Екатеринбург |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А07-12056/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Вдовина Ю.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан (далее - организация, НО ФРЖС РБ) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.07.2020 по делу N А07-12056/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет, административный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении организации к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 23.07.2020 (судья Решетников С.А.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе организация просит изменить мотивировочную часть судебных актов, исключив из нее вывод о том, что заключив агентский договор от 22.02.2019 N 19-02/126, застройщик передал функции заказчика организации, при этом обозначение договора как агентского, не изменяет существа правоотношений между сторонами, а именно - застройщик наделил НО ФРЖС РБ функциями заказчика, что влечет для организации выполнение всех функций заказчика, в том числе, осуществление строительного контроля, выполнение предписаний уполномоченных органов, а также о том, что организация является субъектом вменяемого правонарушения. Заявитель жалобы настаивает на том, что обозначение спорного договора как агентского не является формальным, отражает действительное содержание отношений между общество "Сетевая компания "Миловский парк" и НО ФРЖС РБ, что исключает самостоятельную ответственность последней перед третьими лицами.
Судами установлено, что на основании распоряжения от 17.10.2019 N 5260 Комитетом проведена внеплановая выездная проверка организации по соблюдению обязательных требований градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства "Строительство централизованной системы очистки и отведения сточных вод от объектов жилой застройки, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:101001:367, 02:47:101001:368, 02:47:101001:365 сельского поселения Миловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. Корректировка (второй пусковой комплекс производительность 500 м3/сут." (далее Объект). В ходе проведения проверки установлено, что заказчиком-застройщиком объекта является организация. Строительство объекта осуществляется на основании разрешения на строительство N 02-RU-03547000-39/ю от 06.04.2015. По результатам проверки составлен акт от 18.11.2019 N 507. Согласно указанному акту выявлены следующие нарушения: - проектная документация представлена не в полном объеме (часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации); - не выполнили огнезащиту с пределом огнестойкости не менее R 45 несущих металлических конструкций здания КОС (отклонение от проекта 1-3/20]3-1-КР1.1,лист 1табл. 21 ТР о ТПБ 123-ФЗ от 22.07.2008); - не выполнили огнезащиту с пределом огнестойкости не менее R 45 металлических конструкций лестничных маршей (отклонение от проекта I 3/2013- 1-КР, лист 20, табл. 21 ТР о ТПБ 123-ФЗ от 22.07.2008); - перекрытия административно-бытовых помещений не выполнили с нормируемым пределом огнестойкости R 45 (отклонение от проекта 1-3/2013-1- КР, лист 19); - Предел огнестойкости перекрытия лестничной клетки не выполнили с пределом огнестойкости, соответствующий пределам огнестойкости внутренних стен лестничной клетки (отклонение от п. 5.4.16 табл. 21 ТР о ТПБ 123-ФЗ от 22.07.2008); - узлы пересечения ограждающих строительных конструкций кабелями, трубопроводами и другим технологическим оборудованием не выполнили с пределом огнестойкости не ниже требуемых пределов, установленных для этих конструкций (отклонение от части 4 статьи 137 ТК о ТПБ 123-ФЗ от 22.07.2008. - не завершены работы по обустройству оголовка выпуска сточных вод (Л.91- 3/2013-1-ИОС.5.2.3.3 Выпуск сточных вод) - не завершены работы по обустройству (отсутствует площадка с контейнером для ТБО) (Лист 1 Стройгенплан. 1-3/201-1-ПОС) - не представлены протоколы замеров микроклиматм и искусственной освещенности в операторской, договоры на вывоз отходов с песколовок и механических решеток (РД 11-02-2016 лист 26) - не была произведена передача исполнительной и технической документации 3 А07-12056/2020 по фактически выполненным работам в соответствии разработанной проектной документацией, а также не представлены общие и специальные журналы производства работ перед итоговой проверкой. На время проведения итоговой проверки исполнительная документация передается застройщиком или заказчиком в орган государственного строительного надзора. После выдачи органом государственного (строительного надзора заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации исполнительная документация передается застройщику или заказчику на постоянное хранение (Согласно проектной документации. Ш.13-07. "Инструкция по оформлению приемосдаточной документации по электромонтажным работам"). - не представлена приемосдаточная документация этапов электромонтажных работ. Отсутствуют акты о приемке-передаче оборудования и монтажа системы электроснабжения. (И1.13-07, форма NОС-15). Отсутствуют акты о выявленных дефектах оборудования. (И 1.13-07, форма NОС-16). Отсутствует справка о ликвидации недоделок (И 1.13-07, форма N 6-а). Отсутствуют акты передачи смонтированного оборудования для производства пуско-наладочных работ (И1.13- 07, форма N 6-6). Отсутствует техническая документация по сдаче-приемке электромонтажных работ. (И 1.13-07, форма N25). Отсутствует журнал прокладки кабелей. (И 1.13-07, форма N 18) и т.д. - не представлены специальные журналы работ (СНиП 12-01-2004 п. 4.14.); - не представлены приказы о закреплении ИТР, ответственных за выполнение работ по объекту; - документы о качестве не представлены на используемые материалы согласно проектным решениям (СНиП 12-01-2004 6.1.3); - не представлены протоколы (удостоверения) по проверки знаний на специалистов и работников организации осуществляющих ведения монтажных работ не пройти подготовку и аттестацию по вопросам безопасности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37 (в ред. Приказа Ростехнадзора от 05.07.2007 N 450); - не представлены выписки СРО монтажных организаций. Документы на допуск персонала ("СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная Редакция СНиП 12-01-2004); - отсутствует аварийное освещение. Прокладка прямых участков кабельных линий не везде произведено в лотках; - работы по устройству молниезащиты не завершены, защита токоотводов не выполнена; - работы в помещения электрощитовых не завершены (ГОСТ Р 53310-2009. Проходки кабельные, вводы герметичные и проходы шинопроводов. