Екатеринбург |
|
08 декабря 2020 г. |
Дело N А47-12352/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Ященок Т. П., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская больница им. Н.И. Пирогова" города Оренбурга (далее - учреждение здравоохранения) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.02.2020 по делу N А47-12352/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
До начала судебного заседания от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области (далее - фонд) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Учреждение здравоохранения обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к фонду о признании недействительным требования об устранении нарушений, выявленных в ходе тематической проверки от 16.08.2019 в части взыскания средств, использованных не по целевому назначению в размере 1274831 руб. 22 коп. и суммы штрафа в размере 261414 руб. 84 коп. (с учетом уточнений требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.02.2020 (судья Александров А.А.) заявленные требования удовлетворены частично, требование фонда от 16.08.2019 в части суммы штрафа, превышающего 26141 руб. 48 коп. признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2020 (судьи Киреев П.Н., Боряшинова Е.В., Иванова А.А.) решение суда оставлено без изменения.
Учреждение здравоохранения, не согласившись с указанными судебными актами, обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что оспариваемое требование фонда требование не соответствует закону, поскольку учреждением здравоохранения фактически не допущено нецелевого использования спорных денежных средств; спорные суммы были потрачены на нужды здравоохранения; приговором суда общей юрисдикции доказана лишь вина должностного лица организации в совершении мошеннических действий, посредством заключения фиктивных трудовых договоров.
По мнению заявителя жалобы, структура тарифа на оплату медицинской помощи с 2013 года включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты; структура тарифа, утвержденная тарифными соглашениями, носит рекомендательный характер; изменение расходов в структуре тарифа медицинским учреждением, оказывающим медицинские услуги, не влечет последствий, в том числе наложений штрафов; медицинская организация вправе изменять структуру расходов, полученных от оказания медицинских услуг за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, при условии расходования денежных средств на цели, предусмотренные ч.7 ст.35 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании Российской Федерации" (далее - Закон N 326- ФЗ).
Фонд представил в материалы дела отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в период с 22.07.2019 по 26.07.2019 фондом на основании приказа N 215 от 16.07.2019 проведена тематическая проверка по факту использования учреждением здравоохранения средств обязательного медицинского страхования на выплату заработной платы отдельным сотрудникам медицинской организации, по итогам которой составлен акт от 26.07.23019, а также вынесено оспариваемое в части требование от 16.08.2019 N 5024/07 об устранении нарушений, выявленных в ходе тематической проверки.
В соответствии с указанным требованием на учреждение здравоохранения возложена обязанность по перечислению денежных средств в доход ТФОМС по Оренбургской области в общей сумме 2875563 руб. 49 коп., в том числе: средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в сумме 2614148 руб. 63 коп., штрафных санкций в сумме 261414 руб. 86 коп.
Полагая оспариваемое требование недействительным в части взыскания средств, использованных не по целевому назначению в размере 1274831 руб. 22 коп., и суммы штрафа в размере 261414 руб. 84 коп., учреждение здравоохранения обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев настоящее дело, суды обеих инстанций пришли к выводу о правомерности действий фонда при квалификации выплаченных в качестве заработной платы на основании фиктивных трудовых договоров денежных средств, а также обязательных налоговых и страховых выплат от фонда оплаты труда по данным договорам в общей сумме 2614148 руб. 63 коп. в качестве нецелевого использования средств, полученных из фонда обязательного медицинского страхования.
Данный вывод является верным, соответствует материалам дела и соответствует действующему законодательству.
В силу положений Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (подп. 5 п. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ).
На основании п. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя различные расходы, включая заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств подразумевается использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, средства обязательного медицинского страхования, предоставляемые медицинским организациям за оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования могут расходоваться только на цели, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, в то время как расходование соответствующих средств иными способами признается нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования и влечет применение соответствующих мер ответственности.
На основании ч.9 ст.39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, медицинская организация уплачивает штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств.
В силу п.12 ч.7 ст. 34 Закона N 326-ФЗ территориальный Фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - Положение N 73).
Согласно п.23, 23.3, 24, 28 Положения о контроле по результатам проверки территориальным фондом обязательного медицинского страхования составляется акт проверки. При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с ч.9 ст.39 Закона N 326-ФЗ.
При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что в ходе названной проверки фондом выявлены факты использования средств обязательного медицинского страхования на выплату заработной платы двум сотрудникам (Милёшкин А.А., Каратаев А.А.), фактически не осуществлявшим деятельность в медицинской организации (фиктивное трудоустройство).
Так, в период с 04.02.2015 по 01.06.2018 Каратаев А.А. фиктивно занимал должность уборщика территории учреждения здравоохранения, за данный период ему начислено заработной платы 1140107 руб. 23 коп. Сумма начисленной заработной платы Каратаеву А.А. перечислена на его банковскую карту с лицевого счета по учету средств учреждения здравоохранения в полном объеме.
В период с 24.07.2014 по 15.03.2018 Милёшкин Л.А. фиктивно занимал должность слесаря-сантехника, за данный период ему начислено заработной платы всего в сумме 870610 руб. 31 коп., которые также перечислены ему на банковскую карту.
Факт фиктивности названных трудовых договоров установлен приговором Ленинского районного суда г.Оренбурга по уголовному делу N 1-16/2019 от 09.04.2019 в отношении Рыжкова А.Ю. (главный врач).
В силу ч.4 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанный приговор обязателен для арбитражного суда при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, суды обоснованно с учетом фиктивности трудовых договоров, а также отсутствия каких-либо доказательств того, что спорные суммы потрачены на нужды учреждения здравоохранения, квалифицировали выплаченные денежные средств в качестве нецелевого использования средств, полученных из фонда обязательного медицинского страхования.
Все без исключения доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, рассмотрены судами и отклонены при должной правовой оценке.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.02.2020 по делу N А47-12352/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская больница им. Н.И. Пирогова" - без удовлетворения.
Возвратить Государственному автономному учреждению здравоохранения "Городская больница им. Н.И. Пирогова" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 21.09.2020 N 1006.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств подразумевается использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
...
Приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - Положение N 73)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 декабря 2020 г. N Ф09-6895/20 по делу N А47-12352/2019