Екатеринбург |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А07-1857/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Сулейменовой Т.В., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройтехсервис" (далее - общество "Стройтехсервис") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 по делу N А07-1857/2019 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 10.11.2020 судебное заседание отложено на 24.11.2020 на 11 час. 45 мин.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Стройтехсервис" - Ступникова И.Б. (доверенность от 25.03.2020) (посредством онлайн-заседания).
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу "Стройтехсервис" о взыскании в доход бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан причиненного вреда в сумме 3 373 522 руб. 83 коп.
В ходе рассмотрения дела в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истцом было подано уточнение искового заявления о взыскании с общества "Стройтехсервис" в доход бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан вреда в сумме 3 362 021 руб. 93 коп.. Уточненное исковое заявление судом было принято.
Далее в порядке статьи 49 АПК РФ истцом было подано уточнение искового заявления о взыскании с общества "Стройтехсервис" в доход бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан причиненного вреда в сумме 31 946 168 руб. 43 коп. Уточненное исковое заявление судом было принято. Дело рассмотрено с учетом уточненного заявления.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "МАГ+С" (далее - общество "МАГ+С").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.02.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 решение суда отменено. Исковые требования удовлетворены частично. С общества "Стройтехсервис" в доход бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан взыскан вред, причиненный недрам, в сумме 3 362 021 руб. 93 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Стройтехсервис" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции незаконно и необоснованно установил размер вреда - утраты запасов песчано-гравийной смеси по документам - изъятым накладным, которые не были оформлены в надлежащем порядке. Полагает, что данное обстоятельство возможно было установить только путем маркшейдерских замеров, которые Министерством в периоды административных производств не производились. Кроме того, заявитель считает, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы исковых требований, признав обоснованным расчет, представленный с первым уточнением иска.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "Стройтехсервис" являлось пользователем недрами на основании лицензии УФА от 11.06.2008 N 02614 ТЭ с целевым назначением и видами работ разведка и добыча песчано-гравийной смеси на Миловском прибрежном участке, выданной на основании приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан от 08.05.2008 N 206 п.
Пунктом 2.3 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами к данной лицензии, с учетом изменений, внесенных Приказом Минэкологии РБ от 21.01.2014 N 25п определено, что комиссией Минэкологии РБ по государственной экспертизе запасов ОПИ утверждены запасы песка и песчано-гравийной смеси на Миловском Прибрежном участке по состоянию на 01.01.2009 в количестве категории С1 - 443,2 тыс. м3, в том числе песка необводненного - 21,1 тыс. м3, песка и ПГС обводненных - 422,1 тыс. м3 (протокол от 20.03.2009 N 5/09).
Пунктом 4.2 того же лицензионного соглашения установлено право общества "Стройтехсервис" распоряжаться на правах собственности, добытым общераспространенным полезным ископаемым (ОПИ) в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 5.1 лицензионного соглашения, с учетом изменений, внесенных Приказом Министерства от 21.01.2014 N 25п установлены объемы для добычи песчано-гравийной смеси с 2013 по 2016 годы по 90 тыс. м3.
Пунктом 7.2 лицензионного соглашения при досрочном прекращении права пользования недрами или по истечению срока действия лицензии пользователь недр обязан оплатить все задолженности, провести работы по консервации или ликвидации горных выработок и рекультивации земель в соответствии с проектом на данные работы, согласованным в установленном порядке.
Добыча осуществлялась обществом "Стройтехсервис" на основании рабочего проекта разработки Миловского прибрежного участка песчано-гравийной смеси, том 1, геолого-техническая часть, разработанного обществом с ограниченной ответственностью Башкирское горное Бюро "Агрикола" в 2011 году.
