г. Пермь |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А50-8416/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя - акционерного общества "Пермтрансжелезобетон": Медведев С.Ю. (паспорт, доверенность от 09.01.2020, диплом), Сисевич А.В. (паспорт, доверенность от 10.09.2020, диплом),
от заинтересованного лица - Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края: Шулепова И.А. (удостоверение, доверенность от 09.01.2020, диплом),
от третьего лица, представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, акционерного общества "Пермтрансжелезобетон"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 01 сентября 2020 года
по делу N А50-8416/2020,
по заявлению акционерного общества "Пермтрансжелезобетон" (ОГРН 1025901845001, ИНН 5916000030)
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939)
третье лицо - Удалова Елена Николаевна,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26.02.2020 N 11790/2,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Пермтрансжелезобетон" (далее - заявитель, Общество, общество "Пермтрансжелезобетон") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - административный орган, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26.02.2020 N 11790/2, которым Обществу назначено наказание по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 04.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Удалова Елена Николаевна.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что решение принято судом с нарушением норм материального права, выводы суда основаны на неполном исследовании обстоятельств дела. Приводит доводы о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление; недоказанности события административного правонарушения, наказание за совершение которого предусмотрено ст. 7.23 КоАП РФ. Ссылается, что судом первой инстанции не учтена погрешность прибора учета термометра контактного цифрового ТК-5.04, которым осуществлялся замер воздуха в жилых помещениях. Погрешность указанного измерительного прибора составляет 2°С, что свидетельствует о том, что температура в жилых помещениях соответствует норме. Полагает, что поскольку погрешность измерений прибора является объективно неустранимой, то величина погрешности должна применяться в пользу привлекаемого к административной ответственности лица. Отмечает, что в материалах дела отсутствует температурный график, содержащий информацию о необходимой температуре теплоносителя на вводе в дом; в материалах дела имеется лишь температурный график отпуска воды в систему отопления на границе балансовой ответственности (коммерческий узел учета в тепловом узле напротив 2-й проходной АО "ПТЖБ"), который применим только на вводе теплоносителя в общую (поселковую) систему отопления (тепловой узел), а не на других последующих участках общей (поселковой) системы отопления. Указывает, что показания температуры теплоносителя на вводе в многоквартирный дом сняты с общедомового прибора учета PC 50-72-А-С, который согласно руководству по эксплуатации указанного прибора учета, предназначен для измерений объемного расхода и объема электропроводящих жидкостей, протекающих по трубопроводу. Таким образом, указанный прибор учета не предназначен для замера температуры теплоносителя, а предназначен только для определения его объема. Следовательно, отраженные в акте проверки, постановлении данные о температуре теплоносителя на вводе в дом не являются достоверными, поскольку не могли быть сняты с указанного инспекцией прибора учета. Иные документы, подтверждающие наличие и ввод в эксплуатацию иных приборов учета, позволяющих снять показания температуры теплоносителя на вводе в дом, в материалах дела не имеется. В связи с чем материалы дела не содержат надлежащих доказательств параметров теплоносителя на вводе в дом в момент проверки. Кроме того, полагает, что административное правонарушение неверно квалифицированно по ст. 7.23 КоАП РФ. Инспекция не наделена полномочиями по привлечению к административной ответственности за оказание услуг ненадлежащего качества, такими полномочиями обладает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Инспекция по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направило, что в порядке части 3 статьи 156, пункта 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.12.2019 Инспекцией на основании распоряжения от 03.12.2019 N 11790 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества "Пермтрансжелезобетон" по адресу: Пермский край, рабочий поселок Оверята, г. Краснокамск, ул. Строителей, д. 10.
