г. Челябинск |
|
14 июля 2020 г. |
Дело N А34-367/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Якимова Владимира Ивановича на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2019 по делу N А34-367/2019,
В судебном заседании приняли участие:
заявитель: индивидуальный предприниматель Якимов Владимир Иванович (паспорт);
от заинтересованного лица 1: Администрации города Кургана -Каменская И.С. (паспорт, доверенность N 1603 от 16.04.2019, Диплом);
от заинтересованного лица 2: Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли Администрация города Кургана - Каменская И.С. (паспорт, доверенность N 147 от 25.02.2020, Диплом).
Индивидуальный предприниматель Якимов Владимир Иванович (далее - заявитель, ИП Якимов В.И., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана (далее - заинтересованное лицо-1, Департамент), Администрации города Кургана (далее - заинтересованное лицо-2, Администрация) о признании незаконным отказа исх. N Я-418-Э от 31.10.2018 в заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов, входящих в состав остановочного комплекса "Детский мир" площадью 26 кв.м и площадью 58 кв.м, расположенных по адресу г. Курган, ул. К. Мяготина - 1 Мая, возложении обязанности включить места размещения нестационарных торговых объектов, входящих в состав остановочного комплекса "Детский мир" площадью 26 кв.м и площадью 58 кв.м, расположенных по адресу г. Курган, ул. К. Мяготина - 1 Мая, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Кургана, утвержденную постановлением Администрации города Кургана от 19.02.2016 N 1031, возложении обязанности не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта по данному делу осуществить действия, направленные на заключение с ИП Якимовым В.И. договора на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов, входящих в состав остановочного комплекса "Детский мир" площадью 26 кв.м и площадью 58 кв.м, расположенных по адресу г. Курган, ул. К. Мяготина - 1 Мая. (с учетом уточнения, принятого судом на основании статьи 49 АПК РФ.)
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2019 (резолютивная часть решения объявлена 16.12.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано. ИП Якимову В.И. из бюджета возвращена госпошлина в сумме 5700 руб.
С указанным решением не согласился ИП Якимов В.И, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что отказ во включении в схему нестационарных торговых объектов (далее - НТО) и заключении договора был рассмотрен и подписан директором Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана без передачи рассмотрения заявления в Комиссию, как предусмотрено п. 2.3 ст. 3 решения Курганской городской Думы от 26.11.2014 N 214 "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана". 25.02.2015 ИП Якимов В.И. обратился с заявлением в Администрацию города Кургана о продлении договоров аренды земельного участка на срок 5 лет.
12.03.2015 в адрес ИП Якимова В.И. был направлен ответ на заявление, исх. N я-469-Н, в котором указано, что срок договоров аренды истекает лишь 01.03.2017, в связи с чем оснований для его продления не усматривается. Каких либо сведений об исключении павильонов принадлежащих на праве собственности ИП Якимову В.И. из схемы размещения НТО на территории г. Кургана, утвержденной Постановлением Администрации г. Кургана N 865 от 08.02.2013 в ответе не содержалось, так же не указывалось, что в нарушение условий договора земельные участки использовались им не по назначению. В последующем от Администрации города Кургана в адрес ИП Якимова В.И. не направлялось уведомления о том, что разработана новая схема размещения НТО, которая утверждена Постановлением Администрации г. Кургана от 19.02.2016 N 1031 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016 - 2021 годы", в связи с чем ему необходимо обратиться с заявлением на заключение договора на размещение НТО без проведения торгов до 25.05.2016. Таким образом, ИП Якимов В.И. имел право на включение в схему размещения НТО на территории г. Кургана, утвержденную постановлением Администрации г. Кургана от 19.02.2016 N 1031 без проведения торгов и заключением с ним договора на размещение НТО без проведения торгов в соответствии со ст. 3 решения Курганской городской Думы от 26.11.2014 N 214 "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана".
Кроме этого, заявитель полагает, что действия Администрации г. Кургана и Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации г. Кургана в отказе о включении двух НТО в схему размещения НТО и заключении договора на размещение НТО без проведения торгов направлены на прекращение деятельности заявителя, что является злоупотреблением правом.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 дело назначено к рассмотрению в судебном заседании на 15 апреля 2020 на 09 часов 20 минут.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2019 рассмотрение дела перенесено на 13 мая 2020 на 15 часов 40 минут.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2020 рассмотрение дела отложено на 07 июля 2020.
Председательствующим объявлено, что Определением председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2020, в составе суда произведена замена судьи Арямова А.А. на судью Плаксину Н.Г., в связи с нахождением судьи Арямова А.А. в отпуске.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражали относительно доводов апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Мэра г. Кургана от 31.08.1998 N 4632-р ИП Якимову В.И. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок общей площадью 0,0129 га для размещения и эксплуатации остановочного комплекса "Детский мир", в том числе: 0,0060 га - земельный участок для торговых павильонов входящих в состав остановочного комплекса (площадка N 1 и N 2); 0,0069 га - для благоустройства по ул. К. Мяготина - 1 Мая (т. 1 л.д. 12).
