваемой ситуации изменений в подп. "в" п. 3 Порядка N 938/пр, внесенных Приказом Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр, в данном случае с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий подлежала представлению копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а не копия договора управления, заключенного лицензиатом).
Суды правомерно признали приведенный в заключении управления вывод о нарушении обществом положений подп. "в" п. 3 Порядка N 938/пр необоснованным, однако такой вывод не влечет постановку вывода о недействительности оспариваемого решения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф09-5654/20 по делу N А71-11975/2019