Екатеринбург |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А71-17361/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Сухановой Н.Н., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Белкамнефть" имени А.А. Волкова (далее - общество, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2020 по делу N А71-17361/2019 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) принял участие представитель общества - Каримов Р.Р. (доверенность от 09.01.2020).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Отделу (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - административный орган, управление) о признании незаконным предписания от 09.08.2019 N 70-п.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.06.2020 оспариваемое предписание признано незаконным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2020 решение суда отменено, в удовлетворении требований общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод апелляционного суда об обязательности проставления единого знака обращения в паспорте нефти является ошибочным, противоречащим подпункту б пункта 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 36.
Общество считает, что правовые нормы, предусматривающие обязательность проставления единого знака обращения в спорных паспортах нести, отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, на основании приказа управлением в отношении общества была проведена внеплановая выездная проверка пунктов приема-сдачи нефти "Черновское", "Малая Пурга" с целью исполнения Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 1700 от 19.07.2019 "Об организации и проведении внеплановых проверок приемо-сдаточных пунктов нефти, через которые осуществляется прием нефти, в том числе приемо-сдаточных пунктов, принадлежащих организациям, не входящим в группу ПАО "Транснефть", оказывающим услуги по сдаче нефти в систему магистральных нефтепроводов и не имеющим собственных объектов добычи нефти", изданного в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 05.06.2019 N ДК-П9-4635.
По результатам проведенных проверок административным органом составлен акт проверки от 09.08.2019 N 70-М/С, из которого следует, что паспорта на нефть не содержат единый знак обращения продукции на рынке Союза, что является нарушением обязательных требований пункта 6 Технического регламента Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 045/2017 "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (далее - ТР ЕАЭС 045/2017).
По результатам проверок обществу выдано предписание от 09.08.2019 N 70-п, согласно которому предписано в срок до 10.11.2019 устранить нарушения пункта 6 ТР ЕАЭС 045/2017, путем указания в спорных паспортах на нефть единого знака обращения продукции на рынке Союза.
Полагая, что данное предписание является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что для применения ТР ЕАЭС 045/2017 Евразийской экономической комиссией установлен переходный период на срок до 01.01.2021, в течение которого требования данного технического регламента в части оценки соответствия нефти и маркировки нефти единым знаком обращения продукции на рынке Союза не являются обязательными.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при оценке соответствия нефти требованиям ТР ЕАЭС 045/2017 и получении заключения о ее соответствии требованиям настоящего Технического регламента, данная нефть перед ее выпуском в обращение на рынке Союза должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке Союза, который проставляется в паспорте.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь пунктами 1, 4, 6 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 и пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), суды установили, что оспариваемое предписание выдано компетентным органом.
В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 89 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" с 01.07.2019 вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017)", который устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требования безопасности нефти в целях обеспечения защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения (пункт 1 раздела I).
Согласно пункту 6 раздела III ТР ЕАЭС 045/2017 каждая партия нефти, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза, должна сопровождаться паспортом, который содержит следующие сведения:
а) наименование, место нахождения (адрес) юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителем (производителем) нефти или продавцом (в том числе импортером) либо уполномоченным изготовителем (производителем) нефти лицом, оформившим паспорт;
б) товарный знак изготовителя (производителя) нефти (при наличии);
в) обозначение и наименование документа, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть (при наличии), и ее наименование и обозначение в соответствии с этим документом;
г) нормативные значения показателей нефти, установленные в требованиях к показателям нефти согласно приложению и в документе, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть, а также фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования собственной испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза;
д) номер партии;
е) единый знак обращения продукции на рынке Союза;
ж) номер и дата выдачи паспорта;
з) фамилия, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт.
В пункте 18 ТР ЕАЭС 045/2017 указано, что нефть, соответствующая требованиям настоящего Технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая процедуру оценки соответствия согласно разделу VI настоящего Технического регламента, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке Союза.
В соответствии с пунктом 19 ТР ЕАЭС 045/2017 маркировка единым знаком обращения продукции на рынке Союза осуществляется перед выпуском нефти в обращение на рынке Союза.
Единый знак обращения продукции на рынке Союза проставляется в паспорте (пункт 20 ТР ЕАЭС 045/2017).