10.09.1998 между Администрацией города Кургана (арендодатель) и ИП Якимовым В.И. (арендатором) заключен на срок до 31.08.2001 договор аренды земель N 429 (т.1 л.д. 13-15), по которому ИП передан в аренду указанный земельный участок площадью 129 кв. м, расположенный по адресу ул. К. Мяготина - 1 Мая, для размещения и эксплуатации остановочного комплекса "Детский мир" (площадь павильонов - 60 кв. м).
Соглашением сторон от 08.11.2001 договор аренды N 429 от 10.09.1998 продлен до 23.11.2002 (т.1 л.д. 16).
В дальнейшем, на основании Постановления Администрации города Кургана от 19.03.2014 N 2021 (т. 1 л.д. 17) между Администрацией города Кургана (арендодатель) и ИП Якимовым В.И. (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 24.03.2014 N 198 (т. 1, л.д. 18-19), по условиям которого ИП Якимову В.И. переданы в аренду до 1.03.2017 земельные участки: площадью 26 кв. м с кадастровым номером 45:25:070205:11; площадью 58 кв. м с кадастровым номером 45:25:070205:12, расположенные по ул. К. Мяготина (четная сторона) в городе Кургане, для эксплуатации нестационарных торговых объектов - павильонов, входящих в состав остановочного комплекса "Детский мир".
Как установлено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19.04.2018 по делу N 33-1189/2018 (т. 1, л.д. 135-139) названный договор аренды N 198 от 24.03.2014 с 1.03.2017 был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
Постановлением Администрации города Кургана от 08.02.2013 N 865 была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана (далее - Схема N 865), в которую были включены НТО ИП Якимова В.И., а именно, под номерами 195, 196 включены места размещения НТО по ул. К. Мяготина (остановочный комплекс "Детский мир" четная сторона) площадью НТО 26 кв.м и 58 кв.м со специализацией торговых объектов - продовольственные товары.
В дальнейшем, Постановлением Администрации города Кургана от 19.02.2016 N 1031 утверждена новая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016-2021 годы (далее - Схема N 1031). Признано утратившими силу Постановление Администрации города Кургана от 08.02.2013 N 865 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана".
В указанную новую схему N 1031 НТО ИП Якимова В.И. включены не были.
05.10.2018 ИП Якимов В.И. обратился в Департамент с заявлением о заключении с ним договора на размещение двух нестационарных торговых объектов без проведения торгов и включении этих нестационарных торговых объектов в схему размещения НТО, которые расположены по адресу г. Курган ул. К. Мяготина на земельных участках с кадастровыми номерами 45:25:070205:11, 45:25:070205:12 (т.1 л.д. 126).
31.10.2018 письмом N Я-418-Э Департамент сообщил ИП Якимову В.И. о том, что заключение договоров на размещение НТО без проведения торгов невозможно, поскольку в установленный законом срок в Департамент от ИП не поступало заявления о заключении договоров на размещение НТО на указанные павильоны; в схеме N 1031 указанные в заявлении места размещения НТО отсутствуют (т.1 л.д. 125).
Считая, что отказ Департамента N Я-418-Э от 31.10.2018 является незаконным и нарушающим права заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого отказа о выдаче его уполномоченным органом и об отсутствии нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, указав, что обращение ИП Якимова В.И. от 05.10.2018 подлежало рассмотрению комиссионно.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Решением Курганской городской Думы от 26.11.2014 N 214 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана (далее - Положение N 214).
В соответствии с частями 2, 3, 5, 7 статьи 1 Положения N 214 размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией города Кургана схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается сроком на пять лет. Внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Основанием для установки нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта. Примерная форма Договора утверждается постановлением Администрации города Кургана.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией города Кургана схемой размещения нестационарных торговых объектов: на основании результатов торгов, проводимых в форме открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Кургана (далее - торги); без проведения торгов в случае, установленном в части 2 статьи 3 настоящего Положения.
Пунктом 5 статьи 1 Положения установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией города Кургана схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании результатов торгов, проводимых в форме открытого аукциона на право заключения договора.
Согласно пункту 7 статьи 1 Положения, смена субъекта торговли, эксплуатирующего размещенный в соответствии с настоящим Положением нестационарный торговый объект, осуществляется путем проведения торгов.
Указанные выше обстоятельства исключают возможность перехода права на размещение нестационарных торговых объектов по спорным договорам к потенциальному покупателю торговых павильонов без соблюдения соответствующей процедуры.
Заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов осуществляется при соблюдении одновременно следующих условий (п. 2.4 ч. 2):
2.4.1. заявитель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве такового и занимающимся торговлей;
2.4.2. место размещения нестационарного торгового объекта включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, утвержденную на новый срок;
2.4.3. заявитель является стороной заключенного до 01.03.2015 договора аренды земельного участка, предоставленного для эксплуатации нестационарного торгового объекта на месте, указанном в заявлении;
2.4.4. заявитель не имеет задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка, указанному в подпункте 2.4.3 части 2 настоящей статьи, на дату подачи заявления на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов.
В соответствии с п.п. 2.5.1 п. 2.5 ч. 2 статьи 3 Положения N 214 основаниями для отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов являются, в том числе, несоблюдение одного из условий, установленных в пункте 2.4 части 2 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 3 Положения N 214 в случае непоступления от субъекта торговли заявления в Уполномоченный орган в срок, указанный в пункте 2.2 части 2 настоящей статьи, заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Исходя из приведенных положений и существа спорных отношений, обоснованность требований заявителя находится в зависимости от предоставления им доказательств наличия правоустанавливающих документов на землю или документов на размещение нестационарного объекта, не являющихся объектами недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что на основании распоряжения Мэра г. Кургана от 31.08.1998 N 4632-р ИП Якимову В.И. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок общей площадью 0,0129 га для размещения и эксплуатации остановочного комплекса "Детский мир", в том числе: 0,0060 га - земельный участок для торговых павильонов входящих в состав остановочного комплекса (площадка N 1 и N 2); 0,0069 га - для благоустройства по ул. К. Мяготина - 1 Мая (т. 1 л.д. 12).
10.09.1998 между Администрацией города Кургана (арендодатель) и ИП Якимовым В.И. (арендатором) заключен на срок до 31.08.2001 договор аренды земель N 429, по которому ИП передан в аренду указанный земельный участок площадью 129 кв. м, расположенный по адресу ул. К. Мяготина - 1 Мая, для размещения и эксплуатации остановочного комплекса "Детский мир" (площадь павильонов - 60 кв. м).
Соглашением сторон от 08.11.2001 договор аренды N 429 от 10.09.1998 продлен до 23.11.2002 (т.1 л.д. 16).
На основании Постановления Администрации города Кургана от 19.03.2014 N 2021 между Администрацией города Кургана (арендодатель) и ИП Якимовым В.И. (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 24.03.2014 N 198, по условиям которого ИП Якимову В.И. переданы в аренду до 1.03.2017 земельные участки: площадью 26 кв. м с кадастровым номером 45:25:070205:11; площадью 58 кв. м с кадастровым номером 45:25:070205:12, расположенные по ул. К. Мяготина (четная сторона) в городе Кургане, для эксплуатации нестационарных торговых объектов - павильонов, входящих в состав остановочного комплекса "Детский мир".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19.04.2018 по делу N 33-1189/2018 названный договор аренды N 198 от 24.03.2014 с 1.03.2017 был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
Постановлением Администрации города Кургана от 08.02.2013 N 865 была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, в которую были включены НТО ИП Якимова В.И., а именно, под номерами 195, 196 включены места размещения НТО по ул. К. Мяготина (остановочный комплекс "Детский мир" четная сторона) площадью НТО 26 кв.м и 58 кв.м со специализацией торговых объектов - продовольственные товары.
Постановлением Администрации города Кургана от 19.02.2016 N 1031 утверждена новая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016-2021 годы. Признано утратившими силу Постановление Администрации города Кургана от 08.02.2013 N 865 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана".
Суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что в указанную новую схему N 1031 НТО ИП Якимова В.И. включены не были.
05.10.2018 ИП Якимов В.И. обратился в Департамент с заявлением о заключении с ним договора на размещение двух нестационарных торговых объектов без проведения торгов и включении этих нестационарных торговых объектов в схему размещения НТО, которые расположены по адресу г. Курган ул. К. Мяготина на земельных участках с кадастровыми номерами 45:25:070205:11, 45:25:070205:12.
31.10.2018 письмом N Я-418-Э Департамент сообщил ИП Якимову В.И. о том, что заключение договоров на размещение НТО без проведения торгов невозможно, поскольку в установленный законом срок в Департамент от ИП не поступало заявления о заключении договоров на размещение НТО на указанные павильоны; в схеме N 1031 указанные в заявлении места размещения НТО отсутствуют.
Довод апеллянта о том, что ИП Якимов В.И. имел право на включение в схему размещения НТО на территории г. Кургана без проведения торгов и заключением с ним договора на размещение НТО без проведения торгов, судебной коллегией отклоняется на основании следующего.
Волеизъявление субъекта торговли должно быть выражено в письменной форме и предоставлено уполномоченному органу не позднее 90 дней со дня опубликования в средствах массовой информации и на сайте муниципального образования города Кургана новой схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана (пунктом 2.2 части 2 статьи 3 Положения N 214).
