Екатеринбург |
|
04 декабря 2020 г. |
Дело N А07-16102/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Лукьянова В.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карго Сторидж Транспортэйшн" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.07.2020 по делу N А07-16102/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 по тому же делу
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Карго Сторидж Транспортэйшн" - Бакунин Д.А. (доверенность от 17.01.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Карго Сторидж Транспортэйшн" (далее - общество "Карго Сторидж Транспортэйшн", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Управления в предоставлении в собственность обществу "Карго Сторидж Транспортэйшн" земельного участка площадью 18 177 кв. м с кадастровым номером 02:55:020310:97, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, улица Индустриальное шоссе, дом 36, выраженного в письме Управления от 23.01.2019 N 888 и обязании последнего в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес общества "Карго Сторидж Транспортэйшн" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:97 общей площадью 18 177 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. Индустриальное шоссе, д. 36, на условиях, указанных в заявлении от 27.12.2018 N 235, а именно: по цене в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка, с рассрочкой платежа сроком на три года, с выплатой первоначального взноса в размере 30%.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, публичное акционерное общество "Башстройтранс", Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением суда от 17.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Карго Сторидж Транспортэйшн" просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Общество "Карго Сторидж Транспортэйшн" полагает, что судами не дана правовая оценка представленному в материалы дела генеральному плану города Уфы, которым не предусмотрено размещение на спорном земельном участке линейного объекта (автомобильной дороги). По мнению заявителя кассационной жалобы, судам надлежало применить нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случае несоответствия сведений, содержащихся в проекте планировки территории города и генеральном плане, следует руководствоваться данными, отраженными в генеральном плане. Общество "Карго Сторидж Транспортэйшн" полагает, что суд апелляционной инстанции пришел к выводу нахождении в пределах испрашиваемого участка железной дороги, в связи с чем ссылается на наличие в материалах дела документов, в том числе плана границ земельного участка и заключения кадастрового инженера, фотоматериалов, которые подтверждают, что железнодорожный путь проходит вдоль спорного земельного участка и не пересекается с ним. Кроме того, заявитель считает, что судам надлежало исследовать наличие красных линий с целью установления границ территории общего пользования, планируемой под размещение автомобильной дороги в соответствии с генеральным планом в границах спорного земельного участка.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, общество "Карго Сторидж Транспортэйшн" является собственником следующих нежилых помещений, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица Индустриальное шоссе, дом 36: нежилое здание литера Б с кадастровым номером 02:55:020310:567, нежилое здание с кадастровым номером 02:55:020310:744, нежилое здание с кадастровым номером 02:55:020310:741, нежилое здание с кадастровым номером 02:55:020310:742, блок горячих цехов с кадастровым номером 02:55:020310:745, нежилое здание с кадастровым номером 02:55:020310:751.
Названные нежилые помещения расположены на земельном участке площадью 18177 кв. м с кадастровым номером 02:55:020310:97, используемом заявителем на основании договора аренды от 02.08.2018 N 420-18.
Заявитель 28.12.2018 обратился в администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением (от 27.12.2018 исх. N 235) о выкупе данного земельного участка.
Письмом от 23.01.2019 исх. N 888 Управление сообщило заявителю об отказе в предоставлении указанного земельного участка на праве собственности, мотивировав отказ фактом нахождения земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:97 в границах красных линий.
Полагая отказ заинтересованного лица не соответствующим действующему законодательству и нарушающим экономические интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными решений или действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых решений или действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 данного Кодекса.
В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума ВАС РФ N 136/13 от 18.06.2013, установление в документах территориального планирования территориальных зон и градостроительных регламентов не нарушает права собственников земельных участков и объектов недвижимости, поскольку целями разработки указанных документов является обеспечение не только прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичных интересов, связанных, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий.
