Екатеринбург |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А60-55124/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Сафроновой А.А., Тимофеевой А.Д.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Ссудно-Сберегательное Строительное Товарищество - Заречный" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2020 года по делу N А60-55124/2019 от 01.06.2020 и постановление Семнадцатого от арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Спецаватобаза" - Гуцалюк М.В. (доверенность от 18.12.2020 N 7-А).
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Спецавтобаза" (ОГРН: 1026602351049, ИНН: 6608003655; далее - предприятие "Спецавтобаза", предприятие, истец) обратилось в суд с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Ссудно-Сберегательное Строительное Товарищество - Заречный" (ОГРН: 1026600836459, ИНН: 6609009917; далее - ТСЖ "СССТ - Заречный", товарищество, ответчик) с требованием о взыскании задолженности в сумме 392 242 руб. 45 коп. по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с января по июль 2019 года, а также пени в сумме 29 007 руб. 31 коп.
В ходе рассмотрения дела истом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому просит взыскать долг в сумме 359 513 руб. 43 коп., пени в сумме 17 301 руб. 02 коп. за период с 12.11.2019 по 13.02.2020. Уточнение исковых требований принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2020, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020, исковые требования удовлетворены.
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, исходя из буквального толкования Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) от 21.05.2019 N 44-ПК, тариф в размере 474 руб. 37 коп. установлен на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Суды при принятии судебных актов не приняли во внимание то обстоятельство, что Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее - ФАС России) предписала РЭК Свердловской области пересмотреть тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для предприятия "Спецавтобаза", установленный на 2019 год.
Товарищество также указывает, что решение Свердловского областного суда от 03.09.2019 по делу N 3а-311/2019 не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку судебным актом не признанно незаконным названное предписание ФАС России, решение вступило в силу 26.02.2020 и не распространяет свое действия на правоотношения сторон, возникшее с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Предприятие "Спецавтобаза" представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на необоснованность доводов товарищества. По мнению истца, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, предприятие "Спецавтобаза" является региональным оператором в сфере обращения с отходами на территории Восточного административного округа Свердловской области, в который входит город Екатеринбург.
Сведения на официальном сайте предприятия "Спецавтобаза" с предложением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО опубликованы 07.12.2018.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 29.12.2018 N 307369 истец в период январь - июль 2019 года оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 426 021 руб. 50 коп., которые ответчик оплатил частично, имеющийся долг не оплатил, несмотря на предъявление претензии от 06.08.2019, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Не оспаривая факт оказания соответствующих услуг, их объем, ответчик оспаривает стоимость оказанных истцом услуг.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал обоснованным применение истцом тарифа, установленного Постановлением РЭК Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК (за период с 01.01.2019 по 31.03.2019), в редакции Постановления РЭК Свердловской области от 14.03.2019 N 21-ПК (за период с 01.04.2019 по 31.05.2019), в редакции Постановления РЭК Свердловской области от 14.03.2019 N 44-ПК (с 01.06.2019 по 31.07.2019).
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В силу пунктов 8(4) - 8(5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель, в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) данных Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора (пункты 8(12), 8(17) Правил N 1156).
Пунктом 148(2) Правил N 1156 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Согласно Постановлению РЭК Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК установлен единый тариф на 2019 год на услугу по обращению с ТКО, равный 581,47 (без НДС) и с (учетом НДС) - 697,76 руб./куб.м.
Постановлением РЭК Свердловской области от 14.03.2019 N 21-ПК изменен установленный ранее долгосрочный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в период с 01.04.2019 г по 30.06.2019 единый тариф составлял 571 руб. 71 коп. (без НДС) и с (учетом НДС) - 686,05 руб./куб.м.
Во исполнение предписания ФАС России от 06.05.2019 N СП/37430/19 Постановлением РЭК Свердловской области от 21.05.2019 N 44-ПК изменен установленный ранее долгосрочный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую потребителям Свердловской области, единый тариф составляет 474 руб. 37 коп. (с учетом НДС). Данное Постановление ступает в силу с 01.06.2019 (пункт 6).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе типовой договор, отчет о вывозе ТКО, официальные письма РЭК Свердловской области, руководствуясь вышеназванными положениями законодательства с учетом выводов, изложенных в судебных актах по делу N 3а-311/2019, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для перерасчета платы за услуги по обращению с ТКО за период с января по май 2019 года.