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний на огнестойкость Раздел 4, п. 4.1); - горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожар (Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности); 4 А07-12056/2020 - в местах прохода проводов и кабелей через стены, междуэтажные перекрытия или выходы их наружу необходимо обеспечивать возможность смены электропроводки (ПУЭ 6, РАЗДЕЛ 2. КАНАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ГЛАВА 2.1 ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ, п.2.1.58. ГОСТ Р 53310-2009, раздел 4, п.4.1, 4.2); - на лицевой стороне щитов и сборок сети освещения должны быть надписи (маркировка) с указанием наименования (щита или сборки), номера, соответствующего диспетчерскому наименованию (ПТЭЭП п. 2.12.5); - на выполненные работы объекта капитального строительства) - не представлена исполнительная документация в отдел специализированного надзора в полном объёме; - не представлены текстово-графические материалы (исполнительные схемы), отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объекта капитального строительства и его элементов в процессе строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ. Организации выдано предписание от 18.11.2019 N 209 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства со сроком исполнения до 20.12.2019.
На основании распоряжения от 27.12.2019 N 6548 Комитетом проведена внеплановая выездная проверка по исполнению требований предписания от 18.11.2019 N 209, выявлено неисполнение предписания, что отражено в акте от 05.02.2020 N 51. Неисполнение организацией в установленный срок требований предписания от 18.11.2019 N 209 явилось основанием для составления Комитетом 02.03.2020 в отношении организации протокола об административном правонарушении по делу N 19/ААХ/20 по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ. Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении некоммерческой организации "Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан" к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Полномочия комитета на составление протокола предусмотрены п. 70 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, в соответствии с которой должностные лица федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный строительный надзор уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 6 и 15 ст. 19.5 КоАП РФ. В соответствии с Положением о государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616, Комитет является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сфере государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.
Наличие отражённых в предписании нарушений и законность требований, изложенных в предписании, судами проверена, и не оспаривается. Бездействие лица, которому выдано предписание, установлено.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность. Для установления противоправного виновного характера действий (бездействия) лица по невыполнению предписания необходимо установить наличие законных оснований для вынесения предписания, неисполнение которого является основанием для привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п.п. 13, 10 ст. 1, положениями ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), а также п. 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", суды установили, что предписание выдано уполномоченным органом в пределах компетенции. В п. 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации предусмотрено, что при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Частью 1 статьи 53 ГрК РФ установлено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации. В силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, в соответствии с ч. 6 ст. 52, ч. 1, 2, 4 ст. 53 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с проектной документацией, требованиями технических регламентов, в соответствии с технологией строительства и при этом обеспечивать безопасность работ для рабочих и третьих лиц, выполнять требования безопасности труда, осуществить надлежащий контроль за строительством объекта.
Судами установлено, что предписание N 209 от 18.11.2019 комитетом вынесено в связи с выявленными при проверке нарушениями организацией требований нормативных актов в области строительства и проектной документации. Предписание не оспорено, ходатайством о продлении срока исполнения предписания не заявлено. Таким образом, подтверждается наличие в действиях организации события и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Довод НО ФРЖС РБ о том, что она не является субъектом правонарушения, учитывая заключение агентского договора с ООО "Сетевая компания "Миловский парк", судом апелляционной инстанции отклонён. Судом исследован названный договор в целях установления, является ли НО ФРЖС РБ субъектом вменяемого правонарушения, и сделан вывод, что застройщик наделил НО ФРЖС РБ функциями заказчика, что влечет для организации выполнение всех функций заказчика, в том числе, осуществление строительного контроля, выполнение предписаний уполномоченных органов.
Оснований для иного вывода суд кассационной инстанции не усмотрел.
Отказав в привлечении НО ФРЖС РБ к административной ответственности, суды правильно применили ст. 4.5 КоАП РФ с учётом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П.
Обжалуемые решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.07.2020 по делу N А07-12056/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу некоммерческой организации Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.