г. Пермь |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А60-7709/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя - Ганеев А.Г., паспорт, доверенность 66АА 6136479 от 30.05.2020, диплом.
от заинтересованного лица - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Институт реакторных материалов",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 июля 2020 года
по делу N А60-7709/2020
по заявлению акционерного общества "Институт реакторных материалов" (ИНН 6639019655, ОГРН 1096639000952)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890)
о признании незаконным в части и отмене предписания N 47 от 18.11.2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Институт реакторных материалов" (далее - заявитель, АО "ИРМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене предписания N 47 от 18.11.2019 в части создания страхового фонда документации в организации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 июля 2020 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе общество указывает, что судом не был учтен тот факт, что предписание Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МСЧ России по Свердловской области от 18.11.2019 N 47 в части создания страхового фонда документации в АО "ИРМ" не может быть исполнено в срок, установленный самим предписанием, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, ответственность за создание страхового фонда документации, планирование и проведение мероприятий по созданию фонда страховой документации в АО "ИРМ" несет Госкорпорация "Росатом", соответственно принимать решения о необходимости его создания в подведомственных организациях, а также финансирование данных мероприятий осуществляет только Госкорпорация "Росатом".
Заинтересованное лицо представило отзыв, дополнение к отзыву с возражениями на апелляционную жалобу, в котором выводы суда считает обоснованными, решение по делу соответствующим требованиям закона.
Участвующий в судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 31.10.2019 по 18.11.2019 на основании распоряжения N 47 от 22.10.2019 начальника УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области проведена плановая выездная проверка в отношении АО "ИРМ" с целью надзора за выполнением требований в области гражданской обороны.
В ходе проведения проверки составлен акт проверки N 47 от 18.11.2019, согласно которому в организации не создан страховой фонд документации на объекты повышенного риска; вынесено 18.11.2019 предписание N 47 об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны.
Поскольку с вынесенным предписанием в части создания страхового фонда АО "ИРМ" не согласно, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из наличия у общества обязанности по созданию страхового фонда в силу требований Закона о гражданской обороне.
Заявитель жалобы с данными выводами суда не согласен. В обоснование доводов жалобы указывает, что предписание Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МСЧ России по Свердловской области от 18.11.2019 N 47 в части создания страхового фонда документации в АО "ИРМ" не может быть исполнено в срок, установленный самим предписанием, поскольку 03.12.2019 г. были приняты "Правила создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием", утвержденные Постановлением Правительства РФ N 1583-дсп. Исходя из положений, указанных Правил ответственность за создание страхового фонда документации, планирование и проведение мероприятий по созданию фонда страховой документации в АО "ИРМ" несет Госкорпорация "Росатом", соответственно принимать решения о необходимости его создания в подведомственных организациях может только указанная государственная корпорация. Кроме того, подпунктом "в" пункта 22 Правил предусмотрено, что финансирование работ по созданию и сохранению страхового фонда документации осуществляется за счет средств Госкорпорации "Росатом". Какие-либо распорядительные документы о создании в АО "ИРМ" страхового фонда документации Госкорпорацией "Росатом" не издавались, следовательно, обязанность по его созданию на дату вынесения решения Арбитражным судом Свердловской области отсутствует.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ " О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 20 Положения о гражданской обороне, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, пунктом 16.13 Положения об организации и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утв. Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, к основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относится, в том числе создание страхового фонда документации.
В 2014 году, согласно критериям, изложенным в Методических рекомендациях по формированию аварийных комплектов документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения от 25 сентября 2006 года N 3/1-1504 (далее - Методические рекомендации) Правительством Свердловской области сформирован перечень организаций, которым необходимо создавать страховой фонд документации. Перечень содержит информацию ограниченного доступа.
Согласно пункту 2.1.3. Методических рекомендаций основанием для включения объектов повышенного риска в перечень является:
- использование в производственных процессах (в том числе при хранении и захоронении) пожаро-, взрыво-, биологически, химически и радиационно опасных веществ, а также других материалов, которые в результате чрезвычайных ситуаций могут оказать поражающее воздействие на население и окружающую среду за пределами санитарно-защищённых зон данных объектов;
- нахождение объектов в зонах возможных стихийных бедствий природного характера;
- расположение объектов в непосредственной близости к потенциально опасным объектам, необходимых для устойчивого жизнеобеспечения населения.
АО "ИРМ" включено в Перечень объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения, на которые создается страховой фонд документации, необходимый для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. 24.07.2014 Председателем правительства Свердловской области и согласован с Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору).
Материалами дела подтверждено, что АО "ИРМ" расположено на территории потенциального опасного объекта и входит в перечень организаций, которым необходимо создавать страховой фонд документации.
Поскольку создание страхового фонда документации, в силу указанных выше норм отнесено к основным мероприятиям по гражданской обороне, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии такой обязанности у заявителя на момент проведения проверки и выдачи предписания.
Оснований прийти к иным суждениям с учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы заявителя жалобы о том, что предписание Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МСЧ России по Свердловской области от 18.11.2019 N 47 в части создания страхового фонда документации в АО "ИРМ" не может быть исполнено в срок, установленный самим предписанием, поскольку 03.12.2019 г. были приняты "Правила создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием", утвержденные Постановлением Правительства РФ N 1583-дсп, согласно которым ответственность за создание страхового фонда в АО "ИРМ" несет Госкорпорация "Росатом", соответственно принимать решения о необходимости его создания в подведомственных организациях и финансирование данных мероприятий осуществляется только Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", подлежат отклонению, поскольку оспариваемое предписание 47 от 18.11.2019 г. вынесено уполномоченным органом до принятия Постановления Правительства РФ N 1583-дсп от 03.12.2019 г.
В связи с чем, судом обоснованно оспариваемое предписание проверено на соответствие закону на момент его издания - 18.11.2019 г.
При этом, как указывает Управление МЧС в отзыве на жалобу, изменения требований в области гражданской обороны, утвержденными нормативными актами по гражданской обороне, будут учтены в рамках проведения внеплановой проверки общества по контролю предписания, запланированной на декабрь 2020года.
С учетом изложенного судебная коллегия апелляционного суда полагает обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии совокупности оснований для признания недействительным оспариваемого предписания N 47 от 18.11.2019.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, обществом суду апелляционной инстанции не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 июля 2020 года по делу N А60-7709/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7709/2020
Истец: АО ИНСТИТУТ РЕАКТОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