При этом судами установлено, что решением Свердловского областного суда от 05.04.2019 по делу N 3а-175/2019, вступившим в законную силу, тарифы, установленные Постановлением РЭК Свердловской области от 15.12.2018 N 200-ПК (в редакции Постановления РЭК Свердловской области от 14.03.2019 N 21-ПК) в размере 697,76 руб. / куб. м (с НДС) за период с 01.01.2019 по 31.03.2019, 686,05 руб. / куб. м (с НДС) за периоды с 01.04.2019 г. признаны экономически обоснованными.
Решением Свердловского областного суда от 03.09.2019 по делу N 3а-311/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 26.02.2020 N 45-АПА19-36, с момента вступления в законную силу решения суда пункты 3, 4 Постановления РЭК Свердловской области от 21.05.2019 N 44-ПК, предусматривающие уменьшение тарифа за услуги по обращению с ТКО для регионального оператора, признаны недействующими.
При этом, Свердловской областной суд в решении по делу N 3а-311/2019 указал, что при установлении тарифов с применением метода индексации РЭК Свердловской области занизил необходимую валовую выручку, исключив из состава затрат предприятия "Спецавтобаза" определенные виды расходов, что нашло отражение в оспариваемом Постановлении N 44-ПК.
Судами принято во внимание, что в официальных письмах РЭК Свердловской области от 20.06.2019 N 13-18/3596, от 28.06.2019 г N 13-18/3596 разъясняет, что Постановление N 44-ПК, которым внесены изменения в таблицу тарифов региональных операторов на услугу по обращению с ТКО вступило в силу с 01.06.2019. Следовательно, до этого момента подлежали применению тарифы, установленные Постановлением N 200-ПК в редакции Постановления РЭК Свердловской области от 14.03.2019 N 21-ПК.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Постановление РЭК Свердловской области от 21.05.2019 N 44-ПК вступило в законную силу с 01.06.2019, что прямо предусмотрено пунктом 6 указанного постановления.
Согласно пункту 25 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
Таким образом, с учетом совокупности двух юридических фактов: действующий порядок вступления в законную силу Постановления РЭК Свердловской области от 21.05.2019 N 44-ПК "О внесении изменений в некоторые Постановления РЭК Свердловской области" - (пункт 6 - вступает в силу с 01.06.2019), а также вступившее в законную силу решение Свердловского областного суда от 03.09.2019 (изменение тарифа в оспариваемой части признано неправомерным), суды первой и апелляционной инстанции вопреки доводам ответчика правомерно признали обоснованным применение истцом при расчете исковой суммы тарифа, установленного Постановлением РЭК Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК в редакции Постановления N 44-ПК от 14.03.2019.
Ссылка товарищества на предписание ФАС России от 06.05.2019 N СП/37432/19 отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 по делу N А40-120971/19 указанное предписание признанно недействительным.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает верным вывод судов об отсутствии правовых оснований для перерасчета тарифа за период с января по май 2019 года.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2020 года по делу N А60-55124/2019 и постановление Семнадцатого от арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Ссудно-Сберегательное Строительное Товарищество - Заречный" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
А.А. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) данных Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора (пункты 8(12), 8(17) Правил N 1156).
...
Решением Свердловского областного суда от 03.09.2019 по делу N 3а-311/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 26.02.2020 N 45-АПА19-36, с момента вступления в законную силу решения суда пункты 3, 4 Постановления РЭК Свердловской области от 21.05.2019 N 44-ПК, предусматривающие уменьшение тарифа за услуги по обращению с ТКО для регионального оператора, признаны недействующими.
...
Согласно пункту 25 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
...
Ссылка товарищества на предписание ФАС России от 06.05.2019 N СП/37432/19 отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 по делу N А40-120971/19 указанное предписание признанно недействительным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 января 2021 г. N Ф09-7701/20 по делу N А60-55124/2019