Исходя из акта выбора земельного участка от 30.12.2011, распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан от 19.07.2013 N 311, заключения по выбору земельного участка от 30.01.2012, письма ТУ Росимущества в РБ от 17.01.2014 N 01/172, письма ТУ Росимущества в РБ от 18.06.2014 N 02/2689, письма общества "Стройтехсервис" от 10.10.2014 N 33, письма общества "Стройтехсервис" от 24.02.2015 N 01, письма общества "Стройтехсервис" от 26.01.2016 N 09, письма общества "Стройтехсервис" от 24.02.2016 N 10, письма общества "Стройтехсервис" вх. Правительства РФ N 164368 от 2016, письма Минземимущества РБ от 13.11.2014 N ИШ15/16636, письма Минземимущества РБ от 03.02.2016 N ИА-15/1346, письма Минземимущества РБ от 19.05.2016 N ИА-20/7388, письма Отдела Архитектуры и градостроительства Администрации МР Уфимский район от 20.03.2015 N 881, письма Отдела Архитектуры и градостроительства Администрации МР Уфимский район от 10.04.2015 N 1131, письма Минсельхоза России от 06.07.2017 N ИК-15-26/8393, в период действия лицензии от 11.06.2008 УФА N 02614 ТЭ обществом "Стройтехсервис" испрашивался для использования земельный участок площадью 11 га.
Согласно форме N 5гр "сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2016 год песчано-гравийная смесь", предоставленной обществом "Стройтехсервис" в Министерство 29.03.2017, а также справке общества с ограниченной ответственностью Башкирское горное Бюро "Агрикола" от 15.01.2017 N 14 в 2016 году на участке Миловский Прибрежный в Уфимском районе РБ было добыто 108 тыс. м3.
Рабочим проектом рекультивации Миловского прибрежного участка песчано-гравийной смеси, разработанным обществом с ограниченной ответственностью Башкирское горное Бюро "Агрикола", в соответствии с техническими условиями, выданными ФГУП Учебно-опытное хозяйство "Миловское" БГАУ, согласованным ФГУП Учебно-опытное хозяйство "Миловское" БГАУ письмом от 26.03.2018 N 18 предусмотрена технология работ, с продолжительностью восстановления не менее 3 лет.
С учетом изменений, внесенных в соответствии с приказом Министерства от 21.01.2014 N 25п, срок действия лицензии завершился 01.03.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2018 по делу N А07-14485/18 установлено, что 21.12.2017 оперуполномоченным ОЭБиПК Отдела МВД России по Уфимскому району Бигловым А.М. при участии специалистов Уфимского территориального управления Министерства Вахмянина В.А., Суярембитова И.У. был осуществлен выезд на территорию, расположенную на Миловском Прибрежном участке, в 0.8 км южнее с. Миловка МР Уфимский район РБ.
В ходе осмотра установлено, что обществом "Стройтехсервис" на указанном участке допущено пользование недрами на участке - организованы работы по добыче и вывозу ОПИ, без специального разрешения (лицензии) на пользование недрами, что является нарушением требования статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), предусматривающего предоставление недр в пользование на основании специального государственного разрешения в виде лицензии. Материалы в отношении общества "Стройтехсервис" направлены для рассмотрения в Министерство и получены последним 09.01.2018.
По результатам рассмотрения материалов в связи с выявленным нарушением, должностным лицом Уфимского территориального управления Министерства 27.02.2018 составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Административным 25.04.2018 органом в отношении общества вынесено постановление N 04-СИ о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 850 000 рублей.
Тем же решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2018 по делу N А07-14485/18 постановление Министерства от 25.04.2018 N 04-СИ о назначении административного наказания обществу "Стройтехсервис" по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 850 000 руб. было изменено в части размера назначенного административного штрафа. Был снижен размер назначенного обществу "Стройтехсервис" административного штрафа до 450 000 руб.
Решение суда первой инстанции не обжаловалось и вступило в законную силу.
Арбитражный суд в рамках дела N А07-14485/2018 пришел к выводу о доказанности факта добычи ОПИ на участке, находящемся в 0,8 км южнее с. Миловка МР Уфимский район Республики Башкортостан.
Министерством предоставлены описи накладных общества "Стройтехсервис" с августа 2017 года по декабрь 2017 года на 115 листах, из которых определяются объемы реализованной песчано-гравийной смеси и реализованного песка.
Постановлением N 02-СИ о назначении административного наказания от 01.07.2019 государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, начальник отдела госконтроля Уфимского территориального управления Министерства Вахмянина Василия Алексеевича юридическое лицо - общество "Стройтехсервис" было признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 7.3. КоАП РФ, выразившегося в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами на территории в 0,8 км южнее с. Миловка МР Уфимский район РБ, и назначено наказание в виде: административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Министерством было привлечено общество "МАГ+С" для проведения маркшейдерских работ по государственному контракту от 05.08.2019 N 0101200007019000030_223997 и заявке Министерства от 19.08.2019 N 1 (исх. N 07/12565) на земельном участке, расположенном в 0,8 км южнее с. Миловка, МР.