По результатам проверки установлено, что Обществом нарушены нормативы обеспечения населения коммунальными услугами, а именно:
В многоквартирном доме N 10 по улице Строителей рабочего поселка Оверята, г. Краснокамска выявлены следующие нарушения:
- в жилом помещении квартиры N 27 температура воздуха составляет +19°С (при нормативной температуре воздуха не ниже +20°С);
- в жилом помещении квартиры N 30 температура воздуха составляет +18°С, в жилом помещении наибольшем по площади температура воздуха составляет +19°С (при нормативной температуре воздуха не ниже +20°С);
- температура теплоносителя на вводе в многоквартирный дом составляет +58,5°С (согласно температурному графику (независимая система) на отопительный сезон 2019-2020 годы при температуре наружного воздуха -7°С температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +60°С), показания сняты с общедомового прибора учета РС 50- 72-А-С (заводской номер 090621).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом пунктов 5, 15 Приложение N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 4.4 ГОСТ 30494-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" (введен в действие Приказом Госстандарта от 12.07.2012 N 191-ст) (далее - ГОСТ 30494-2011); пунктов 5.2.1, 5.2.3, 5.3.1
Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПИНТЭЖФ), пункта 2.4 СанПин 2.1.4.2496-09 - Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (далее - ГВС).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 04.12.2019 N 11790, а также послужили основанием для составления 11.02.2020 в отношении Общества в порядке статьи 28.3 КоАП РФ протокола N 11790/2 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела, в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.56 КоАП РФ, постановлением от 26.02.2020 N 11790/2 общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества "Пермтрансжелезобетон" состава вмененного административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Состав административного правонарушения должен содержать совокупность следующих элементов: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.
В рассматриваемом случае к административной ответственности привлечено лицо, не являющееся субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом ответственности являются должностные лица или юридические лица, которые в результате реализации предоставленных им полномочий допустили виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (пункта 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку договором указанные границы не установлены, акт разграничения балансовой принадлежности в материалах дела отсутствует и Заявителем не предоставлен, то границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, являются внешняя граница стены многоквартирного дома и место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), которые распространяют действие и обязательны для соблюдения любой организацией, производящей или приобретающей коммунальные ресурсы.
В пункте 33 Правил N 354 закреплено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам.
В соответствии с пунктом 15 приложения N 1 Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества достигается путем обеспечения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18°C (в угловых комнатах +20°C); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже в жилых помещениях - не ниже +20°C (в угловых комнатах - +22°C).
На основании пункта 4.4 таблицы 1 ГОСТ 30494-2011 температура воздуха в жилых комнатах в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31°С и ниже, допустимая температура воздуха должна составлять + 22 - +24 °С.
В пункте 14 приложения N 1 Правил N 354 указано, что одним из требований к качеству предоставляемых коммунальных услуг по отоплению является бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода.
Пунктом 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПИНТЭЖФ) установлено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:
- поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);
- равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
- поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;
- герметичность;
- немедленное устранение всех видимых утечек воды;
- ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах;
- коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного;
- наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами.
При наличии средств автоматического регулирования расхода тепла с целью энергосбережения температуру воздуха в помещениях зданий в ночные часы от ноля до пяти часов допускается снижать на 2 - 3°C (пункт 5.2.3 ПИНТЭЖФ)
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Правил N 354 в качестве исполнителя может выступать ресурсоснабжающая организация.
Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 21 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, границей эксплуатационной ответственности является внешняя граница стены многоквартирного дома и место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354).
Пунктом 50 приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Судом установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на вводе в многоквартирный дом N 10 по улице Строителей рабочего поселка Оверята г. Краснокамска температура ресурса по отоплению составляет +58,5°С (согласно температурному графику (независимая система) на отопительный сезон 2019-2020 годы при температуре наружного воздуха -7°С температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +60°С), вследствие чего в жилом помещении квартиры N 27 температура воздуха составляет +19°С (при нормативной температуре воздуха не ниже +20°С), в жилом помещении квартиры N 30 температура воздуха составляет +18°С, в жилом помещении наибольшем по площади температура воздуха составляет +19°С (при нормативной температуре воздуха не ниже +20°С), что не соответствует установленным требованиям и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
При этом доказательства, свидетельствующие о том, что на момент проверки, непосредственной причиной нарушения нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой по отоплению являются действия третьих лиц, обслуживающих внутридомовые системы, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного диспозицией статьи 7.23 КоАП РФ.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении правонарушения полноценно исследован административным органом в ходе административного производства, соответствующие выводы отражены в постановлении.
Являясь ресурсоснабжающей организацией, общество обязано было осуществить полный, необходимый и достаточный комплекс действий, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, отвечающих нормативным требованиям.
Доказательств, принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на недопущение нарушения не представлено.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что нарушение качества предоставляемой коммунальной услуги произошло вследствие аварии, либо других обстоятельств непреодолимой силы, в силу чего оно подлежит освобождению от административной ответственности.
