Екатеринбург |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А71-6852/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Беляевой Н.Г., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее - Управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.01.2020 по делу N А71-6852/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике (далее - Удмуртстат) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Управлению Росимущества об обязании принять в казну Российской Федерации федеральное недвижимое имущество - здание с подвалом и пристроями общей площадью 309,6 кв. м, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Советская, д. 8, кадастровый (условный) номер объекта 18:30:000252:231, земельный участок, площадью 370 кв. м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Советская, д. 8, кадастровый (условный) номер объекта 18:30:000252:0003 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Делу присвоен номер А71-6852/2019.
Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с заявлением к Удмуртстату о признании незаконным бездействия по приведению в надлежащее состояние объекта культурного наследия, об обязании устранить выявленные нарушения путем приведения в соответствие с требованием Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", а именно: организовать разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия в установленном законодательстве порядке в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ и приказами Министерства культуры Российской Федерации от 05.06.2015 N 1749, от 24.06.2016 N 1437; провести ремонтно-реставрационные работы по объекту культурного наследия.
Делу присвоен номер А71-13278/2019.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.10.2019 дела N А71-6852/2019 и N А71-13278/2019 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен номер А71-6852/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство культуры Удмуртской Республики, Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.01.2020 исковые требования Удмуртстата удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении заявленных требований Управления Росимущества отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение норм материального права.
Заявитель считает, что судам следовало принять во внимание, что Управлением Росимущества в адрес иных учреждений и федеральных органов исполнительной власти неоднократно направлялись предложения о закреплении спорного здания на праве оперативного управления, однако согласно полученным ответам потребность в имуществе отсутствует, направлялись запросы с просьбой о выделении нежилого помещения для размещения сотрудников Удмуртстата, согласно полученным ответам возможность предоставления площадей для размещения сотрудников Удмуртстата отсутствует, Управление Росимущество предлагало Удмуртстату рассмотреть вопрос о закреплении на праве оперативного управления иных зданий, в ответ Удмуртстат сообщил об отказе, письмами от 22.02.2019 и 04.04.2019 Управление Росимущества сообщало Удмуртстату о порядке включения спорного имущества в программу приватизации, что после включения имущества в программу приватизации будет осуществлена процедура изъятия в государственную казну Российской Федерации с одновременным заключением договора ответственного хранения объектов недвижимости до момента перехода прав к покупателю в порядке приватизации. Кроме того, заявитель указывает, что изъятие излишнего имущества является право Управления Росимущества, а не его обязанностью. По мнению заявителя, Удмуртстат не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления. Заявитель не согласен с выводами судов об отсутствии на стороне Удмуртстата бездействия по приведению объекта культурного наследия в надлежащее состояние, указывает, что требования охранного обязательства от 29.09.2014 N 46 не выполнялись, по результатам проверок выдавались предписания о ненадлежащем содержании объекта культурного наследия, предписывалось организовать разработку проектной документации на проведение работ по сохранения объекта и провести ремонтно-реставрационные работы.
В отзыве на кассационную жалобу Удмуртстат просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что Удмуртстату на праве оперативного управления принадлежит здание с подвалом, т. пристрой, х. пристрой, назначение: административно-управленческого назначения, 3-этажный (подземных этажей - 1) общей площадью 309,6 кв. м, инв. N 7134, лит В, ВI, находящееся по адресу; Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Советская, д. 8.
Указанное здание расположено на земельном участке общей площадью 370 кв. м по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Советская, д. 8.
Земельный участок предоставлен учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Собственником вышеуказанного объекта недвижимости и земельного участка является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.05.2014, свидетельством о государственной регистрации права от 20.12.2006 N 18 АА 373057, выпиской из ЕГРН на земельный участок от 04.09.2017.
Вышеуказанное здание является объектом культурного наследия регионального значения "Ансамбль Вознесенской (Красной) площади, 1776-1884, 1818-1927 гг.".
В соответствии охранным обязательством от 29.09.2014 N 46 на объект культурного наследия на пользователя возложены обязательства по надлежащему использованию и содержанию вышеуказанного объекта.
Министерством культуры и туризма Удмуртской Республики (переименовано в Министерство культуры Удмуртской Республики, запись в ЕГРЮЛ от 22.01.2019) неоднократно проводились выездные проверки, по итогам которых установлено, что обязательства Удмуртстата по надлежащему использованию и содержанию объекта культурного наследия исполняются ненадлежащим образом, объект находится в неудовлетворительном, аварийном состоянии, что отражено в акте от 19.03.2014 N 7.