В результате обществом "МАГ+С" было подготовлено экспертное заключение от 09.09.2019 N 1/030. Сроки проведения экспертизы с 21.08.2019 по 09.09.2019. Объект исследования (объект): земельный участок, на котором произведены горные работы, связанные с добычей полезных ископаемых, площадь около 14,0 га. Заключение: площадь маркшейдерской (тахеометрической) съемки составляет - 12,275 га. Объем добытого полезного ископаемого в контуре подсчета запасов лицензии от 11.06.2008 УФА N 02614 ТЭ на право добычи песчано-гравийной смеси на Миловском Прибрежном участке МР Уфимский район Республики Башкортостан составляет 275 587,74 м куб. Добыча полезного ископаемого за границами горного отвода лицензии N УФА 02614 ТЭ от 11.06.2008 на право добычи песчано-гравийной смеси на Миловском Прибрежном участке МР Уфимский район Республики Башкортостан - производится.
Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела дознавателя ОД отдела МВД России по Уфимскому району (по КУСП 15900 от 04.12.2019) установлено, что 10.06.2019 на автомобиле КАМАЗ некто Галимов Р.В. подъехал и загрузил ПГС по указанию главы Миловского сельсовета.
Министерство в адрес общества "Стройтехсервис" направило претензию о возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды в добровольном порядке от 06.12.2018 N 13/14933. Данная претензия возвращена отправителю в связи с истечением срока хранения.
В связи с вышеизложенным, истец просил взыскать сумму ущерба с общества "Стройтехсервис" в доход бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правовых оснований для признания доказанным факта причинения обществом ""Стройтехсервис"" вреда в заявленном Министерством размере и иных обязательных элементов ответственности, обусловленных статьей 51 Закона о недрах, не усмотрел.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования частично, апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В пунктах 6, 12 и 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" указано, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности, ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Как следует из положений статей 10, 11, 16, 18 Закона о недрах, предоставление недр в пользование для добычи общераспространенным полезных ископаемых оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Закона о недрах привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 51 Закона о недрах).
В целях реализации указанных положений Закона о недрах Правительство Российской Федерации постановлением от 04.07.2013 N 564 утвердило Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (далее - Правила N 564).
Согласно пункту 2 Правил N 564, данные правила применяются при причинении вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного, в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых.
Размер вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства о недрах, а также размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного, в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, определяется по формуле, приведенной в пункте 4, одним из компонентов которой является стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда.
Пунктом 6 Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства о недрах, предусмотрено, что стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, причиненного самовольным пользованием недрами, определяется как произведение объема запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), и стоимости единицы полезного ископаемого, определяемой по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (рублей).
Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" предусмотрено, что присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Республике Башкортостан, утвержденным Распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Правительства Республики Башкортостан от 17.12.2003 N 570-р/23/522 общераспространенными полезными ископаемыми являются, в частности, глина, песок, гравий, песчано-гравийная смесь.
Из материалов дела следует, что в рамках дела N А07-14485/2018 установлено, что 21.12.2017 оперуполномоченным ОЭБиПК Отдела МВД России по Уфимскому району Бигловым А.М. при участии специалистов Уфимского территориального управления Министерства Вахмянина В.А., Суярембитова И.У. был осуществлен выезд на территорию, расположенную на Миловском Прибрежном участке, в 0.8 км южнее с. Миловка МР Уфимский район РБ.
В ходе осмотра, оформленного протоколом осмотра места происшествия с фотоматериалами, актом осмотра от 21.12.2017, зафиксирован факт погрузки общераспространенных полезных ископаемых экскаватором "Коматсу" без г.р.з. (VIN КМТРС054Н02066772) на большегрузный автомобиль "Скания" синего цвета с г.р.з. О 009 XX 102, рядом находился также автомобиль "Шанкси" желтого цвета с г.р.з. У 562 НО 102 ожидающий погрузки. Погрузка ОПИ производилась с бурта, размеры которого следующие: длина 80 м, ширина 5 м, высота 6 м.