Как верно обозначено судом первой инстанции, Постановление Администрации города Кургана от 19.02.2016 N 1031 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016 - 2021 годы" опубликовано в издании "Курган и курганцы", N 20, 25.02.2016. Следовательно, заявление на заключение договора на размещение НТО без проведения торгов могло быть подано до 25.05.2016.
Между тем, материалы дела не содержат сведения о том, что предприниматель в указанный срок обращался с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Таким образом, судом первой инстанции верно сделан вывод о том, что ИП Якимов В.И. преимущественным правом на заключение договора на размещение без проведения торгов нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Курган, ул. К. Мяготина - 1 Мая, не воспользовался.
Наличие договоров аренды относительно двух земельных участков с кадастровым номером 45:25:070205:11 площадью 26 кв.м. и с кадастровым номером 45:25:070205:12 площадью 58 кв.м., на которых расположен нестационарный торговый объект - павильоны, входящие в состав остановочного комплекса "Детский мир" по адресу г. Курган, ул. К. Мяготина - 1 Мая не имеет правового значения, поскольку испрашиваемое право предпринимателем уже было утрачено.
Довод апеллянта о том, что действия Администрации г. Кургана и Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации г. Кургана в отказе о включении двух НТО в схему размещения НТО и заключении договора на размещение НТО без проведения торгов направлены на прекращение деятельности заявителя, судебной коллегией отклоняются на основании следующего.
На основании статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Так, статьей 15 Закона N 381-ФЗ установлены антимонопольные требования к органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Согласно подпункту "д" пункта 4 статьи 15 названного Закона органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принятие нормативных правовых актов, и принятие решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в предоставлении доступа к объектам инфраструктуры.
Аналогичные положения содержатся в статьей 15 Закона N 135-ФЗ, согласно которым органам местного самоуправления запрещено принимать акты и совершать действия, влекущие негативные последствия для конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещено создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 настоящего Закона), под которыми понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаками ограничения конкуренции признается сокращение числа хозяйствующих субъектов, а также любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ.
В рассматриваемом случае, НТО заявителя не включены в действующую Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016 - 2021 годы, утвержденную Постановлением Администрации города Кургана от 19.02.2016 N 1031, поскольку заявитель не обратился в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора на размещение НТО без проведения торгов, своевременных мер для оформления разрешительной документации на спорный киоск не предпринял.
В связи с изложенным, оспариваемые действия Департамента не нарушают права и законные интересы предпринимателя.
При этом, суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.
При осуществлении торговой деятельности в нестационарном торговом объекте должна соблюдаться специализация объекта. Как следует из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, утвержденной Постановлением Администрации города Кургана от 08.02.2013 N 865, специализация торговых объектов ИП Якимова В.И. предусматривала осуществление торговли продовольственными товарами.
Между тем, в соответствии с протоколом заседания комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана от 18.12.2013 N 7 (т.1, л.д. 80-87), заключением по итогам проведения инвентаризации нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, проведенной с 20.12.2014 по 15.05.2015 в соответствии с постановлением Администрации города Кургана от 17.12.2014 N 9835 (т.1, л.д. 88-92, т.2, л.д. 96-98, т.2, л.д. 77-78) места НТО ИП Якимова В.И. были исключены из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, поскольку была нарушена специализация, определенная в схеме размещения нестационарного торгового объекта. В частности, павильоны использовались ИП не для осуществления торговли продовольственными товарами, а для оказания услуг по кредитованию (оказание микрофинансовых услуг). Данные обстоятельства подтверждены также представленными Департаментом в дело актами обследования земельного участка, фотоматериалами (т.2, л.д. 112-135).
Ссылка апеллянта на то, что отказ во включении в схему НТО и заключении договора был рассмотрен с нарушением п. 2.3 ст. 3 решения Курганской городской Думы от 26.11.2014 N 214 "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана" была предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонена на основании следующего.
В соответствии со статьями 1, 3 Положения о Департаменте экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана, утвержденного Решением Курганской городской Думы от 26.09.2016 N 188 "О структуре Администрации города Кургана", Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана является органом Администрации города и создается в целях решения вопросов местного значения и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Кургана федеральными законами и законами Курганской области.
Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов; проводит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территории города и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии у Департамента полномочий по рассмотрению обращений заявителей по вопросам размещения нестационарных торговых объектов и включения их в схему.
Аргументированных доводов, опровергающих выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, Предпринимателем не приведено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2019 по делу N А34-367/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Якимова Владимира Ивановича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-367/2019
Истец: ИП Якимов Владимир Иванович
Ответчик: Администрация города Кургана, Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана
Третье лицо: Лекарев Игорь Владимирович, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Курганской области
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6500/20
14.07.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1676/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-367/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-367/19