Екатеринбург |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А60-66957/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни (далее - таможня, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.07.2020 по делу N А60-66957/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От таможенного органа в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таможенный орган обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Горная Евразия" (далее - общество) о взыскании пени в размере 8 983 руб. 80 коп. в связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате утилизационного сбора.
Решением суда от 17.07.2020 (судья Страшкова В.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 (судьи Риб Л.Х., Васева Е.Е., Васильева Е.В.,) решение суда оставлено без изменения.
Таможенный орган просит судебные акты отменить, удовлетворить требования, оспаривая вывод судов о своевременной уплате сбора.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить кассационную жалобу таможенного органа без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением Ко взыскании пени, начисленной в связи с несоблюдением обществом срока уплаты утилизационного сбора в размере 3 864 000 руб. по декларации на товар N 10009194/180419/0003535 (далее - ДТ) в отношении товара - шарнирносочлененный самосвал марки "EREX ТА400", серийный номер 12181136, ТТНА1218АК0121136, 2019 г.в., объем двигателя 12700 смЗ, мощность 331 кВт/444 л.с.". В обоснование заявленных требований таможенный орган ссылается на оформление ТПО 13.05.2019.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия оснований для начисления и взыскания пени, поскольку утилизационный сбор в размере 3 864 000 руб. уплачен обществом в установленный срок, что подтверждается платежным поручением от 30.04.2019 N 99800.
Согласно требованиям статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89- ФЗ признаются плательщиками утилизационного сбора.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N81).
Согласно положениям пункта 3 Правил N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем N 81 (пункт 5 Правил N 81).
Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты приведен в разделе II Правил (пункты 11 - 14).
Пунктом 11 раздела II Правил предусмотрен перечень документов, которые представляет в таможенный орган плательщик утилизационного сбора для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
Согласно пункту 11 (1) Правил документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 Правил должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, в том числе копий платежных поручений об уплате утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что товар по спорной ДТ ввезен 19.04.2019, соответственно, срок для уплаты утилизационного сбора - до 04.05.2019.
Установив, что фактически утилизационный сбор уплачен обществом 30.04.2019, что подтверждается платежным поручением от 30.04.2019 N 99800 с отметкой о списании денежных средств со счета плательщика, сведений о непредставлении обществом документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81, в том числе копий платежных поручений об уплате утилизационного сбора, таможенным органом не представлено, суды первой и апелляционной инстанций правомерно сочли, что таможенным органом не доказаны предусмотренные Правилами N 81 основания для начисления пени, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что само по себе оформление таможенным органом ТПО - платежного документа об уплате утилизационного сбора 13.05.2019, то есть за пределами установленного для уплаты утилизационного сбора срока, не свидетельствует о нарушении обществом пунктов 11 и 15 Правил N 81.
Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.07.2020 по делу N А60-66957/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.