Екатеринбург |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А34-10029/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества ограниченной ответственностью "ПромАгро-Менеджмент" (далее - общество "ПромАгро-Менеджмент", истец) на решение Арбитражного суда Курганской области от 06.07.2020 по делу N А34-10029/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "ПромАгро-Менеджмент" - Ситков П.В. (доверенность от 11.01.2021).
Общество "ПромАгро-Менеджмент" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ГОР" (далее - общество "ГОР", ответчик) о признании недействительным договора субаренды земельного участка от 14.04.2016 N 1А (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Никитасенко Анатолий Валентинович, Серков Никифор Викторович, администрация Шумихинского района, общество с ограниченной ответственностью "Производственно- коммерческая фирма "Новь", Никитасенко Марина Геннадьевна.
Определением суда от 18.10.2019 принято к производству встречное исковое заявление общества "ГОР" к обществу "ПромАгро-Менеджмент" о взыскании 450 руб. задолженности по договору субаренды от 14.04.2016 N 1а за период с 14.04.2016 по 22.04.2016.
Решением суда от 06.07.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество "ПромАгро-Менеджмент" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель ссылается на наличие оснований для признания сделки ничтожной; указывает, что подпись и печать на договоре истцу не принадлежат. По мнению истца, судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайств о фальсификации доказательств, о назначении судебной экспертизы. Заявитель не согласен с выводом судов о пропуске срока исковой давности по первоначальному иску.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что конкурсный управляющий общества "ГОР" Серков Н.В. и общество "ПромАгро-Менеджмент" подписали договор субаренды земельного участка от 14.04.2016 N 1А, по условиям которого первый предоставил последнему за плату в пользование шесть земельных участков, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 45:22:000000:150, 45:22:000000:149, 45:22:000000:148 и с кадастровым (условным) номером 45-22-04-00-00 площадью 1438 га.
Передача участков оформлена актом приема-передачи от 20.04.2016.
Договор вступает в силу с момента подписания акта приема-передачи земельных участков, действует до 14.10.2016. В том случае, когда арендатор продолжает пользоваться земельным участком арендодателя после истечения срока действия договора, а арендодатель не возражает против этого, договор считается продленным на тот же срок на тех же условиях (пункт 1.2 договора).
Общество "ПромАгро-Менеджмент", ссылаясь на то, что договор подписан неуполномоченным лицом, руководитель общества не подписывал и не выдавал в пользу Разновского В.Д. доверенность с правами на заключение гражданско-правовых договоров с обществом "ГОР", обратилось в арбитражный суд с первоначальным иском.
Общество "ГОР", ссылаясь на ненадлежащее исполнение арендатором обязательств по внесению арендных платежей, обратилось в арбитражный суд со встречным иском.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска, суды исходили из следующего.
Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу положений ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 2 статьи 174 ГК РФ сделка, совершенная представителем или действующим от имени юридического лица без доверенности органом юридического лица в ущерб интересам представляемого или интересам юридического лица, может быть признана судом недействительной по иску представляемого или по иску юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, по иску, предъявленному в их интересах иным лицом или иным органом, если другая сторона сделки знала или должна была знать о явном ущербе для представляемого или для юридического лица либо имели место обстоятельства, которые свидетельствовали о сговоре либо об иных совместных действиях представителя или органа юридического лица и другой стороны сделки в ущерб интересам представляемого или интересам юридического лица.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 93 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно пункту 2 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка может быть признана недействительной, когда вне зависимости от наличия обстоятельств, свидетельствующих о сговоре либо об иных совместных действиях представителя и другой стороны сделки, представителем совершена сделка, причинившая представляемому явный ущерб, о чем другая сторона сделки знала или должна была знать.
О наличии явного ущерба свидетельствует совершение сделки на заведомо и значительно невыгодных условиях; при этом следует исходить из того, что другая сторона должна была знать о наличии явного ущерба в том случае, если это было бы очевидно для любого участника сделки в момент ее заключения.
Между тем доказательств того, что совершение сделки повлекло за собой возникновение неблагоприятных последствий для общества и его участников материалы дела не содержат.
Судами учтено также, что арендатором совершен платеж со ссылкой на договор субаренды от 14.04.2016 N 1А, что свидетельствует об исполнении его условий и признании ответчиком по встречному иску факта наличия гражданско - правовых отношений из спорного договора субаренды.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности о требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения решения и является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В абзаце 5 пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что поскольку исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности. Вместе с тем, заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано третьим лицом, если в случае удовлетворения иска к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков.
Учредителем общества "ГОР" Никитасенко А.В. заявлено о пропуске истцом по первоначальному иску срока исковой давности.
Учитывая возможность предъявления в будущем к Никитасенко А.В. как к учредителю общества "ГОР" требований, суд правомерно принял заявление указанного лица о пропуске срока исковой давности.
Из материалов дела следует, что договор субаренды заключен 14.04.2016, исполнение началось 20.04.2016, что подтверждается актом приема-передачи объектов аренды.
Поскольку с настоящим иском общество "ПромАгро-Менеджмент" обратилось только 22.07.2019, вывод судов об истечении срока исковой давности является обоснованным.
С учетом изложенного в удовлетворении первоначального иска отказано правомерно.
Вывод судов в части встречного иска заявителем кассационной жалобы не обжалуется, законность судебного акта в этой части судом кассационной инстанции не проверяется, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя, в том числе о фальсификации доказательств, являлись предметом исследования судов, и им дана надлежащая правовая оценка, основания для их непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела судам первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Процессуальных нарушений судом не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационных жалоб в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 06.07.2020 по делу N А34-10029/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромАгро-Менеджмент" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В абзаце 5 пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что поскольку исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности. Вместе с тем, заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано третьим лицом, если в случае удовлетворения иска к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 января 2021 г. N Ф09-8413/20 по делу N А34-10029/2019