Екатеринбург |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А34-367/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Тороповой М.В. Л. А., Краснобаевой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Якимова Владимира Ивановича на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2019 по делу N А34-367/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 по тому же делу.
Судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 29.10.2020 рассмотрение кассационной жалобы заявителя отложено на 26.11.2020.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 26.11.2020 произведена замена судьи Суспициной Л.А. на судью Торопову М.В.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 26.11.2020 рассмотрение кассационной жалобы заявителя отложено на 17.12.2020.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 16.12.2020 рассмотрение кассационной жалобы заявителя отложено на 20.01.2021.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана и Администрации города Кургана - Бояльский А.С. (доверенности от 13.11.2019 N 5026 и от 156.03.2020 N 215 соответственно).
Индивидуальный предприниматель Якимов Владимир Иванович (далее - предприниматель Якимов В.И.) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана (далее - департамент), Администрации города Кургана (далее - администрация) о признании незаконным отказа от 31.10.2018 исх. N Я-418-Э в заключении договоров на размещение без проведения торгов нестационарных торговых объектов, входящих в состав остановочного комплекса "Детский мир" площадью 26 кв. м и площадью 58 кв. м, расположенных по адресу г. Курган, ул. К. Мяготина - 1 Мая, возложении обязанности включить места размещения нестационарных торговых объектов, входящих в состав остановочного комплекса "Детский мир" площадью 26 кв. м и площадью 58 кв. м, расположенных по адресу г. Курган, ул. К. Мяготина - 1 Мая, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Кургана, утвержденную постановлением Администрации города Кургана от 19.02.2016 N 1031, возложении обязанности не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта по данному делу осуществить действия, направленные на заключение с предпринимателем Якимовым В.И. договора на размещение указанных нестационарных торговых объектов без проведения торгов.
Решением суда первой инстанции от 23.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.07.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Якимов В.И. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. По мнению заявителя, отказ администрации и департамента в заключении с предпринимателем Якимовым В.И. договора на размещение нестационарных торговых объектов противоречит нормам статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ), нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности. Заявитель отмечает, что 25.02.2015 обращался с заявлением в администрацию о продлении договоров аренды земельного участка на срок 5 лет, однако в письме (исх. N я-469-Н) администрация указала, что оснований для продления договора аренды не имеется, принимая во внимание, что срок договоров аренды истекает только 01.03.2017. Таким образом, по мнению заявителя, поскольку на дату принятия постановления администрации от 19.02.2016 N 1031 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016 - 2021 годы" срок договоров аренды не истек, необходимости (обязанности) обращения с заявлением на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов до 25.05.2016 у предпринимателя не имелось. Заявитель отмечает, что в адрес предпринимателя Якимова В.И. каких-либо уведомлений о том, что разработана новая схема размещения нестационарных торговых объектов, об исключении объектов предпринимателя из схемы размещения, которая утверждена постановлением Администрации г. Кургана от 19.02.2016 N 1031 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016 - 2021 годы", не поступало. С учетом изложенного предприниматель настаивает на том, что имел право на включение объектов в схему размещения, утвержденную постановлением администрации от 19.02.2016 N 1031, без проведения торгов и заключение договора на размещение таких объектов без проведения торгов в соответствии со статьей 3 решения Курганской городской Думы от 26.11.2014 N 214 "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана".
Кроме того, заявитель полагает, что заявление от 05.10.2018, поданное предпринимателем в комиссию о заключении договора на размещение двух нестационарных торговых объектов без проведения торгов и включении нестационарных торговых объектов в схему, рассмотрено с нарушением действующего порядка. Заявитель отмечает, что отказ подписан директором департамента без передачи рассмотрения заявления в комиссию, как предусмотрено пунктом 2.3 статьи 3 решения Курганской городской Думы от 26.11.2014 N 214 "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана".
Кроме того, заявитель полагает, что оспариваемые действия администрации и департамента направлены на прекращение деятельности предпринимателя Якимова В.И., что свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны указанных лиц.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
На основании статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договоров аренды земельного участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых.
Решением Курганской городской Думы от 26.11.2014 N 214 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана (далее - Положение N 214).
