Екатеринбург |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А50-5627/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е.Г.,
судей Гайдука А.А., Черемных Л.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" (далее - предприятие "Теплоэнерго") на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.06.2020 по делу N А50-5627/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприятием "Теплоэнерго" и акционерным обществом "Пермские полиэфиры" (далее - общество "Пермские полиэфиры") заявлены ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей. Ходатайства судом кассационной инстанции рассмотрены и удовлетворены в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Пермские полиэфиры" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к предприятию "Теплоэнерго" о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 01.01.2019 N 3/36 расторгнутым в одностороннем порядке с 11.03.2019.
Решением от 23.06.2020, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с названными судебными актами, предприятие "Теплоэнерго" обратилось с кассационной жалобой
Ссылаясь на Приказы Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" и от 05.12.2014 N 541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности", заявитель жалобы считает, что общество "Пермские полиэфиры" провело некорректную инвентаризацию отходов, не приняв во внимание процессы происхождения отходов, не включив в перечень отходов чистку и уборку нежилых помещений (сбор отходов офисных/бытовых помещений организации). По мнению кассатора, судами не учтено, что у истца помимо промышленных отходов имеются ТКО "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)", лицензией на транспортирование которого обладает предприятие "Теплоэнерго". Таким образом, по мнению предприятия, вывод судов об отсутствии у истца ТКО не соответствует материалам дела и фактическим обстоятельства, а вывоз соответствующих отходов и оказание услуг по обращению с ТКО осуществляет ответчик, следовательно, основания для расторжения договора отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Пермские полиэфиры" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между предприятием "Теплоэнерго" (региональный оператор) и обществом "Пермские полиэфиры" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителем юридическим лицом в нежилом помещении от 01.01.2019 N 3/36, согласно условиям которого ответчик обязался принимать ТКО в количестве и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а истец обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке тарифа на услугу регионального оператора.
Договор заключается на срок до 01.11.2029 включительно; договор может быть расторгнут до окончания срока его действия по соглашению сторон (пункты 25, 26 договора).
В приложении N 1 к договору установлено, что помещение потребителя расположено по адресу: г. Пермь, ул. Соликамская, 293; количество принимаемых ТКО тонн/мес: 0,764 (с 01.01.2019 по 31.01.2019); 2,031 (с 01.02.2019 по 31.12.2019); периодичность вывоза ТКО в соответствии с СанПин 42-128-4692-89.
Приложением N 2 к договору сторонами согласована общая цена контракта за год - 88 742 руб. 88 коп.
Письмом от 06.03.2019 N 21 (вх. N 305 от 07.03.2019) общество "Пермские полиэфиры" направило предприятию "Теплоэнерго" уведомление о расторжении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с 11.03.2019 в связи с переходом предприятия на промышленные отходы.
В свою очередь, предприятие 01.04.2019 уведомило общество "Пермские полиэфиры" о том, что в силу статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" заключение договора на вывоз твердых коммунальных отходов с региональным оператором является обязательным для собственника ТКО.
Ссылаясь на положения статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствие у предприятия "Теплоэнерго" права на осуществление деятельности по обращению с отходами "мусор и смет производственных помещений малоопасный", что является самостоятельным основанием для отказа от договора, общество "Пермские полиэфиры" обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался статьями 782, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), исходил из наличия у общества "Пермские полиэфиры" только промышленных отходов, в связи с чем в отсутствие у предприятия "Теплоэнерго" лицензии на право вывоза таких отходов, признал заключенный сторонами договор расторгнутым.
Суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заключенный сторонами договор на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителем юридическим лицом в нежилом помещении от 01.01.2019 является договором возмездного оказания услуг, правовое регулирование которого также предусмотрено главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых 5 нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
На основании пунктов 1, 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.
В соответствии с пунктом 6 Порядка Федеральный классификационный каталог отходов включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
Согласно классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018) "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению (код 7 30 000 00 00 0) включают в себя, кроме всего прочего: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (7 33 100 01 72 4).
Предприятие "Теплоэнерго" имеет лицензию на вывоз твердых коммунальных отходов код ФККО 7 33 100 01 72 4 "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" (л.д. 36-37).
Исходя из Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, с 01.08.2014 на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным Постановлением.