На территории имеется участок свежей добычи ОПИ, на котором нарушен снежный покров. На стенках имеются свежие следы механического воздействия (следы зубьев ковша экскаватора). Размеры разрабатываемого участка: глубина 7 м, с севера и с юга длина 47 м, восточная часть 21 м, западная часть 4 м. Площадь разработанного участка: 577,812 м. Объем добычи ОПИ составляет 4039 куб. м. Участок свежей добычи ОПИ представлен фрагментами песка, мелкого гравия, грунта (смесь глины с гравием и песком для строительных работ). Участок добычи ОПИ расположен в границах карьера, расположенного на Миловском Прибрежном участке, в 0.8 км южнее с. Миловка МР Уфимский район РБ.
Кроме того, инспекторами Уфимского территориального управления Министерства по поступившему в Управление обращению о незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых, в соответствии частью 2 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" произведен осмотр территории примыкающего к выработанному карьеру (лицензия от 11.06.2008 N УФА 02614 ТЭ), расположенному на Миловском Прибрежном участке, в 0.8 км южнее с. Миловка МР Уфимский район РБ. Осмотр проводился 16.02.2018 с 16.10 ч. до 16.40 ч.
Осмотром выявлена добыча и погрузка ОПИ с использованием экскаватора HITACHI оранжевого цвета с госномером 1941 ММ 02. Погрузка осуществлялась на большегрузный автомобиль с госномером С 447 СХ 102. Также на участке находились два большегрузных автомобиля марки Камаз (г.р.з. В 978 ВО 102, В 565 АУ 102), ожидающие погрузку.
В ходе осмотра было установлено, что добыча ОПИ с использованием экскаватора осуществляется в интересах общества "Стройтехсервис".
Судом по делу N А07-14485/2018 отмечено, что в соответствии с накладными, изъятым протоколом осмотра от 21.12.2017 кроме ПГС (объемом 12696 куб. м) осуществлена также реализация грунта в объеме 4513 куб. м. Объемы реализованного грунта по накладным сопоставимы с объемами замеров добытого ОПИ со свежего участка.
На основании изложенного, суд по делу N А07-14485/2018 пришел к выводу о том, что реализуемые ОПИ являются следствием добычных работ общества "Стройтехсервис" с 14.08.2017 по 21.12.2017 на участке недр, расположенном на Миловском Прибрежном участке, в 0,8 км южнее с. Миловка МР Уфимский район РБ.
Довод общества "Стройтехсервис" о том, что в соответствии с пунктом 4.2 Лицензионного соглашения к лицензии N УФА 02614 ТЭ обществом ведется реализация собственного ранее добытого материала в объеме 108 тыс. куб. м, судом были отклонены как несостоятельные на основании следующего.
Лицензия от 11.06.2008 N УФА 02614 ТЭ была выдана с конкретным целевым назначением: разведка и добыча песчано-гравийной смеси на Миловском Прибрежном участке. Соответственно складирование добытого материала условиями лицензионного к лицензии от 11.06.2008 N УФА 02614 ТЭ не предусмотрено. Согласно приказу Министерства от 10.04.2017 N 302п действие лицензии N УФА 02614 ТЭ было прекращено 10.04.2017. В связи прекращением действия лицензии на пользование недрами прекращается и действие лицензионного соглашения к нему. Общество "Стройтехсервис" не имеет зарегистрированных прав на земельный участок, на котором осуществлялось незаконное пользование недрами.
У общества "Стройтехсервис" права на земельный участок и на пользование недрами на Миловском прибрежном участке ПГС, на котором 21.12.2017 и 16.02.2018 зафиксированы случаи незаконной добычи ОПИ, отсутствуют.
Довод общества "Стройтехсервис" о том, что складированный материал был добыт в 2016 году, т.е. на момент действия лицензии N УФА 02614 ТЭ, что плавкран не работал, что общество фактически проводит рекультивацию, судом отклонен как противоречащий материалам дела.
Проведенным 21.12.2017 ОМВД по Уфимскому району осмотром было выявлено, что общество "Стройтехсервис" на указанном участке организованы работы по добыче и вывозу ОПИ, на участке имеется свежий участок добычи ОПИ, на котором нарушен снежный покров и присутствуют следы механического воздействия (следы зубьев ковша экскаватора). Борта свежего участка добычи ОПИ представляли собой вертикальные с осыпавшимися грунтом стенки. Наличие буртов ОПИ на участке, а также накладных свидетельствуют о фактах подготовки и передачи ОПИ сторонним лицам. Кроме того, факт непосредственной добычи и вывоза ОПИ также был зафиксирован инспекторами Уфимского территориального управления Министерства 16.02.2018.