Таким образом, вина общества во вмененном ему административном правонарушении административным органом доказана, что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Мера ответственности, назначенная АО "Пермтрансжелезобетон", соответствует санкции статьи 7.23 КоАП РФ, является справедливой и обоснованной.
Наказание назначено в минимальном размере санкции ст. 7.23 КоАП РФ.
Правовых оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного наказания в виде штрафа предупреждением не имеется, поскольку АО "Пермтрансжелезобетон" не относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы относительно погрешности измерительного прибора - термометра контактного цифрового ТК-5.04, заводской номер 1261579, которая согласно паспорта термометра, составляет +/- 2С°, в связи со следующим.
Материалы дела содержат информацию о проведении поверки термометра контактного цифрового ТК-5.04, свидетельство о поверке N 08/51030, дата поверки 08.08.2019, действительно до 07.08.2020.
Замеры температуры воздуха произведены инспекцией, акт проверки 04.12.2019 составлен в присутствии представителя заявителя Медведева С.Ю. действующего на основании доверенности, которым не были заявлены возражения административному органу по процедуре измерения и погрешности измерительного прибора, также они не были заявлены обществом ни на одной стадии административного производства (при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления). От подписания акта проверки 04.12.2019 представитель Заявителя Медведев С.Ю. отказался.
Как установлено судом, обществом допущено нарушение температурного режима на входе в жилой дом N 10 по улице Строителей рабочего поселка Оверята города Краснокамска, а именно температура теплоносителя при температуре наружного воздуха -7°С составила +58,5°С, согласно температурному графику при температуре наружного воздуха -7°С, температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +60°С.
Разница между нормативно установленной температурой теплоносителя и температурой ресурса по отоплению на вводе спорный многоквартирный дом составляет - 1,5°С.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что даже с учетом погрешности измерительного прибора - термометра контактного цифрового ТК-5.04, заводской номер 1261579 в +/- 2С°, нарушение обществом температурного режима подтверждается материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что температурный график применим только на вводе теплоносителя в общую (поселковую) систему отопления (тепловой узел) отклоняются судом апелляционной инстанции, как несостоятельные.
Теплоноситель, не является видом коммунальных услуг, но является коммунальным ресурсом, количество которого определяет норматив потребления коммунальных услуг. Таким образом, теплоноситель, который поставляется Обществом обслуживающим организациям для оказания ими коммунальных услуг населению, при поступлении непосредственно в жилое помещение преобразуется в коммунальную услугу. При заключении договоров и направлении платежных документов для оплаты коммунальных услуг, АО "Пермтрансжелезобетон" знало, что теплоресурс предназначается для населения.
Однако в нарушение требований Правил N 354, ГОСТ Р 51617-2000 Общество осуществляло подачу теплоносителя в жилой дом ненадлежащего качества.
Согласно части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Поскольку договором указанные границы не установлены, акт разграничения балансовой принадлежности в материалах дела отсутствует, то границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в соответствии с пунктом 8 правил N 491, являются внешняя граница стены многоквартирного дома и место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Пунктом 50 приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Температурный график регулирования тепловой нагрузки (тепловых сетей, котельной) разрабатывается из условий суточной подачи тепловой энергии на отопление, обеспечивающей потребность зданий в тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечить требуемую температуру в жилых помещениях постоянной. График утверждается теплоснабжающей организацией в соответствии с п. 2.3.2 "Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения", утв. приказом Госстроя РФ от 01.10.2011 N 225, при соблюдении которого потребителям обеспечивается качественное предоставление услуг по отоплению. Несоответствие температуры теплоносителя в подающем трубопроводе влечёт предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества.
При предоставлении коммунальной услуги по отоплению, такая услуга должна предоставляться бесперебойно и круглосуточно в течение отопительного сезона, при этом предоставление такой коммунальной услуги должно обеспечивать температуру воздуха в жилых помещениях не ниже +20°С, в угловых комнатах не ниже +22°С (Правила N 354).
Температура воды в системе отопления после источника теплоснабжения должна поддерживаться в зависимости от фактической температуры наружного воздуха по температурному графику. Эти графики должны разрабатываться исходя из требования, чтобы в холодный период года в жилых комнатах поддерживалась оптимальная температура, равная 20-22°С. При расчетах графика должны также учитываться и потери тепла (температуры воды) на участке от источника теплоснабжения до жилых домов.