В соответствии с частями 2, 3, 5, 7 статьи 1 Положения N 214 размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана осуществляется в соответствии с утвержденной администрацией схемой размещения нестационарных торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается сроком на пять лет. Внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Основанием для установки нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта. Примерная форма Договора утверждается постановлением Администрации города Кургана.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией города Кургана схемой размещения нестационарных торговых объектов: на основании результатов торгов, проводимых в форме открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Кургана (далее - торги); без проведения торгов в случае, установленном в части 2 статьи 3 настоящего Положения.
Пунктом 5 части 1 Положения N 214 установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана осуществляется в соответствии с утвержденной администрацией схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании результатов торгов, проводимых в форме открытого аукциона на право заключения договора.
Согласно пункту 7 части 1 Положения N 214 смена субъекта торговли, эксплуатирующего размещенный в соответствии с настоящим Положением нестационарный торговый объект, осуществляется путем проведения торгов
Пунктом 2.4 части 2 Положения N 214 установлены условия, при соблюдении которых заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта заключается без проведения торгов.
В силу части 3 Положения N 214 в случае непоступления от субъекта торговли заявления в уполномоченный орган в срок, указанный в пункте 2.2 части 2 настоящей статьи, заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что на основании распоряжения мэра г. Кургана от 31.08.1998 N 4632-р предпринимателю Якимову В.И. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок общей площадью 0,0129 га для размещения и эксплуатации остановочного комплекса "Детский мир", в том числе: 0,0060 га - земельный участок для торговых павильонов входящих в состав остановочного комплекса (площадка N 1 и N 2); 0,0069 га - для благоустройства по ул. К. Мяготина - 1 Мая.
Между администрацией (арендодатель) и предпринимателем Якимовым В.И. (арендатором) 10.09.1998 заключен на срок до 31.08.2001 договор аренды земель N 429, по которому предпринимателю передан в аренду указанный земельный участок площадью 129 кв. м, расположенный по адресу ул. К. Мяготина - 1 Мая, для размещения и эксплуатации остановочного комплекса "Детский мир" (площадь павильонов - 60 кв. м).
Соглашением сторон от 08.11.2001 договор аренды от 10.09.1998 N 429 продлен до 23.11.2002.
В дальнейшем, на основании постановления Администрации города Кургана от 19.03.2014 N 2021 между администрацией (арендодатель) и предпринимателем Якимовым В.И. (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 24.03.2014 N 198, по условиям которого предпринимателю Якимову В.И. переданы в аренду до 01.03.2017 земельные участки: площадью 26 кв. м с кадастровым номером 45:25:070205:11; площадью 58 кв. м с кадастровым номером 45:25:070205:12, расположенные по ул. К. Мяготина (четная сторона) в городе Кургане, для эксплуатации нестационарных торговых объектов - павильонов, входящих в состав остановочного комплекса "Детский мир".
Как установлено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19.04.2018 по делу N 33-1189/2018 указанный договор аренды от 24.03.2014 N 198 с 01.03.2017 был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
Постановлением администрации от 08.02.2013 N 865 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана (далее - Схема N 865), в которую были включены нестационарные торговые объекты предпринимателя Якимова В.И., а именно, под номерами 195, 196 включены места размещения нестационарных торговых объектов по ул. К. Мяготина (остановочный комплекс "Детский мир" четная сторона) площадью нестационарных торговых 26 кв. м и 58 кв. м со специализацией торговых объектов - продовольственные товары.
В дальнейшем постановлением администрации от 19.02.2016 N 1031 утверждена новая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016-2021 годы (далее - схема N 1031).
Постановление администрации от 08.02.2013 N 865 признано утратившим силу.
В указанную схему N 1031 нестационарные торговые объекты предпринимателя Якимова В.И. не включены.
Предприниматель Якимов В.И. 05.10.2018 обратился в департамент с заявлением о заключении договора на размещение двух нестационарных торговых объектов без проведения торгов, включении нестационарных торговых объектов в схему размещения.
Письмом от 31.10.2018 N Я-418-Э департамент сообщил предпринимателю Якимову В.И. о том, что заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов невозможно, поскольку в установленный законом срок заявления о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов на указанные павильоны в департамент от предпринимателя не поступало; в схеме N 1031 указанные в заявлении места размещения нестационарных торговых объектов отсутствуют.