Кроме того, судом было отмечено, что доводы директора общества "Стройтехсервис" Сафарова Ш.Х. о засыпке входной прорези опровергаются материалами дела, а именно, в объяснительных водителей транспортных средств (Сафаров М.А. водитель большегрузного автомобиля "Камаз" г.р.з. У562 НО 102, Шарафутдинов Р.М. водитель экскаватора "Komatsu") отсутствуют сведения о ведении работ по перемещению ОПИ к входной прорези карьера, в фотоматериалах, на которых видна входная прорезь, не наблюдается нарушение снежного покрова. Для ведения работ по перемещению ОПИ в карьере, отсутствует необходимость в оформлении накладных. Так согласно накладной от 14.08.2017 на имя общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазстрой" отпущен ПГС в объеме 60 куб. м. Накладной от 27.10.2017 общества с ограниченной ответственностью "Бактрейд" отпущен грунт в объеме 18 куб. м. Накладной от 15.12.2017 "Дамиру" отпущен грунт в объеме 108 куб. м, и тд. Накладные, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о передаче ОПИ сторонним лицам.
Процесс рекультивации представляет собой проведение работ по уполаживанию (выравниванию) склонов (бульдозером, а не экскаватором), засыпке плодородным слоем почвы и посадке растений. Материалами дела установлено, что на участке велись добычные работы ОПИ, а в последующем осуществлялся их вывоз.
На основании совокупности собранных по делу N А07-14485/2018 доказательств суд нашел подтвержденным факт нарушения Обществом требований статьи 7, 11 Закона о недрах.
Кроме того, в рамках другого дела N А07-27629/2019 было рассмотрено заявление общества "Стройтехсервис" об оспаривании постановления от 01.07.2019 N 02-СИ Министерства о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановление административного органа было отменено из-за допущенных процессуальных нарушений (неизвещение на протокол об административном правонарушении).
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанции по данному делу пришли к выводу, что 23.01.2019 общество "Стройтехсервис" в нарушение статей 7, 11 Закона о недрах добывало песчано-гравийную смесь на территории, расположенной 0,8 км южнее с. Миловка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан без лицензии, что указывает на наличие события и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, приняв во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делам N А07-14485/2018, А07-27629/2019, которые имеют преюдициальное значение для рассмотрения данного дела (часть 2 статьи 69 АПК РФ), установив, что в результате самовольного пользования недрами на участке недр, расположенном в 0.8 км южнее с. Миловка MP Уфимский район РБ общество "Стройтехсервис" причинило вред государству в 2017, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об обязанности общества возместить причиненный ущерб.
Проверив расчет истца, суд признал его обоснованным в части суммы ущерба в размере 3 362 021 руб. 93 коп. по эпизодам за 2017, исключив эпизод за 2019 год. При этом суд исходил из следующего.
Согласно изъятым 21.12.2017 товарным накладным у общества "Стройтехсервис" общий объем добытой и реализованной в августе 2017 года песчано-гравийной смеси на участке составил 3025 м3, средняя рыночная цена 1 м3 песчано-гравийной смеси (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за февраль - июль месяцы 2017 года составляет - 274 руб. 74 коп., расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 рублей и расходы на оценку размера вреда - 0 руб.
Соответственно размер вреда за август 2017 года составит: Размер вреда (D) = 274 руб. 74 коп./м3 x 3025 м3 + 0 руб. + 0 руб. = 831 088 руб. 50 коп.
Согласно изъятым 21.12.2017 накладным у общества "Стройтехсервис" общий объем добытой и реализованной в сентябре 2017 года песчано-гравийной смеси на участке составил 3427 м3, средняя рыночная цена 1 м3 песчано-гравийной смеси (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за март - август месяцы 2017 года составляет - 283 руб. 88 коп., расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 руб. и расходы на оценку размера вреда - 0 руб.
Соответственно размер вреда за сентябрь 2017 года составит: Размер вреда (D) = 283 руб. 88 коп./м3 x 3427 м3 + 0 руб. + 0 руб. = 972 856 руб. 80 коп.