По смыслу правовой позиции, сформированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2017 N 308-КГ17-2697, а также в пунктах 18 и 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), установление в документации по планировке территории красных линий исключает приватизацию земельного участка, находящегося полностью или частично в границах красных линий.
Как установлено судами, испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 02:55:020310:97 расположен в границах красных линий улицы, утвержденной в составе проекта планировки Лихачёвской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, Орджоникидзевском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан (постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.08.2011 N 4537), что подтверждено схемой расположения объекта из базы данных Главархитектуры администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Кроме того, согласно плану межевания в составе проекта планировки и межевания территории в границах испрашиваемого земельного участка планируется расположение земель общего пользования (для расширения автомобильной дороги).
Установив, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в границах красный линий, утверждённых в установленном порядке в составе проекта планировки Лихачёвской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, Орджоникидзевском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, суды правомерно не усмотрели оснований для признания незаконным оспариваемого заявителем отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в собственность.
При этом судами обоснованно отмечено, что права заявителя в рассматриваемом случае не нарушены, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов и реализацию заявителем права на приобретение спорного земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, в аренду.
Отклоняя доводы заявителя о противоречии проекта планировки территории генеральному плану города в части установления спорной территории общего пользования, апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 42 ГрК РФ целью разработки проектов планировки территории является среди прочего установление территорий общего пользования.
В силу норм части 1 статьи 18 и части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования, и содержит среди прочего карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа и карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Из содержания указанных норм следует, что генеральный план муниципального образования определяет общие принципы территориального планирования в целях обеспечения устойчивого развития градостроительных элементов, и является документом перспективного развития территорий, поскольку носит долгосрочный характер - утверждается на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
Указанное обстоятельство объективно исключает возможность определения генеральным планом города детальной планировки конкретной территории, что не отменяет возможности реализации органом местного самоуправления своих полномочий в сфере градостроительной деятельности в части установления элементов планировочной структуры, в том числе территорий общего пользования, в генеральном плане муниципального округа вплоть до утверждения градостроительной документации.
При этом проект планировки территории согласно части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации является способом реализации основной концепции территориального планирования города, ввиду чего отсутствие документации по планировке территории не препятствует достижению тех целей развития территории, для которых был принят генеральный план города.
В силу этого предусмотренные генеральным планом округа территории общего пользования являются установленными как элементы планировочной структуры муниципального округа и на них распространяется присущий таким объектам правовой режим.
Данное обстоятельство объективно исключает возможность определения генеральным планом города детальной планировки конкретной территории и определения параметров строительства отдельных объектов, что свидетельствует о допустимости несоответствия общей планировочной структуры муниципального образования согласно генеральному плану и согласно проекту планировки и межевания территории.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении требований общества "Карго Сторидж Транспортэйшн".
Доводы общества "Карго Сторидж Транспортэйшн" изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу и переоценить имеющиеся в деле доказательства. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда и постановления апелляционного суда (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.07.2020 по делу N А07-16102/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карго Сторидж Транспортэйшн" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Из содержания указанных норм следует, что генеральный план муниципального образования определяет общие принципы территориального планирования в целях обеспечения устойчивого развития градостроительных элементов, и является документом перспективного развития территорий, поскольку носит долгосрочный характер - утверждается на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
Указанное обстоятельство объективно исключает возможность определения генеральным планом города детальной планировки конкретной территории, что не отменяет возможности реализации органом местного самоуправления своих полномочий в сфере градостроительной деятельности в части установления элементов планировочной структуры, в том числе территорий общего пользования, в генеральном плане муниципального округа вплоть до утверждения градостроительной документации.
При этом проект планировки территории согласно части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации является способом реализации основной концепции территориального планирования города, ввиду чего отсутствие документации по планировке территории не препятствует достижению тех целей развития территории, для которых был принят генеральный план города."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 декабря 2020 г. N Ф09-7003/20 по делу N А07-16102/2019
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7003/20
15.09.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8987/20
17.07.2020 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-16102/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-16102/19