Екатеринбург |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А76-35504/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Беляевой Н.Г., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.06.2020 по делу N А76-35504/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" в лице филиала "Челябэнерго" (далее - заявитель, общество "МРСК Урала") - Миллинг Е.А. (доверенность от 24.12.2020 N 47-61).
Общество "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к территориальному управлению о признании недействительными решения от 30.05.2019 N 07102, от 25.06.2019 N 08269 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23; об обязании в 30-дневный срок с момента вступления решения по настоящему делу принять решение о предоставлении обществу "МРСК Урала" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23, подготовить проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23.
Решением суда от 23.06.2020 заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что поскольку заявителем не подтверждено исключительное право на предоставление в аренду земельного участка без проведения торгов, оспариваемый отказ является законным и обоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу общество "МРСК Урала" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "МРСК Урала" является собственником сооружения - электросетевой комплекс с кадастровым номером 74:12:0000000:1646 "Подстанция Мирная 35/10 кВ с линиями электропередачи" 1971 года ввода в эксплуатацию, в том числе нежилое здание трансформаторной подстанции N 790, нежилое здание трансформаторной подстанции N 993 (раздел 1 прилагаемой выписки из ЕГРН, "Особые отметки").
18.09.2003 по результатам проведения работ по землеустройству на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:12:1308003:0054, согласно кадастровому плану указанного земельного участка от 19.09.2003, его разрешенное использование -земли под зданиями (строениями), сооружениями, фактическое использование -для размещения здания трансформаторной подстанции, местоположение: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Мирный, трансформаторная подстанция N 790.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером
74:12:1308003:54 в настоящее время указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования для размещения здания трансформаторной подстанции, адрес земельного участка: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Мирный, трансформаторная подстанция N 790.
По результатам проведения работ по землеустройству 19.09.2003 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:12:1209013:0023, согласно кадастровому плану указанного земельного участка от 22.09.2003, его разрешенное использование - земли под зданиями (строениями), сооружениями, фактическое использование - для размещения здания трансформаторной подстанции, местоположение: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Петровский, трансформаторная подстанция N 993.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером
74:12:1209013:23 в настоящее время указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования для размещения здания трансформаторной подстанции, адрес земельного участка: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Петровский, трансформаторная подстанция N 993.
Общество "МРСК Урала" является правопреемником ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" согласно договору о присоединении от 04.12.2007.
Распоряжением ТУ Росимущества по Челябинской области от 06.06.2007 N 968-р ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 74:12:1308003:0054, находящийся по адресу: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Мирный, трансформаторная подстанция N 790, для размещения и эксплуатации нежилого здания трансформаторной подстанции N 790 на срок 11 месяцев.
Между ТУ Росимущества по Челябинской области и ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" заключен договор аренды от 06.06.2017 N 767-07, согласно которому ТУ Росимущества по Челябинской области (арендодатель) предоставило ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" (арендатор) земельный участок с кадастровым номером 74:12:1308003:0054, находящийся по адресу: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Мирный, трансформаторная подстанция N 790, для размещения и эксплуатации нежилого здания трансформаторной подстанции N 790 в границах, указанных в кадастровом плане участка. Согласно пункту 1.2 указанного договора на участке имеется: нежилое здание трансформаторной подстанции N 790, входящее в электросетевой комплекс "Подстанция Мирная 35/10 кВ с линиями электропередачи".
Распоряжением ТУ Росимущества по Челябинской области от 26.09.2006 N 1503-р ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" предоставлен в аренду земельный участок с
кадастровым номером 74:12:1209013:0023, находящийся по адресу: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Петровский, трансформаторная подстанция N 993, для размещения и эксплуатации здания трансформаторной подстанции на срок 11 месяцев.
Между ТУ Росимущества по Челябинской области и ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" заключен договор аренды N 617-06/1001 от 26.09.2006, согласно которому ТУ Росимущества по Челябинской области (арендодатель) предоставило ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" (арендатор) земельный участок с кадастровым номером 74:12:1209013:0023, находящийся по адресу: Челябинская область, р-н Красноармейский п. Петровский трансформаторная подстанция 3 993 для размещения и эксплуатации здания трансформаторной подстанции в границах. Указанных в кадастровом плане участка. Согласно пунктьу 1.2. договора на участке имеется нежилое здание, входящее в электросетевой комплекс "Подстанция Мирная 35/10 кВ с линиями электропередачи".