Согласно изъятым 21.12.2017 накладным у общества "Стройтехсервис" общий объем добытой и реализованной в октябре 2017 года песчано-гравийной смеси на участке составил 1198 м3, средняя рыночная цена 1 мЗ песчано-гравийной смеси (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за апрель - сентябрь месяцы 2017 года составляет - 278 руб. 69 коп., расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 руб. и расходы на оценку размера вреда - 0 рублей.
Соответственно размер вреда за октябрь 2017 года составит: Размер вреда (D) = 278 руб. 69 коп./м3 x 1252 м3 + 0 руб. + 0 руб. = 348 919 руб. 88 коп.
Согласно изъятым 21.12.2017 накладным у общества "Стройтехсервис" общий объем добытой и реализованной в ноябре 2017 года песчано-гравийной смеси на участке составил 1098 м3, средняя рыночная цена 1 м3 песчано-гравийной смеси (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за май - октябрь месяцы 2017 года составляет - 291 руб. 92 коп., расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 руб. и расходы на оценку размера вреда - 0 руб.
Соответственно размер вреда за ноябрь 2017 года составит: Размер вреда (D) = 291 руб. 92 коп./м3 x 1098 м3 + 0 руб. + 0 руб. = 320 528 руб. 20 коп.
Согласно изъятым 21.12.2017 накладным у общества "Стройтехсервис" общий объем добытой и реализованной в ноябре 2017 года песчано-гравийной смеси на участке составил 2676 м3, средняя рыночная цена 1 м3 песчано-гравийной смеси (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за июнь - ноябрь месяцы 2017 года составляет - 312 руб. 83 коп. расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 руб. и расходы на оценку размера вреда - 0 руб.
Соответственно размер вреда за декабрь 2017 года составит: Размер вреда (D) = 312 руб. 83 коп./м3 x 2676 м3 + 0 руб. + 0 руб. = 837 133 руб. 08 коп.
Расчет вреда от добычи и реализации песка.
Согласно изъятым 21.12.2017 накладным у общества "Стройтехсервис" общий объем добытого и реализованного в августе 2017 года песка на участке составил 163 м3, средняя рыночная цена 1 мЗ строительного песка (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за февраль - июль месяцы 2017 года составляет - 149 руб. 66 коп., расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 руб. и расходы на оценку размера вреда - 0 руб.
Соответственно размер вреда за август 2017 года составит: Размер вреда (D) = 149 руб. 66 коп./м3 x 163 м3 + 0 руб. + 0 руб. = 24 394 руб. 58 коп.
Согласно изъятым 21.12.2017 накладным у общества "Стройтехсервис" общий объем добытого и реализованного в сентябре 2017 года песка на участке составил 178 м, средняя рыночная цена 1 м3 строительного песка (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за март - август месяцы 2017 года составляет - 147 руб. 02 коп., расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 руб. и расходы на оценку размера вреда - 0 руб.
Соответственно размер вреда за сентябрь 2017 года составит: Размер вреда (D) = 147 руб. 02 коп./м3 x 178 м3 + 0 руб. + 0 руб. = 26 169 руб. 56 коп.
Согласно изъятым 21.12.2017 накладным у общества "Стройтехсервис" общий объем добытого и реализованного в октябре 2017 года песка на участке составил 111 м3, средняя рыночная цена 1 м3 строительного песка (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за апрель - сентябрь месяцы 2017 года составляет - 143 руб. 97 коп., расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 рублей и расходы на оценку размера вреда - 0 руб.
Соответственно размер вреда за октябрь 2017 года составит: Размер вреда (D) = 143 руб. 97 коп./м3 x 111 м3 + 0 руб. + 0 руб. = 15 980 руб. 67 коп.
Общий размер вреда от добычи и реализации ОПИ (ПГС, песок) за август - декабрь 2017 года составляет: Размер вреда (D) - 831 088 руб. 50 коп. + 972 856 руб. 80 коп. + 333 870 руб. 60 коп. + 320 528 руб. 20 коп. + 837 133 руб. 08 коп. + 24 394 руб. 58 коп. + 26 169 руб. 56 коп. + 15 980 руб. 67 коп. = 3 362 021 руб. 93 коп.
