Екатеринбург |
|
29 января 2021 г. |
Дело N А60-11815/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А.Д.,
судей Абозновой О.В., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - общество "Т Плюс") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2020 по делу N А60-11815/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебное заседание явились представители:
публичного акционерного общества "Т Плюс" - Михина Ж.А. (доверенность от 31.01.2020 б/н);
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" (далее - общество "УЖК "Урал-СТ") - Назаренко Е.А. (доверенность от 05.02.2018 б/н).
Общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "УЖК "Урал-СТ" о присуждении к исполнению обязанности в натуре - предоставлению доступа и возможности подключения коллективных (общедомовых) приборов учета (далее - ОДПУ), установленных в управляемых обществом "УЖК "Урал-СТ" многоквартирных домах, к автоматизированной информационно-измерительной системе учета ресурсов и передачи показаний (далее - АИИС) общества "Т Плюс", а также о взыскании судебной неустойки за каждый день неисполнения судебного акта в сумме 1000 руб. до дня фактического исполнения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, указывая на неправильное применение судами норм материального права.
Общество "Т Плюс" считает, что исковые требования о предоставлении доступа и возможности подключения ОДПУ к АИИС общества "Т Плюс" являются законными в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034), а также подпунктом "ж" пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила N 124).
Общество "УЖК "Урал-СТ" в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Из материалов дела следует и установлено судами, что истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.01.2011 N 51899.
Истец, руководствуясь подпунктом "ж" пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 и пунктом 9 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1043, обратился к ответчику с требованием предоставить доступ к коллективным (общедомовым) приборам учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, установленным в управляемых ответчиком многоквартирных домах, для подключения ОДПУ к АИИС истца.
Ответчик доступ не предоставил, возможность подключения ОДПУ к АИИС истца не обеспечил, что явилось основанием для обращения общества "Т Плюс" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции посчитал, что согласно в подпункте "ж" пункта 18 Правил N 124 обязанность управляющей компании по предоставлению возможности подключения ее приборов возникает лишь в тех случаях, когда ОДПУ вообще не подключен ни к одной АИИС. В ситуации же, когда ОДПУ уже подключены к одной АИИС, требование общества "Т Плюс", мотивированное ссылкой на подпункт "ж" пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, не подлежит удовлетворению.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции также указал, что действующим законодательством не установлено исключительное право энергоснабжающей организации устанавливать подлежащие применению потребителями АИИС. Занимаемая обществом "Т Плюс" позиция свидетельствует о злоупотреблении своим доминирующем положением и о лишении потребителя возможности выбора применяемой системы дистанционного доступа.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права. Вследствие чего указанные судебные акты подлежат отмене.
Настоящий спор касается правомерности предоставления доступа и возможности подключения ОДПУ к АИИС общества "Т Плюс" в случае, если указанные ОДПУ уже присоединены к иной АИИС.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды посчитали, что согласно системному толкованию пунктов 8 - 10 Правил N 1034, а также подпункта "ж" пункта 18 Правил N 124 обязанность управляющей компании по предоставлению возможности подключения ее приборов возникает лишь в тех случаях, когда ОДПУ вообще не подключен ни к одной АИИС.
Между тем сделанный судами вывод основан на неверном толковании права.
В соответствии с пунктом 9 указанных Правил теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя, в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений.
Из пункта 10 названных Правил следует, что в случае установки на узле учета оборудования дистанционного снятия показаний доступ к указанной системе вправе получить теплоснабжающая (теплосетевая) организация и потребитель в порядке и на условиях, которые определяются договором.
Согласно подпункту "ж" пункта 18 Правил N 124 одним из условий договора ресурсоснабжения является обязанность исполнителя предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета и интеллектуальным системам учета электрической энергии, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам. При этом расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета и интеллектуальным системам учета электрической энергии не должны возлагаться на потребителей, и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов, на исполнителя коммунальных услуг должна быть возложена обязанность предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к названным системам и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
Таким образом, истец имеет право на установку на узле учета потребителей дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя, в том числе для дистанционного снятия показаний тепловычислителя.
В свою очередь ответчик обязан обеспечить истцу возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и теплоносителя (ОДПУ) к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета (АИИС), и в данном случае речь идет о возможности подключения ОДПУ именно к АИИС ресурсоснабжающей организации.
Следовательно, в соответствии с положениями действующего законодательства предоставление доступа и возможности подключения ОДПУ к АИИС зависит только от наличия или отсутствия технической возможности подключения ОДПУ к указанным системам. В связи с чем при отсутствии доказательств технической невозможности подключения ОДПУ к указанным системам отказ в предоставлении доступа и возможности подключения ОДПУ к АИИС является неправомерным.
Между тем в материалах настоящего дела не имеется доказательств отсутствия технической возможности подключения ОДПУ к АИИС истца. Соответствующие доводы и возражения относительно данного вопроса сторонами также не заявлялись.
