Екатеринбург |
|
13 января 2021 г. |
Дело N А60-14132/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Краснобаевой И. А., Лазарева С. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2020 по делу N А60-14132/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") - Дербенева Т.П. (доверенность от 07.08.2019 N СВЕРД НЮ-27/Д).
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Управлению с иском о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:56:0207008:17.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось с жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт. Заявитель указывает на то, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 85-р, которое не отменено и действует без изменений; документов, подтверждающих прекращение права собственности Российской Федерации на земельный участок, истцом не представлено, в связи с чем ответчик полагает, что основания для прекращения права собственности Российской Федерации на участок отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество "РЖД" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585, сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал общества "РЖД" от 30.09.2003, утвержденного совместным распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р, в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) было зарегистрировано право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером 66:56:0207008:17, ранее находившийся во владении Свердловской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" (запись о регистрации от 26.03.2004 N 66-01/01-386/2003-52).
На земельном участке расположено здание общежития N 1, принадлежащее истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АБ 208936, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество внесена запись N 66-01/02-104/2003-289.
При получении выписки из ЕГРН от 13.08.2019 N 99/2019/277772520 истец узнал о том, что 19.07.2004 на указанный земельный участок было зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Основанием государственной регистрации послужило Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 85-р.
Полагая, что земельный участок приобретен истцом по воле собственника и на законных основаниях, право собственности общества "РЖД" возникло ранее права собственности ответчика на указанный объект недвижимого имущества, а также учитывая то, что именно истец в течение длительного времени с 2004 года осуществлял полномочия владения, пользования и распоряжения земельным участком и несет бремя его содержания в виде уплаты налога на землю, в связи с чем регистрация права собственности ответчика на земельный участок является незаконной и нарушает права истца, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:56:0207008:17 ранее находился в ведении предприятия федерального железнодорожного транспорта и подлежал включению в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. До завершения процесса разграничения спорный земельный участок в установленном порядке перешел в собственность истца, в связи с чем оснований для последующей государственной регистрации права собственности Российской Федерации на этот земельный участок не имелось.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационных жалоб в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Исходя из положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет арбитражный суд, при этом способ защиты нарушенного права лицо, обратившееся с арбитражный суд, избирает самостоятельно. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной норме права одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В пунктах 2 и 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Согласно разъяснениями, изложенным в пунктах 58, 59 постановления от 29.04.2010 N 10/22, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Судами установлено, что запись о создании общества "РЖД" была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 23.09.2003.
В соответствии с Уставом общества "РЖД", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585, истец создан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об акционерных обществах", "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и является коммерческой организацией. Учредителем истца является Российская Федерация. Уставный капитал сформирован за счет имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект. Уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта.
Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, а также прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством РФ. Земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Как установлено судами, формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта.
Сводный передаточный акт составляется на основе обобщенных данных прилагаемых к нему передаточных актов, составленных на имущество каждой организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое вносится в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", содержится в сводном передаточном акте.
Материалами дела подтверждается и судами установлено включение земельного участка с кадастровым номером 66:56:0207008:17, имеющего разрешенное использование - для эксплуатации многоквартирного жилого дома, в сводный передаточный акт от 30.09.2003, а также осуществление государственной регистрации права собственности истца на этот земельный участок 26.03.2004.
Судами установлено, что указанный земельный участок находится во владении истца, поскольку на нем расположено здание общежития, принадлежащее истцу на праве собственности. В отношении земельного участка истцом осуществляются полномочия собственника, в том числе производится уплата земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Как указано в пункте 11 Постановления N 10/22, граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.
С учетом изложенного вывод судов о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:56:0207008:17 в установленном порядке перешел в собственность истца, и право собственности на этот участок было правомерно зарегистрировано 26.03.2004, является верным.
Ссылка ответчика на распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 85-р "Об утверждении Перечней земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, на которые у Российской Федерации возникает право собственности" как на основание возникновения права собственности у Российской Федерации на спорный участок, обоснованно отклонена судами.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации права собственности на земельный участок) (далее - Закон N 137-ФЗ) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
Порядок разграничения государственной собственности на землю устанавливался статьей 6 Закона N 137-ФЗ и предусматривал, что специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 этого Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 (далее - Правила N 140).
Правилами N 140 предусматривалось, что Министерство имущественных отношений Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня получения от органов государственной власти Российской Федерации, государственных предприятий и учреждений, а также иных организаций, указанных в пунктах 7, 8, 9 Правил, сведений о земельных участках, подлежащих включению в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, подготавливает перечни этих земельных участков, а затем направляет эти перечни и документы, указанные в пункте 5 Правил, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления для согласования. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления рассматривают перечни земельных участков и в 2-месячный срок со дня получения принимают решения об их согласовании либо об отказе в согласовании перечней или отдельных земельных участков, указанных в перечнях (пункты 7 - 9, 12 - 14).
Судами отмечено, что земельный участок с кадастровым номером 66:56:0207008:17 ранее находился в ведении предприятия федерального железнодорожного транспорта и подлежал включению в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что незавершенность процесса разграничения государственной собственности на землю не препятствовала распоряжению этим земельным участком, а материалами дела подтверждено, что до завершения процесса разграничения земельный участок с кадастровым номером 66:56:0207008:17 был в установленном порядке передан в собственность истца, суды пришли к правильному выводу о том, что основания для последующей государственной регистрации права собственности Российской Федерации на этот земельный участок отсутствовали.
При изложенных обстоятельствах исковые требования правомерно удовлетворены судами.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в силу своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2020 по делу N А60-14132/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок разграничения государственной собственности на землю устанавливался статьей 6 Закона N 137-ФЗ и предусматривал, что специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 этого Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 (далее - Правила N 140)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 января 2021 г. N Ф09-8287/20 по делу N А60-14132/2020