Температурный график определяет режим работы тепловых сетей, обеспечивая центральное регулирование отпуска тепла. По данным температурного графика определяется температура подающей и обратной воды в тепловых сетях, а также в абонентском вводе в зависимости от температуры наружного воздуха.
Согласно такого температурного графика, утвержденного заявителем, при температуре окружающего воздуха -7°С, температура теплоносителя на вводе в дом должна составлять не менее +60°С. Вместе с тем, в соответствии с актом проверки от 04.12.2019 при вводе в дом такая температура составила +58,5°С.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю (выполнить работу, оказать услугу) товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Кроме того, требования к качеству предоставляемых услуг по теплообеспечению предусмотрены в приложении N 11 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (носят рекомендательный характер при определении необходимой температуры воды в системе теплоснабжения), согласно которому температура воды систем отопления при температуре наружного воздуха -5°С должна составлять в подающем трубопроводе от +70°С, в обратном трубопроводе от +54°С.
Обществом не представлено доказательств того, что показания прибора учета (теплосчетчика), расположенного в подвальном помещении многоквартирного дома N 10 по улице Строителей, содержат недостоверные сведения о температуре теплоносителя, подаваемого в указанный многоквартирный дом.
Таким образом, факт вменяемого административным органом нарушения в указанной части является установленным. Доводы заявителя об обратном, признаются несостоятельными.
Кроме того, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заявителя о том, что замеры температуры проведены инспекцией с нарушением требований.
Согласно приложению N 1 к правилам N 354 измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат - в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м.
Как следует из содержания акта проверки от 04.12.2019 замеры температуры воздуха в жилых помещениях произведены в соответствии с методикой, установленной приложением N 1 к правилам N 354.
Относительно доводов апелляционной жалобы свидетельствующих о том, что общедомовой прибор учета PC 50-72-А-С, согласно руководству по эксплуатации, не показывает температуру теплоносителя на вводе в спорный многоквартирный дом, апелляционная коллегия отмечает следующее.
В целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение, в том числе, температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком) (подпункт "в" пункта 95 правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - правила N 1034).
В открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются, в том числе, среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета (подпункт "в" пункта 97 Правил N 1034).
Среднечасовые и среднесуточные значения параметров теплоносителя определяются на основании показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя (пункт 101 правил N 1034).
Таким образом, температурные параметры тепловой энергии и теплоносителя могут определяться по показаниям приборов учета, установленных и поверенных в надлежащем порядке.
Доводы апелляционной жалобы о неверной квалификации административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном токовании норм права.
Правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.23, частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, посягают на разные объекты административно-правовой охраны.
Указанными нормами предусмотрена ответственность за неисполнение требований различных нормативных актов.
Полномочиями на рассмотрение дел о данных правонарушениях обладают различные государственные органы: дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23 КоАП РФ, рассматривают органы государственной жилищной инспекции; дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, - органы Роспотребнадзора.
В рассматриваемом случае правонарушении речь идет именно об обеспечении населения коммунальными услугами в связи, с чем приоритет имеют положения статьи 7.23 КоАП РФ, являющейся в данном случае по отношению к статье 14.4 КоАП РФ специальной.
В силу статьи 23.55 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21-7.23 КоАП РФ, рассматривают органы государственной жилищной инспекции.
Таким образом, административный орган, верно, квалифицировал данное правонарушение по статье 7.23 КоАП РФ.
Факт нарушения нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой подтвержден материалами дела.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Апелляционная коллегия отмечает, что доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные заявителем в обоснование своей позиции в суде первой инстанции, они получили надлежащую оценку суда. Выводы суда сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, а также представленных доказательств.
Дополнительных доводов, которые по мнению заявителя свидетельствуют о неправомерности привлечения к административной ответственности, и которые не были предметом оценки судом первой инстанции, Общество не приводит.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 сентября 2020 года по делу N А50-8416/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8416/2020
Истец: АО "ПЕРМТРАНСЖЕЛЕЗОБЕТОН"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Гос.жил. инспектор ИГЖН Удалова Елена Николаевна, Удалова Елена Николаевна