Екатеринбург |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А76-48665/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Поротниковой Е. А., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Челябинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.07.2020 по делу N А76-48665/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "МираМед" (далее - общество) - Михеева М.С. (доверенность от 17.06.2019 N 1).
С использование системы веб-конференции в судебном заседании принял участие представитель таможенного органа - Никитина М.П. (доверенность от 03.01.2020).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к таможне о признании недействительными решений от 11.11.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары от 26.01.2017 N 10504110/260117/0001047, от 27.06.2017 N 10504110/270617/0012389, от 24.07.2017 N 10504110/240717/0014563, от 15.08.2017 N 10504110/150817/0016479, от 20.10.2017 N 10504110/201017/0021953, от 17.11.2017 N 10504110/171117/0024521.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор)
Решением суда первой инстанции от 16.07.2020 (судья Мрез И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 (судьи Арямов А.А., Иванова Н.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит названные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в подтверждение льготы по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при ввозе товара общество представило регистрационное удостоверение с указанием кода ОКП 943800 "Изделия травматологические", тогда как в декларациях на товары (далее - ДТ) указан иной код ОКП 943700 "Наборы медицинские".
Таможенный орган также отмечает, что регистрационное удостоверение - документ, подтверждающий факт государственной регистрации медицинского изделия, а также право на льготу в отношении медицинских изделий, которым присвоен код ОКП 943800, и их принадлежностей, поскольку обществом ввезены медицинские инструменты с иным кодом ОКП, предоставление обществу льготы является неправомерным.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу таможни - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет оптовую торговлю изделиями, применяемыми в медицинских целях.
Обществом 26.01.2017, 27.06.2017, 24.07.2017, 15.08.2017, 20.10.2017, 17.11.2017 на Южно-Уральский таможенный пост (центр электронного декларирования) таможни представлены ДТ N 10504110/260117/0001047, 10504110/270617/0012389, 10504110/240717/0014563, 10504110/150817/0016479, 10504110/171117/0024521, 10504110/201017/0021953 для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара, в том числе товара N 2, 4 - медицинские изделия: инструменты для эндопротезирования суставов (для обработки костной ткани и установки эндопротезов суставов), с указанием кода ОКП 94 3700.
В целях освобождения от уплаты НДС по ввезенному товару общество представило: 1. Регистрационное удостоверение на медицинское изделие Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 27.01.2015 N РЗН 2015/2293 (на имплантаты и инструменты для эндопротезирования суставов); 2. Декларацию о соответствии от 13.10.2015 регистрационный номер РОСС СН.МЕ20.Д01970, согласно которой товар - имплантаты для эндопротезирования суставов (эндопротезы и компоненты эндопротезов суставов), классифицирован по кодам ОКП 94 3800 и ТН ВЭД 9021399000; 3. Декларацию о соответствии от 13.10.2015 регистрационный номер РОСС СН.МЕ20.Д01969, согласно которой товар - инструменты для эндопротезирования суставов (инструменты для обработки костной ткани и установки эндопротезов суставов) классифицирован по кодам ОКП 94 3700 и ТН ВЭД 9018 90 840 9.
Таможенным органом 18.07.2019 проведена камеральная таможенная проверка в отношении общества на предмет достоверности сведений, заявленных в ДТ и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ. По результатам проверки таможней составлен акт от 27.09.2019 N 10504000/210/270919/А000424, в котором отражен факт заявления обществом в графе 31 ДТ кода ОКП ввезенного товара, отличный от кода, указанного в регистрационном удостоверении, что, по мнению таможни, свидетельствует о невыполнении условий применения примечания 1 к Перечню N 1042 для применения раздела 1 "Медицинские изделия" в целях предоставления льготы по уплате НДС.
В этой связи таможней приняты решения от 11.11.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в названных ДТ. Одновременно в решениях предложено обществу в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения решений представить корректировку декларации на товары и ее электронную копию, в случае корректировки таможенной стоимости товара - также декларацию таможенной стоимости и ее электронную копию, а в случае уплаты таможенных пошлин, налоговых и иных платежей, взимание которых возложены на таможенные органы - также документы и (или) сведении, подтверждающие их уплату.
По мнению таможенного органа общество должно уплатить НДС: по ДТ N 10504110/260117/0001047 - в сумме 34 608 руб. 83 коп.; по ДТ N 10504110/270617/0012389 - в сумме 100 644 руб. 87 коп.; по ДТ N 10504110/240717/0014563 - в сумме 45 779 руб. 36 коп.; по ДТ N 10504110/150817/0016479 - в сумме 54 271 руб. 10 коп.; по ДТ N 10504110/201017/0021953 - в сумме 80 743 руб. 45 коп.; по ДТ N 10504110/171117/0024521 - в сумме 37 349 руб. 25 коп.
Полагая принятые таможней решения незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии совокупности оснований для признания оспариваемых решений таможни недействительными, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
К таможенным платежам относится в том числе налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза (подпункт 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), подпункт 3 пункта 3 статьи 46 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки НДС, указанные в пунктах 2 и 3 этой статьи.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Эти положения применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
В соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
На основании пунктов 7, 8 Перечня N 1042, в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость включены: наборы медицинские (код ОКП 943700, код ТН ВЭД ЕАЭС 9018) - наборы для сердечно-сосудистой и абдоминальной хирургии; наборы травматологические; наборы оториноларингологические; наборы офтальмологические; наборы стоматологические; наборы акушерские, гинекологические, урологические; наборы нейрохирургические; наборы общего назначения; изделия травматологические (код ОКП 943800, код ТН ВЭД ЕАЭС 9021) - изделия для соединения костей; изделия для воздействия на кости; изделия корректирующие.