По факту проверок Удмуртстату вынесено предписание от 09.11.2015 N 18 с требованием предпринять все необходимые меры по проведению работ по сохранению ОКН, организовать разработку проектной документации по сохранению ОКН, провести государственную историко-культурную экспертизу о возможности проведения работ по сохранению ОКН, провести ремонтно-реставрационные работы на ОКН.
В 2015 году функции Министерства культуры и туризма по Удмуртской Республики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН переданы Агентству по государственной охране объектов культурного наследия.
С февраля по март 2017 года Агентством проведена внеплановая проверка, в ходе которой было установлено не исполнение п. 1 предписания Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики от 09.11.2018, в соответствии с предписанием от 07.03.2017 N 4 Удмуртстату предписано устранить выявленные нарушения в области сохранения объектов культурного наследия: организовать разработку проектной документации по сохранению ОКН в установленном законодательством порядке.
Вместе с тем, Агентством установлено, что Удмуртстат предпринял все зависящие от него меры для исполнения предписания от 09.11.2015 N 18, указанное предписание не выполнено Удмуртстатом в установленные сроки по независящим от него причинам, в связи с чем, Агентством вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В период с 10 по 25 января 2019 года Агентством проведена очередная внеплановая проверка, по результатам которой вынесено предписание от 25.01.2019 N 6 с требованием организовать разработку проектной документации по сохранению ОКН в установленном законодательством порядке, в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Удмуртстата отказано, поскольку Агентством установлено, что учреждение приняло все необходимые меры, направленные на выполнение предписания от 07.03.2017 N 4.
Удмуртстат неоднократно просил главного распорядителя бюджетных средств о выделении денежных средств на разработку проектно-сметной документации по сохранению ОКН.
На все запросы Удмуртстата Федеральная служба государственной статистики ссылалась на ежегодное сокращение бюджетных средств, выделяемых на содержание и обслуживание закрепленной за территориальными органами недвижимости и отсутствием возможности выделения дополнительного финансирования.
Письмом от 09.06.2014 Федеральная служба государственной статистики обращалась к Управлению Росимущества с просьбой об оказании содействия в решении вопроса изъятия из оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования и передачи в государственную казну Российской Федерации недвижимого имущества, закрепленного за Удмуртстатом.
Письмом от 15.05.2015 Удмуртстат направил в адрес Управления Росимущества пакет документов для изъятия из оперативного управления и передачи в государственную казну Российской Федерации административного здания общей площадью 309,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Сарапул, ул. Советская, а также земельного участка общей площадью 370 кв. м.
В письме от 10.08.2015 Удмуртстат просил Управление Росимущества ускорить передачу объекта культурного наследия в казну Российской Федерации.
Удмуртстат, ссылаясь на то, что Управлением Росимущества допущено бездействие, выраженное в непринятии в казну не используемого имущества, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Управление Росимущества, указывая на бездействие Удмуртстата по приведению в надлежащее состояние объекта культурного наследия, обратилось в суд с соответствующими требованиями.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Из системного толкования положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта третьего статьи 299 ГК РФ следует предусмотренная законом возможность отказа от имущества, предоставленного на праве оперативного управления.
Согласно пункту 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями.
В пункте 4 Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из подпункта 4.1.9 пункта 4.1 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 следует, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Установив, что спорное имущество закреплено за Удмуртстатом на праве оперативного управления, указанное имущество не используется по назначению в соответствии с целями его деятельности, принимая во внимание, что Федеральная служба государственной статистики согласовала передачу спорного имущества в казну Российской Федерации, а также учитывая необходимость эффективного использования переданного в оперативное управление имущества, суды пришли к правильному выводу о том, что Удмуртстат реализовал свое право на отказ от права оперативного управления спорным имуществом, и имеются правовые основания для передачи такого имущества в казну Российской Федерации.
Доказательства того, что передача спорного имущества в государственную казну лишит истца возможности осуществлять свою деятельность, в материалах дела отсутствуют.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.01.2020 по делу N А71-6852/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями.
...
Из подпункта 4.1.9 пункта 4.1 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 следует, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 ноября 2020 г. N Ф09-6753/20 по делу N А71-6852/2019
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6753/20
22.07.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2891/20
24.01.2020 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-6852/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-6852/19
31.07.2019 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-6852/19