Екатеринбург |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А50-8416/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Вдовина Ю.В. рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Пермтрансжелезобетон" (далее - заявитель, общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 01.09.2020 по делу N А50-8416/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по тому же делу.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, судьей единолично без вызова сторон.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26.02.2020 N 11790/2, которым обществу назначено наказание по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что судами при вынесении решения не учтена погрешность измерительного прибора, которым осуществлялся замер температуры воздуха в жилых помещениях; считает, что величина погрешности должна применяться в пользу привлекаемого к административной ответственности лица; полагает, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что температура воздуха в жилых помещениях соответствует норме.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что показания температуры теплоносителя на вводе в многоквартирный дом сняты с общедомового прибора учета PC 50-72-А-С, который согласно руководству по эксплуатации указанного прибора учета, предназначен для измерений объемного расхода и объема электропроводящих жидкостей, протекающих по трубопроводу; отмечает, что указанный прибор не предназначен для замера температуры теплоносителя.
По мнению общества, замеры температуры воздуха в жилых помещениях проведены с нарушением требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354)
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Согласно части 5.1 статьи 211 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.12.2019 N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 13.12.2019) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела следует, что инспекцией на основании распоряжения от 03.12.2019 N 11790 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества по адресу: Пермский край, рабочий п. Оверята, г. Краснокамск, ул. Строителей, д. 10, по результатам которой установлено, что обществом нарушены нормативы обеспечения населения коммунальными услугами, а именно: в жилом помещении квартиры N 27 температура воздуха составляет +19 °C (при нормативной температуре воздуха не ниже +20 °C); в жилом помещении квартиры N 30 температура воздуха составляет +18 °C, в жилом помещении наибольшем по площади температура воздуха составляет +19 °C (при нормативной температуре воздуха не ниже +20 °C); температура теплоносителя на вводе в многоквартирный дом составляет +58,5 °C (согласно температурному графику (независимая система) на отопительный сезон 2019-2020 годы при температуре наружного воздуха -7 °C температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +60 °C), показания сняты с общедомового прибора учета РС 50-72-А-С (заводской номер 090621), что свидетельствует о нарушении пунктов 5, 15 Приложения N 1 Правил N 354, пункта 4.4 ГОСТ 30494-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" (введен в действие Приказом Госстандарта от 12.07.2012 N 191-ст) (далее - ГОСТ 30494-2011); пунктов 5.2.1, 5.2.3, 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПИНТЭЖФ), пункта 2.4 СанПин 2.1.4.2496-09 - Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения.
Указанные обстоятельства нашли отражение в акте проверки от 04.12.2019 N 11790, а также послужили основанием для составления 11.02.2020 в отношении общества в порядке статьи 28.3 КоАП РФ протокола N 11790/2 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела, в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.56 КоАП РФ, постановлением от 26.02.2020 N 11790/2 общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (пункта 15 статьи 161 ЖК РФ).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам.
Пунктом 15 приложения N 1 к Правилам N 354 установлена нормативная температура воздуха в жилых помещениях не ниже +18°C (в угловых комнатах +20°C); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31°С и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20°С (в угловых комнатах - +22°С); допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3°C); снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
На основании пункта 4.4 таблицы 1 ГОСТа 30494-2011 температура воздуха в жилых комнатах в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31°C и ниже, допустимая температура воздуха должна составлять + 22 - +24°C.
В пункте 14 приложения N 1 Правил N 354 указано, что одним из требований к качеству предоставляемых коммунальных услуг по отоплению является бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной температуры (не ниже допустимой) температур воздуха в отапливаемых помещениях.
При наличии средств автоматического регулирования расхода тепла с целью энергосбережения температуру воздуха в помещениях зданий в ночные часы от ноля до пяти часов допускается снижать на 2 - 3°C (пункт 5.2.3 ПИНТЭЖФ)
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Правил N 354 в качестве исполнителя может выступать ресурсоснабжающая организация.
Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 21 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, является внешняя граница стены многоквартирного дома и место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354).
Пунктом 50 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статье 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установив, что общество являясь ресурсоснабжающей организацией, допустило нарушение температурного режима на входе в многоквартирный дом N 10 по ул. Строителей п. Оверята г. Краснокамска температура ресурса по отоплению составляет +58,5 °C (согласно температурному графику (независимая система) на отопительный сезон 2019-2020 годы при температуре наружного воздуха -7 °C температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +60 °C), вследствие чего в жилом помещении квартиры N 27 температура воздуха составляет +19 °C (при нормативной температуре воздуха не ниже +20 °C), в жилом помещении квартиры N 30 температура воздуха составляет +18 °C, в жилом помещении наибольшем по площади температура воздуха составляет +19 °C (при нормативной температуре воздуха не ниже +20 °C), пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Поскольку обществом не представлены доказательства принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Являясь ресурсоснабжающей организацией, общество обязано было осуществить полный, необходимый и достаточный комплекс действий, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, отвечающих нормативным требованиям.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено.
Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует санкции статьи 7.23 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
Доводы кассационной жалобы относительно погрешности измерительного прибора, нарушениях при проведении замеров температуры воздуха в жилых помещениях, а также о том, что прибор учета PC 50-72-А-С не предназначен для замера температуры теплоносителя, являются позицией общества по делу, приводились им в арбитражных судах двух инстанций, судами рассмотрены и правомерно отклонены со ссылкой на установленные по настоящему делу обстоятельства с изложением мотивов их непринятия.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований судами отказано правомерно.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 01.09.2020 по делу N А50-8416/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Пермтрансжелезобетон" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статье 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установив, что общество являясь ресурсоснабжающей организацией, допустило нарушение температурного режима на входе в многоквартирный дом N 10 по ул. Строителей п. Оверята г. Краснокамска температура ресурса по отоплению составляет +58,5 °C (согласно температурному графику (независимая система) на отопительный сезон 2019-2020 годы при температуре наружного воздуха -7 °C температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +60 °C), вследствие чего в жилом помещении квартиры N 27 температура воздуха составляет +19 °C (при нормативной температуре воздуха не ниже +20 °C), в жилом помещении квартиры N 30 температура воздуха составляет +18 °C, в жилом помещении наибольшем по площади температура воздуха составляет +19 °C (при нормативной температуре воздуха не ниже +20 °C), пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Поскольку обществом не представлены доказательства принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
...
Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует санкции статьи 7.23 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2021 г. N Ф09-8309/20 по делу N А50-8416/2020