Таким образом, суд кассационной инстанции признает исковые требования законными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем относительно обоснованности исковых требований общества "Т Плюс" необходимо отметить следующее.
Согласно статье 4 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ принципами правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:
1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения, в том числе следующих принципов:
1) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;
2) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны:
1) своевременно совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность;
2) внедрять средства автоматического регулирования и диспетчеризацию систем (пункт 5.1.2 Правил N 170).
Мероприятия по автоматизации расчетов за потребляемые энергетические ресурсы, по внедрению систем дистанционного снятия показаний приборов учета используемых энергетических ресурсов относятся к мероприятиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда (подпункт "г" пункта 1 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1034 техническая эксплуатация узла учета - это совокупность операций по обслуживанию и ремонту элементов узла учета тепловой энергии, обеспечивающих достоверность результатов измерений. Эксплуатация приборов учета, включает процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (подпункт "г" пункта 17 Правил).
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме. Сбор данных с приборов учета осуществляется потребителем или теплосетевой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией. Показания могут сниматься как непосредственно, так и дистанционно с помощью телеметрических систем (пункт 23 Правил N 1034).
В случае если технические характеристики используемых приборов учета и узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем (пункт 24 Правил N 1034).
Согласно пункту 34 указанных Правил теплосчетчики могут быть снабжены интерфейсами, позволяющими организовать дистанционный сбор данных в автоматическом (автоматизированном) режиме.
Возможность использования средств диспетчеризации для предоставления отчета о теплопотреблении также предусмотрена в пункте 80 Правил N 1034.
Во исполнение приведенных положений общество "Т Плюс" как теплоснабжающая организация в силу закона обязано обеспечить бесперебойную и безопасную поставку тепловой энергии и теплоносителя соответствующего качества и в необходимом объеме каждому потребителю. При этом необходимость подключения ОДПУ к АИИС истца во исполнение указанной обязанности обусловлена техническими особенностями, которые заключаются в следующем.
Как пояснил истец, в рамках подключения ОДПУ потребителей к АИИС истца производится установка модемов - устройств сбора и передачи данных (далее - УСПД) производства акционерного общества "Элдис" (далее - общество "Элдис").
Установка УСПД, подключение к системе, а также дальнейшая эксплуатация УСПД и АИИС производятся истцом. При этом расходы на подключение к АИИС истца в силу закона (подпункт "ж" пункта 18 Правил N 124) не возлагаются на потребителей. Как указывает истец АИИС не является системой, требующей размещения на объекте коммерческого учета сложного аппаратного комплекса приборов и устройств.
Весь комплекс оборудования размещается на мощностях и территории общества "Т Плюс".
Подключение ОДПУ потребителей производится с помощью подключения УСПД к вычислителю и включения блока питания в розетку. Работа УСПД в АИИС не предусматривает особых режимов эксплуатации, АИИС самостоятельно опрашивает УСПД 1 раз в сутки (суточные показания), 2 раза в сутки (часовые показания), не вмешиваясь и не влияя на работу прибора учета, и не требует внесения изменений в проектную документацию на узел учета.
Подключение УСПД к вычислителю прибора учета производится с помощью цифрового интерфейса RS-232 посредством кабеля DB-09F, DB-09M или интерфейса RS-485.
УСПД подключается с помощью отдельного блока питания 12 В и не является даже низковольтной аппаратурой (с напряжением от 50 до 1000 В), поэтому не может физически повлиять на работу прибора учета или в целом на узел коммерческого учета тепла, соответствует Техническому регламенту Таможенного союза TP ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств" и подтверждается Декларацией TP ТС N ЕАЭС N RU fl-RU.A301.B.05734 от 02.05.2017. Подключаемый GPRS - модем EL-2101 соответствует Правилам применения абонентских станций стандарта GSM-900/1800, утвержденных приказом Мининформсвязи России от 19.02.2008 N 21 и не оказывает дестабилизирующего воздействия на целостность, устойчивость функционирования и безопасность единой сети электросвязи Российской Федерации.
Подключение ОДПУ потребителей к АИИС истца выполняется с помощью модемов EL-3101 и EL-2101 устройства сбора и передачи данных производства общества "Элдис". GPRS модемы EL-3101 EL-210 соответствуют Правилам применения абонентских станций стандартам GSM-900/1800 и не оказывают дестабилизирующего воздействия на целостность, устойчивость функционирования и безопасность единой сети электросвязи Российской Федерации, что подтверждается декларацией о соответствии на модем EL-2101 от 17.05.2018 и декларацией о соответствии на модем EL-3101 от 20.11.2019 г.
Связь с программным обеспечением АИИС общества "Элдис", к которой потребителям выдается бесплатный доступ, происходит через GSM- связь с помощью оператора сотовой связи "Мегафон" или "МТС", с расписанием опроса тепловычислителя: 1 раз в сутки по суточным архивам и 2 раза в сутки по часовым архивам.