Полагая, что отказ департамента от 31.10.2018 N Я-418-Э является незаконным и нарушающим права заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды приняли во внимание, что в силу пункта 2.2 части 2 статьи 3 Положения N 214 волеизъявление субъекта торговли должно быть выражено в письменной форме и предоставлено уполномоченному органу не позднее 90 дней со дня опубликования в средствах массовой информации и на сайте муниципального образования города Кургана новой схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана.
Выявив, что постановление администрации от 19.02.2016 N 1031 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016 - 2021 годы" 25.02.2016 опубликовано в издании "Курган и курганцы" N 20, суды обоснованно признали, что с заявлением на заключение договора на размещение нестационарного объекта, предприниматель Якимов В.И. должен был обратиться не позднее 25.05.2016.
Принимая во внимание, что материалы дела не содержат сведений о том, что предприниматель Якимов В.И. в указанный срок обращался с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта, суды пришли к верному выводу о том, что преимущественным правом на заключение договора на размещение без проведения торгов нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Курган, ул. К. Мяготина - 1 Мая, предприниматель Якимов В.И. не воспользовался.
При таких обстоятельствах, учитывая, что испрашиваемое право предпринимателем утрачено, суды обоснованно признали, что отказ от 31.10.2018 исх. N Я-418-Э в заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов, входящих в состав остановочного комплекса "Детский мир" площадью 26 кв. м и площадью 58 кв. м, расположенных по адресу г. Курган, ул. К. Мяготина - 1 Мая, является законным, и правомерно отказали в удовлетворении исковых требований предпринимателя Якимова В.И.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что действия администрации и департамента, выразившиеся в отказе во включении нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов и заключении договора на их размещение без проведения торгов, направлены на прекращение деятельности заявителя, рассмотрены и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции. Руководствуясь положениями статей 4, 15, 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, приняв во внимание, что нестационарные торговые объекты предпринимателя не включены в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016 - 2021 г., утвержденную постановлением Администрации города Кургана от 19.02.2016 N 1031, поскольку заявитель не обратился в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора на размещение объектов без проведения торгов, своевременных мер для оформления разрешительной документации на объекты не предпринял, суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что оспариваемые действия администрации и департамента не нарушают права и законные интересы предпринимателя.
Более того, судом первой инстанции установлено, что в соответствии с протоколом заседания комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана от 18.12.2013 N 7, заключением по итогам проведения инвентаризации нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, проведенной с 20.12.2014 по 15.05.2015 в соответствии с постановлением администрации от 17.12.2014 N 9835, места нестационарных торговых объектов предпринимателя Якимова В.И. были исключены из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, поскольку заявителем была нарушена специализация, определенная в схеме размещения нестационарного торгового объекта.
Отклоняя довод ответчика о том, что отказ от 31.10.2018 исх. N Я-418-Э в заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов, неправомерно принят директором департамента без направления заявления на разрешение комиссии в порядке пункта 2.3 части 3 Положения N 214, суды, руководствуясь статьями 1, 3 Положения о Департаменте экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 26.09.2016 N 188 "О структуре Администрации города Кургана", пришли к верному выводу о наличии у департамента полномочий по рассмотрению обращений заявителей по вопросам размещения нестационарных торговых объектов и включения их в схему.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2019 по делу N А34-367/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Якимова Владимира Ивановича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы о том, что действия администрации и департамента, выразившиеся в отказе во включении нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов и заключении договора на их размещение без проведения торгов, направлены на прекращение деятельности заявителя, рассмотрены и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции. Руководствуясь положениями статей 4, 15, 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, приняв во внимание, что нестационарные торговые объекты предпринимателя не включены в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016 - 2021 г., утвержденную постановлением Администрации города Кургана от 19.02.2016 N 1031, поскольку заявитель не обратился в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора на размещение объектов без проведения торгов, своевременных мер для оформления разрешительной документации на объекты не предпринял, суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что оспариваемые действия администрации и департамента не нарушают права и законные интересы предпринимателя."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 января 2021 г. N Ф09-6500/20 по делу N А34-367/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6500/20
14.07.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1676/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-367/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-367/19