Признавая накладные за период с августа 2017 по декабрь 2017 года надлежащими доказательствами по делу, суд обоснованно принял во внимание тот факт, что на основании данных документов возможно установить объем добытого ОПИ, а также лицо, осуществившее добычу (ответчик). Несоответствие данных накладных форме ТОРГ-12 не имеет значение в настоящем случае, поскольку не препятствует установлению факта добычи ОПИ ответчиком. Поэтому довод заявителя в кассационной жалобе о том, что указанные накладные являются ненадлежащими доказательствами по делу нельзя признать обоснованным.
При этом суд также правомерно отметил, что объемы добытого полезного ископаемого, определенные экспертным заключением общества "МАГ+С" от 09.09.2019 N 1/030, не могут служить доказательством незаконной добычи ОПИ ответчиком, так как экспертиза проведена в 2019 году и из материалов дела следует, что на спорном участке недр зафиксированы случаи добычи иными лицами, то установленный в экспертном заключении объем добытого ОПИ невозможно соотнести с действиями ответчика.
В данном случае причинно-следственная связь между действиями общества "Стройтехсервис", установленными материалами проверок, зарегистрированных в КУСП N 14649 от 21.12.2017 и в КУСП N 843 от 23.01.2019 и соответствующими постановлениями от 25.04.2018 N 04-СИ и от 01.07.2019 N 02-СИ, и заключениями обществам "МАГ+С", согласно экспертному заключению от 09.09.2019 N 1/030, не усматривается.
Работы общества "МАГ+С" были проведены с 21.08.2019 по 09.09.2019, то есть через значительное время после проведения проверок, по КУСП N 14649 от 21.12.2017 и КУСП N 843 от 23.01.2019. В периоды проведения проверок (с 21.12.2017 по 23.01.2019) маркшейдерские работы по замерам запасов недр на Миловском прибрежном участке истцом не производились.
Обследуемый обществом "МАГ+С" земельный участок, расположенный в 0,8 км южнее с. Миловка Уфимского района Республики Башкортостан, является открытым к доступу третьими лицами, неохраняемым. Данное обстоятельство не дает оснований полагать, что на данном участке в период с декабря 2017 года по сентябрь 2019 года могла осуществляться добыча недр только обществом "Стройтехсервис". Материалами дела, в частности постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела дознавателя ОД отдела МВД России по Уфимскому району (по КУСП 15900 от 04.12.2019) устанавливается факт погрузки ПГС 10.06.2019 по ошибке на спорном карьере третьим лицом.
Обществом "МАГ+С" исследовался объект площадью около 14 га (маркшейдерская съемка на 12,275 га), что превышает площадь горного отвода карьера (5,8 га) и площадь, которую общество "Стройтехсервис" заявляло к использованию (11 га) в период действия лицензии от 11.06.2008 N УФА 02614 ТЭ. При этом материалами проверок, по КУСП N 14649 от 21.12.2017 и КУСП N 843 от 23.01.2019, факт добычи ПГС за границами спорного карьера не устанавливался.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и частично удовлетворил требование Министерства, взыскав с общества "Стройтехсервис" в доход бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан причиненный вред в сумме 3 362 021 руб. 93 коп.
Ссылка заявителя на то, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы исковых требований, поскольку Министерство после уточнения исковых требований просило возместить вред в размере 31 946 168 руб. 63 коп. судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку предметом исковых требований являлось требование о возмещении вреда, которое и было рассмотрено судом апелляционной инстанции в пределах сумм заявленных истцом.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора. Кроме того, указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", при проверке соответствия выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 АПК РФ) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 АПК РФ). С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 по делу N А07-1857/2019 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройтехсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании совокупности собранных по делу N А07-14485/2018 доказательств суд нашел подтвержденным факт нарушения Обществом требований статьи 7, 11 Закона о недрах.
Кроме того, в рамках другого дела N А07-27629/2019 было рассмотрено заявление общества "Стройтехсервис" об оспаривании постановления от 01.07.2019 N 02-СИ Министерства о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановление административного органа было отменено из-за допущенных процессуальных нарушений (неизвещение на протокол об административном правонарушении).
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанции по данному делу пришли к выводу, что 23.01.2019 общество "Стройтехсервис" в нарушение статей 7, 11 Закона о недрах добывало песчано-гравийную смесь на территории, расположенной 0,8 км южнее с. Миловка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан без лицензии, что указывает на наличие события и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2020 г. N Ф09-6711/20 по делу N А07-1857/2019