Судами установлено, что в период с 14.01.2019 по 25.01.2019 общество "Пермские полиэфиры" проведена инвентаризация всех образующихся на производственной площадке отходов. Поскольку производственные и административные помещения общества "Пермский полиэфиры" находятся в одном здании, при этом производственные площади составляют большую часть от общей площади здания, уборка всех помещений производится одновременно, мусор от всех помещений складывается в мешки. Отходы накапливаются в металлическом закрытом контейнере на открытой асфальтированной площадке.
ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому Федеральному округу" Испытательная лаборатория по Пермскому краю произведен отбор проб отходов из данного контейнера в целях определения компонентного состава, что подтверждается актом от 25.01.2019 N 13-О. Согласно протоколу от 01.02.2019 N 15-О/1 отобранная проба относится к следующему виду отходов: "мусор и смет производственных помещений малоопасный".
На основании указанных результатов анализов обществу "Пермские полиэфиры" утвержден паспорт отхода 4 класса опасности ФККО 7 33 210 01 72 4 "Мусор и смет производственных помещений малоопасный".
Письмом от 11.02.2019 N 12 истцом в адрес Управления Росприроднадзора направлено уведомление о паспортизации отхода. 14.11.2019 общество "Пермские полиэфиры" направило в Управление Росприроднадзора проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
23.12.2019 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования выдало обществу "Пермские полиэфиры" лимит на размещение отходов сроком на 5 лет, в соответствии с которым у общества "Пермские полиэфиры" отсутствует ТКО "мусор от офисных и бытовых помещений организации" код ФККО 7 33 100 01 72 4. В приложении к нему обществу "Пермские полиэфиры" утверждены нормативы образования отходов "мусор и смет производственных помещений малоопасный".
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе протокол компонентного состава отхода от 01.02.2019 N 15-О, протокол результатов количественного химического анализа проб отходов N 15-О от 01.02.2019, паспорт отхода 4 класса опасности код ФККО 7 33 210 01 72 4 "Мусор и смет производственных помещений малоопасный", лимит на размещение отходов Росприроднадзора от 23.12.2019, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным отсутствие у общества "Пермские полиэфиры" твердых коммунальных отходов "мусор от офисных и бытовых помещений организацией несортированный (исключая крупногабаритный)", лицензию на вывоз которого имеет ответчик.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, предприятие "Теплоэнерго" не представило (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом судами принято во внимание, что в целях соблюдения требований Закона N 89-ФЗ по вывозу производственных отходов (мусор и смет производственных помещений малоопасный) истцом заключен договор на вывоз производственных отходов с обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЭкоБест", имеющим лицензию на право вывозу ТКО ФККО 7 33 210 01 72 4 "мусор и смет производственных помещений малоопасный".
Таким образом, поскольку у истца имеются промышленные отходы, а у предприятия "Теплоэнерго" отсутствует лицензия на право вывоза твердых коммунальных отходов ФККО 7 33 210 01 72 4 "мусор и смет производственных помещений малоопасный", суды признали обоснованным требование истца о расторжении заключенного сторонами договора, в связи с чем обоснованно удовлетворили исковые требования.
Доводы предприятия "Теплоэнерго" судом кассационной инстанции отклоняются ввиду того, что они являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводов указанных судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела.
В соответствии с абзацем вторым пункта 32 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Таким образом, переоценка доказательств и выводов судов первой и апелляционной инстанций не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ, а несогласие заявителей кассационных жалоб с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм процессуального права и не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды сочли доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 АПК РФ, о существенном нарушении норм процессуального права и о нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле. Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2016 N 305-ЭС16-7224.
Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.06.2020 по делу N А50-5627/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Сирота |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, предприятие "Теплоэнерго" не представило (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом судами принято во внимание, что в целях соблюдения требований Закона N 89-ФЗ по вывозу производственных отходов (мусор и смет производственных помещений малоопасный) истцом заключен договор на вывоз производственных отходов с обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЭкоБест", имеющим лицензию на право вывозу ТКО ФККО 7 33 210 01 72 4 "мусор и смет производственных помещений малоопасный".
...
Суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды сочли доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 АПК РФ, о существенном нарушении норм процессуального права и о нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле. Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2016 N 305-ЭС16-7224."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 декабря 2020 г. N Ф09-8225/20 по делу N А50-5627/2020
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8438/20
21.12.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8225/20
14.09.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8438/20
23.06.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-5627/20