Екатеринбург |
|
15 января 2021 г. |
Дело N А60-7709/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Черкезова Е. О., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Институт реакторных материалов" (далее - заявитель, АО "ИРМ", общество, Институт) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2020 по делу N А60-7709/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания от общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
АО "ИРМ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, управление) от 18.11.2019 N 47 в части создания страхового фонда документации в организации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
АО "ИРМ" просит названные судебные акты отменить, принять новое решение о признании незаконным оспариваемого предписания в части создания страхового фонда документации в обществе, настаивая на его неисполнимости. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
При рассмотрении дела судами установлено, что в ходе проведения проверки Института составлен акт от 18.11.2019 N 47 о несоздании им страхового фонда документации на объекты повышенного риска, и вынесено оспариваемое предписание об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны.
Не согласившись с указанным ненормативным актом заинтересованного лица в части необходимости создания обозначенного фонда, АО "ИРМ" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из вывода о соответствии оспариваемого предписания антимонопольного органа требованиям действующего законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
Согласно пункту 20 Положения о гражданской обороне, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, пункту 16.13 Положения об организации и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утв. Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, к основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относится, в том числе создание страхового фонда документации.
В 2014 году согласно критериям, изложенным в Методических рекомендациях по формированию аварийных комплектов документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения от 25.09.2006 N 3/1-1504 (далее - Методические рекомендации) Правительством Свердловской области сформирован перечень организаций, которым необходимо создавать страховой фонд документации. Перечень содержит информацию ограниченного доступа.
Согласно пункту 2.1.3. Методических рекомендаций основанием для включения объектов повышенного риска в перечень является:
- использование в производственных процессах (в том числе при хранении и захоронении) пожаро-, взрыво-, биологически, химически и радиационно опасных веществ, а также других материалов, которые в результате чрезвычайных ситуаций могут оказать поражающее воздействие на население и окружающую среду за пределами санитарно-защищенных зон данных объектов;
- нахождение объектов в зонах возможных стихийных бедствий природного характера;
- расположение объектов в непосредственной близости к потенциально опасным объектам, необходимых для устойчивого жизнеобеспечения населения.
АО "ИРМ" включено в Перечень объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения, на которые создается страховой фонд документации, необходимый для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный 24.07.2014 Председателем правительства Свердловской области и согласован с Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору).
Материалами дела подтверждено, что общество расположено на территории потенциального опасного объекта и входит в перечень организаций, которым необходимо создавать страховой фонд документации.
С учетом изложенного, указав, что создание страхового фонда документации отнесено к основным мероприятиям по гражданской обороне, суды пришли к выводу о наличии такой обязанности у заявителя на момент проведения проверки и выдачи предписания.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Ссылка Института на Правила создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 1583-дсп, обоснованно не принята судами, поскольку оспариваемое предписание вынесено до их принятия, соответственно, на момент проведения поверки и его вынесения, предписание соответствовало действующему законодательству.
При этом, судом апелляционной инстанции со ссылкой на позицию управления разъяснено, что изменения требований в области гражданской обороны, утвержденными нормативными актами по гражданской обороне, будут учтены в рамках проведения внеплановой проверки общества по контролю предписания.
При таких обстоятельствах предписание управления в оспариваемой части соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов Института.
Таким образом суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Компетенция суда кассационной инстанции закреплена статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами нижестоящих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2020 по делу N А60-7709/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Институт реакторных материалов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
Согласно пункту 20 Положения о гражданской обороне, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, пункту 16.13 Положения об организации и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утв. Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, к основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относится, в том числе создание страхового фонда документации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 января 2021 г. N Ф09-8453/20 по делу N А60-7709/2020