Общество "МРСК Урала" обратилось в территориальное управление с заявлениями от 17.05.2019 N ЧЭ/ЦЭС/01-03/3880, ЧЭ/ЦЭС/01-03/3881 о: - заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:12:1308003:54, находящийся по адресу: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Мирный, трансформаторная подстанция N 790, для эксплуатации нежилого здания трансформаторной подстанции N 790 - заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:12:1209013:23 находящийся по адресу: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Петровский, трансформаторная подстанция N 993, для эксплуатации нежилого здания трансформаторной подстанции N 993.
Территориальным управлением отказано в заключении договоров аренды.
Общество "МРСК Урала", не согласившись с указанным отказом, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и
действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьями 39.14, 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
В обосновании для отказа в заключении договоров заинтересованным лицом указано, что согласно выписке из ЕГРН отсутствует связь между объектом недвижимости с кадастровым номером 74:12:0000000:1646 и земельными участками, на которых расположено данное имущество. В приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 внесены изменения, согласно которым для оформления прав на земельные участки необходимо предоставлять выписку из ЕГРН об объекте недвижимости. Законом о государственной регистрации недвижимости установлено, что в кадастр недвижимости вносятся кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов, если объектом недвижимости является земельный участок. Вместе с тем кадастровые номера объектов недвижимости, расположенных в пределах испрашиваемых земельных участков, в ЕГРН в сведениях об основных характеристиках и зарегистрированных правах на указанные земельные участки отсутствуют.
Общество "МРСК Урала" 11.06.2019 повторно обратилось в адрес территориального управления с письмом N ЧЭ/ЦЭС/01- 03/4585 о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:2.
Письмом от 25.06.2019 N 08269 территориальным управлением отказано в заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (зарегистрирован в Минюсте России 27.02.2015 N 36258).
В пункте 32 Перечня приведены документы, предоставляемые собственником объекта недвижимости при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка на основании, предусмотренном пунктом 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ, в числе которых документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРП; документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Иные документы, обозначенные символом "*", запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Судами установлено, что обращаясь с заявлением о приобретении в аренду испрашиваемых земельных участков общество "МРСК Урала", в подтверждение права на объекты недвижимости в материалы дела представилло свидетельство о государственной регистрации права от 01.08.2008, в соответствии с которым заявитель является собственником объекта недвижимости с условным номером 74:12:00 00 000:0000:007405, в состав которого включены нежилые здания трансформаторных подстанций N 790 и 993.
Согласно выписке из ЕГРН ранее учтенному объекту с инвентарным номером 7405 присвоен кадастровый номер 74:12:0000000:1646. В разделе "Особые отметки" также указаны нежилые здания трансформаторных подстанций N 790 и 993.
В обоснование своего права на получение испрашиваемых земельных участков в аренду истцом заинтересованному лицу представлены, в том числе, выписки из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23, которые содержат указанные выше сведения, а также копии ранее заключенных договоров аренды N 790, N 993. Указанные земельные участки выделялись Распоряжениями ТУ Росимущества по Челябинской области истцу именно для эксплуатации трансформаторных подстанций N 790, N 993.
Кроме того, в распоряжении территориального управления как у стороны ранее заключенных договоров аренды указанных земельных участков N 767-07, 617-06/1001 имелись кадастровые планы спорных земельных участков, согласно которым рассматриваемые земельные участки были образованы уполномоченным органом именно для размещения трансформаторных подстанций. В договорах аренды имеется указание на расположение в границах рассматриваемых земельных участков трансформаторных подстанций N 790, N 993.
Судами установлен факт формирования и постановки на учет в 2003 году спорных земельных участков для эксплуатации трансформаторных подстанций N 790, N 993.
При таких обстоятельствах, суды верно указали, что в распоряжении территориального управления имелись достаточные сведения для того, чтобы установить, что общество "МРСК Урала" является лицом, которое в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации имеет право на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23, находящихся в государственной собственности, без проведения торгов.
Установив, что отказ в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием кадастровых номеров объектов, включенных в состав ранее учтенного объекта недвижимости, является излишне формальным, суды правомерно удовлетворили заявление.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения постановления суда апелляционной инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.06.2020 по делу N А76-35504/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Н.Г.Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 32 Перечня приведены документы, предоставляемые собственником объекта недвижимости при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка на основании, предусмотренном пунктом 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ, в числе которых документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРП; документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
...
Судами установлен факт формирования и постановки на учет в 2003 году спорных земельных участков для эксплуатации трансформаторных подстанций N 790, N 993.
При таких обстоятельствах, суды верно указали, что в распоряжении территориального управления имелись достаточные сведения для того, чтобы установить, что общество "МРСК Урала" является лицом, которое в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации имеет право на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23, находящихся в государственной собственности, без проведения торгов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 января 2021 г. N Ф09-8311/20 по делу N А76-35504/2019