В силу Примечания 1 к Перечню N 1042, для целей применения раздела I данного Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 56 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 предусмотрено, что в регистрационном удостоверении указываются сведения о наименовании медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
Принадлежности к медицинскому изделию не регистрируются отдельно, так как не являются самостоятельным медицинским изделием. Действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на его принадлежности.
В соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 ГОСТ 31508-2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования", к принадлежностям медицинских изделий отнесены предметы, самостоятельно не являющиеся медицинскими изделиями и по целевому назначению применяемые совместно с медицинскими изделиями либо в их составе для того, чтобы медицинское изделие могло быть использовано в соответствии с целевым назначением.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что ввезенные обществом товары - медицинские изделия: инструменты для эндопротезирования суставов (для обработки костной ткани и установки эндопротезов суставов) включены в Перечень N 1042. При декларировании товаров обществом представлено регистрационное удостоверение от 27.01.2015 N РЗН 2015/2293, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения на медицинское изделие - имплантаты и инструменты для эндопротезирования суставов.
Однако обществу отказано в предоставлении льготы по уплате НДС поскольку выявленное в ходе камеральной таможенной проверки несоответствие кода ОКП в представленном регистрационном удостоверении (код 94 3800 "имплантаты для эндопротезирования суставов") коду ОКП, указанному в ДТ (код 94 3700 "инструменты для эндопротезирования суставов"). При этом, соответствие товаров как коду ОКП 94 3800, так и коду ОКП 94 3700 подтверждено содержанием ДТ и декларациями о соответствии от 13.10.2015 N РОСС СН.МЕ20.Д01970 и N РОСС СН.МЕ20.Д01969.
Суды, проанализировав материалы дела, верно указали, что из содержания представленного обществом регистрационного удостоверения от 27.01.2015 N РЗН 2015/2293 следует, что оно распространяется как на имплантаты, так и на инструменты для эндопротезирования суставов. В приложении к регистрационному удостоверению (листы 1 и 2) поименованы имплантаты и инструменты, в отношении которых это удостоверение выдано. К их числу отнесены, в том числе эндопротезы и компоненты эндопротезов суставов, а также инструменты для обработки костной ткани и установки эндопротезов суставов.
Декларациями о соответствии подтверждено, что имплантаты (эндопротезы и компоненты эндопротезов) имеют код ОКП 94 3800 и код ТН ВЭД ЕАЭС 9021; инструменты для эндопротезирования суставов имеют код ОКП 94 3700 и код ТН ВЭД ЕАЭС 9018. Следовательно, декларация подтверждает соответствие спорного товара - инструментов для эндопртезирования суставов, коду ОКП 93 700 и коду ТН ВЭД 9018, в отношении которых положениями статей 149, 150 НК РФ установлено право на льготу по НДС.
Судами также отмечено, что акт камеральной таможенной проверки содержит ссылку на решение Уральского таможенного поста (центра электронного декларирования) Уральской электронной таможни об отказе в освобождении от уплаты НДС по ДТ N 10511010/290519/0071485 по аналогичным основаниям.
Однако решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2019 по делу N А60-37172/2019, оставленным без изменения постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 01.06.2020 названное решение Уральского таможенного поста (центра электронного декларирования) Уральской электронной таможни признано незаконным.
В связи с этим суды сделали верный вывод о том, что обществом представлены все необходимые документы, подтверждающие право на льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 1 пункта 2 статьи 149, пунктом 2 статьи 150 НК РФ.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемых решений таможни недействительными.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.07.2020 по делу N А76-48665/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Челябинской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Декларациями о соответствии подтверждено, что имплантаты (эндопротезы и компоненты эндопротезов) имеют код ОКП 94 3800 и код ТН ВЭД ЕАЭС 9021; инструменты для эндопротезирования суставов имеют код ОКП 94 3700 и код ТН ВЭД ЕАЭС 9018. Следовательно, декларация подтверждает соответствие спорного товара - инструментов для эндопртезирования суставов, коду ОКП 93 700 и коду ТН ВЭД 9018, в отношении которых положениями статей 149, 150 НК РФ установлено право на льготу по НДС.
Судами также отмечено, что акт камеральной таможенной проверки содержит ссылку на решение Уральского таможенного поста (центра электронного декларирования) Уральской электронной таможни об отказе в освобождении от уплаты НДС по ДТ N 10511010/290519/0071485 по аналогичным основаниям.
Однако решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2019 по делу N А60-37172/2019, оставленным без изменения постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 01.06.2020 названное решение Уральского таможенного поста (центра электронного декларирования) Уральской электронной таможни признано незаконным.
В связи с этим суды сделали верный вывод о том, что обществом представлены все необходимые документы, подтверждающие право на льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 1 пункта 2 статьи 149, пунктом 2 статьи 150 НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 января 2021 г. N Ф09-8244/20 по делу N А76-48665/2019