После проведения монтажных работ и активации устройства сбора и передачи данных в АИИС потребителям выдается логин и пароль для просмотра данных и формирования отчетной формы основных параметров через интерфейс.
При наличии у потребителей другой АИИС подключение УСПД к вычислителю прибора учета производится с помощью цифрового разветвителя интерфейса RS-232 или RS-485, что позволяет вести опрос тепловычислителя двумя АИСС.
Разветвитель не является повторителем сигнала, а выполняет роль реле, которое переключает интерфейс вычислителя на работу с тем УСПД, который инициировал обмен данными. Указанные пояснения содержатся в письме общества "Элдис" от 08.06.2020 и приводятся в техническом описании возможности подключения ОДПУ к двум АИИС.
Модемы устанавливаются рядом с ОДПУ в компактном металлическом ящике без вмешательства в целостность ОДПУ.
Необходимо также отметить, что подключение коллективных (общедомовых) приборов учета потребителей к автоматизированной информационно-измерительной системе ресурсонабжающей организации позволяет осуществлять контроль режима подачи и потребления тепловой энергии и теплоносителя, в том числе:
- в режиме реального времени определять параметры качества поставки ресурса и при выявлении нарушения оперативно нормализовать режимы теплоснабжения и горячего водоснабжения на объекты потребителей с целью непрерывного поддержания параметров качества теплоносителя;
- выявлять и своевременно локализовать аварийные, нештатные ситуации в тепловых сетях и в теплоустановках потребителей посредством архивирования текущих мгновенных показаний (параметров) в УСПД, что обеспечит надлежащее качество и надежность поставки ресурса;
- достоверно определять параметры, непосредственно снятые с тепловычислителей и использовать их для коммерческих расчетов, исключить разногласия по объемам и качеству поставляемого ресурса, искажение объемов через межсерверный информационный обмен с других АИИС;
- при отказе тепловычислителя сохранять архив параметров в УСПД для исключения применения расчетных методов определения объема поставляемого ресурса клиентам и, как следствие, необоснованных расходов потребителей коммунальной услуги.
С учетом изложенного является необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что общество "Т Плюс" злоупотребляет своим доминирующим положением, лишая потребителя возможности выбора применяемой системы дистанционного доступа.
Вопреки выводу суда апелляционной инстанции, подключение ОДПУ именно к АИИС истца направлено на обеспечение бесперебойной и безопасной поставки тепловой энергии и теплоносителя соответствующего качества и в необходимом объеме каждому потребителю, а также на предотвращение многочисленных споров между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями по качеству поставленного ресурса.
На основании вышеизложенного исковые требования общества "Т Плюс" о присуждении к исполнению обязанности в натуре - предоставлению доступа и возможности подключения ОДПУ, установленных в управляемых обществом "УЖК "Урал-СТ" многоквартирных домах, к АИИС общества "Т Плюс" являются правомерными, поскольку они соответствуют закону и государственной политике в сфере теплоснабжения.
В свою очередь ответчик не привел обоснованных доводов о том, каким образом подключение ОДПУ к АИИС истца может нарушить его права и законные интересы.
Относительно искового требования о взыскании астрента за неисполнение судебного акта суд приходит к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сумма судебной неустойки не учитывается при определении размера убытков, причиненных неисполнением обязательства в натуре: такие убытки подлежат возмещению сверх суммы судебной неустойки (пункт 1 статьи 330, статья 394 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Начисление предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации процентов на сумму судебной неустойки не допускается.
Таким образом, в целях своевременного исполнения настоящего судебного акта требование о взыскании астрента за его неисполнение является правомерным.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2020 по делу N А60-11815/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 по тому же делу отменить.
Исковые требования публичного акционерного общества "Т Плюс" удовлетворить в полном объеме.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего судебного акта предоставить публичному акционерному обществу "Т Плюс" доступ и возможность подключения коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в управляемых обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" многоквартирных домах, к автоматизированной информационно-измерительной системе учета ресурсов и передачи показаний публичного акционерного общества "Т Плюс".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" астрент в размере 1 000 руб. 00 коп. за каждый день неисполнения настоящего судебного акта до его фактического исполнения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" 6 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску, 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе и 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Д. Тимофеева |
Судьи |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сумма судебной неустойки не учитывается при определении размера убытков, причиненных неисполнением обязательства в натуре: такие убытки подлежат возмещению сверх суммы судебной неустойки (пункт 1 статьи 330, статья 394 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Начисление предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации процентов на сумму судебной неустойки не допускается.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2020 по делу N А60-11815/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 по тому же делу отменить."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 января 2021 г. N Ф09-8127/20 по делу N А60-11815/2020
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10831/20
29.01.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8127/20
30.10.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10831/20
03.08.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-11815/20