Исходя из анализа вышеприведенных норм ТР ЕАЭС 045/2017 следует, что при оценке соответствия нефти требованиям настоящего Технического регламента и получении заключения о ее соответствии требованиям настоящего Технического регламента, данная нефть перед ее выпуском в обращение на рынке Союза маркируется единым знаком обращения продукции на рынке Союза, который проставляется в паспорте.
Основанием для выдачи предписания послужили выявленные в ходе проведения внеплановой выездной проверки нарушения оформления обществом паспортов качества нефти, а именно их оформление с нарушением пункта 6 ТР ЕАЭС 045/2017 (отсутствие в паспорте на нефть единого знака обращения продукции на рынке Союза).
Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, принимая во внимание, что заявителем осуществлена оценка соответствия нефти требованиям ТР ЕАЭС 045/2017 после 01.07.2019, по результатам которого получено заключение о соответствии нефти требованиям указанного Технического регламента, пришел к обоснованному выводу о том, что оформленный в отношении каждой партии нефти паспорт должен соответствовать требованиям пункта 6 ТР ЕАЭС 045/2017, в том числе в части проставления в нем единого знака обращения продукции на рынке Союза.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, правомерно признал оспариваемое предписание управления законным и обоснованным.
Отклоняя довод общества о том, что для применения ТР ЕАЭС 045/2017 установлен переходный период на срок до 01.01.2021, в течение которого требования данного Технического регламента в части оценки соответствия нефти и маркировки нефти единым знаком обращения продукции на рынке не являются обязательными, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В пункте 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 36 установлено, что:
а) документы об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Евразийского экономического союза (далее - Союз), или законодательством государства - члена Союза (далее - государство-член), выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017) (далее соответственно - продукция, технический регламент), до дня вступления в силу технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2021 года.
Со дня вступления в силу технического регламента выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, не допускается;
б) до 1 января 2021 года допускаются производство и выпуск в обращение на территориях государств-членов продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу технического регламента обязательной оценке соответствия обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, без документов об обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке);
в) до 1 января 2021 года допускаются производство и выпуск в обращение на территориях государств-членов продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными актами, входящими в право Союза, или законодательством государства - члена, при наличии документов об оценке соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу технического регламента.
Продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства-члена. Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке Союза не допускается.
То есть, переходный период установлен в отношении документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, выданных или принятых в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования ТР ЕАЭС 045/2017, до дня вступления в силу настоящего Технического регламента; действует в отношении продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу технического регламента обязательной оценке соответствия обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Союза, или законодательство государства-члена; и допускает выпуск в обращение продукции при наличии документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиями, выданных или принятых до дня вступления в силу указанного технического регламента.
Указанные переходные положения устанавливают возможность отсутствия знака обращения на рынке при условии отсутствия документов об обязательной оценке соответствия нефти требованиями ТР ЕАЭС 045/2017.
Таким образом суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что в данном случае спорная продукция прошла оценку соответствия требованиям ТР ЕАЭС 045/2017, обществом было проведено обязательное подтверждение соответствия нефти требованиям уже действующего технического регламента в форме испытаний с оформлением паспорта нефти (документа об оценке соответствия продукции указанным обязательным требованиям) после вступления ТР ЕАЭС 045/2017 в силу, правомерно заключил, что проставление единого знака обращения продукции на рынке Союза в паспорте нефти является обязательным.
При рассмотрении спора апелляционным судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая правовая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам. В силу частей 1, 2 статьи 65 АПК РФ имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Постановление суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нём выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2020 по делу N А71-17361/2019 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Белкамнефть" имени А.А. Волкова - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод апелляционного суда об обязательности проставления единого знака обращения в паспорте нефти является ошибочным, противоречащим подпункту б пункта 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 36.
...
В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 89 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" с 01.07.2019 вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017)", который устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требования безопасности нефти в целях обеспечения защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения (пункт 1 раздела I).
...
В пункте 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 36 установлено, что:"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2020 г. N Ф09-7436/20 по делу N А71-17361/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7436/20
19.08.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7069/20
01.06.2020 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-17361/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-17361/19