г. Челябинск |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А76-35504/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом Челябинской и Курганской областях на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.06.2020 по делу N А76-35504/2019.
В судебном заседании принял участие представитель заявителя: открытого акционерного общества "МРСК Урала" в лице филиала "Челябэнерго" - Меллинг Елена Алексеевна (доверенность от 24.12.2018).
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" в лице филиала "Челябэнерго" (далее - заявитель, ОАО "МРСК Урала") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - заинтересованное лицо, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23, оформленное письмами N 07102 от 30.05.2019, N 08269 от 25.06.2019; об обязании в тридцатидневный срок с момента вступления решения по настоящему делу принять решение о предоставлении ОАО "МРСК Урала" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23, подготовить проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.06.2020 (резолютивная часть объявлена 17.06.2020) заявленные требования удовлетворены: суд признал решение Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом Челябинской и Курганской областях об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23, оформленное письмами исх. 30.05.2019 N 07102, исх. от 25.06.2019 N 08269 незаконным. Суд обязал МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях в 30-тидневный срок с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять решения о предоставлении ОАО "МРСК Урала" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54 (на основании заявления исх. от 17.05.2019ЧЭ/ЦЭС/01-03/3881), 74:12:1209013:23 (на основании заявления исх. от 17.05.2019ЧЭ/ЦЭС/01-03/3880), подготовить проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23, и направить их в адрес ОАО "МРСК Урала" (т. 2 л.д. 14-18).
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на то, что с 02.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которым в приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" были внесены изменения, согласно которым для оформления прав на земельные участки необходимо предоставлять выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).
Подпунктом 26 пункта 4 статьи 8 указанного закона установлено, что в кадастр недвижимости вносятся кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов, если объектом недвижимости является земельный участок.
Вместе с тем кадастровые номера объектов недвижимости, расположенных в пределах вышеуказанных земельных участков, в ЕГРН на указанные земельные участки отсутствуют. В связи с этим невозможно сделать однозначный вывод о расположении объектов, являющихся собственностью Заявителя, на федеральном земельном участке.
По мнению апеллянта, представленные сведения об объектах недвижимости, расположенных в границах вышеуказанных земельных участков, не могут быть признаны достоверными, так как противоречат сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
МТУ Росимущества приняло решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку исключительное право на предоставление в аренду земельного участка без проведения торгов не подтверждено.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "МРСК Урала" является собственником сооружения - электросетевой комплекс с кадастровым номером 74:12:0000000:1646 "Подстанция Мирная 35/10 кВ с линиями электропередачи" 1971 года ввода в эксплуатацию, в том числе нежилое здание трансформаторной подстанции N 790, нежилое здание трансформаторной подстанции N 993 (раздел 1 прилагаемой выписки из ЕГРН, "Особые отметки").
18 сентября 2003 года по результатам проведения работ по землеустройству на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:12:1308003:0054, согласно кадастровому плану указанного земельного участка от 19.09.2003, его разрешенное использование - земли под зданиями (строениями), сооружениями, фактическое использование - для размещения здания трансформаторной подстанции, местоположение: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Мирный, трансформаторная подстанция N 790.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 74:12:1308003:54 в настоящее время указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования для размещения здания трансформаторной подстанции, адрес земельного участка: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Мирный, трансформаторная подстанция N 790.
19 сентября 2003 года по результатам проведения работ по землеустройству на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:12:1209013:0023, согласно кадастровому плану указанного земельного участка от 22.09.2003, его разрешенное использование - земли под зданиями (строениями), сооружениями, фактическое использование - для размещения здания трансформаторной подстанции, местоположение: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Петровский, трансформаторная подстанция N 993.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 74:12:1209013:23 в настоящее время указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования для размещения здания трансформаторной подстанции, адрес земельного участка: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Петровский, трансформаторная подстанция N 993.
ОАО "МРСК Урала" является правопреемником ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" согласно договору о присоединении от 04.12.2007.
Распоряжением ТУ Росимущества по Челябинской области от 06.06.2007 N 968-р ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 74:12:1308003:0054, находящийся по адресу: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Мирный, трансформаторная подстанция N 790, для размещения и эксплуатации нежилого здания трансформаторной подстанции N 790 на срок 11 месяцев.
06 июня 2007 года между ТУ Росимущества по Челябинской области и ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" заключен договор аренды N 767-07, согласно которому ТУ Росимущества по Челябинской области (арендодатель) предоставило ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" (арендатор) земельный участок с кадастровым номером 74:12:1308003:0054, находящийся по адресу: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Мирный, трансформаторная подстанция N 790, для размещения и эксплуатации нежилого здания трансформаторной подстанции N 790 в границах, указанных в кадастровом плане участка. Согласно пункту 1.2 указанного договора на участке имеется: нежилое здание трансформаторной подстанции N 790, входящее в электросетевой комплекс "Подстанция Мирная 35/10 кВ с линиями электропередачи".
Распоряжением ТУ Росимущества по Челябинской области от 26.09.2006 N 1503-р ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 74:12:1209013:0023, находящийся по адресу: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Петровский, трансформаторная подстанция N 993, для размещения и эксплуатации здания трансформаторной подстанции на срок 11 месяцев.
Между ТУ Росимущества по Челябинской области и ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" заключен договор аренды N 617-06/1001 от 26.09.2006, согласно которому ТУ Росимущества по Челябинской области (арендодатель) предоставило ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" (арендатор) земельный участок с кадастровым номером 74:12:1209013:0023, находящийся по адресу: Челябинская область, р-н Красноармейский п. Петровский трансформаторная подстанция 3 993 для размещения и эксплуатации здания трансформаторной подстанции в границах. Указанных в кадастровом плане участка. Согласно пунктьу 1.2. договора на участке имеется нежилое здание, входящее в электросетевой комплекс "Подстанция Мирная 35/10 кВ с линиями электропередачи".
Письмами от 17.05.2019 N N ЧЭ/ЦЭС/01-03/3880 и ЧЭ/ЦЭС/01-03/3881 заявитель обратился в адрес Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Челябинской и Курганской областях с заявлениями о:
- заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:12:1308003:54, находящийся по адресу: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Мирный, трансформаторная подстанция N 790, для эксплуатации нежилого здания трансформаторной подстанции N 790
- заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:12:1209013:23 находящийся по адресу: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Петровский, трансформаторная подстанция N 993, для эксплуатации нежилого здания трансформаторной подстанции N 993.
Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Челябинской и Курганской областях письмами исх. 30.05.2019 N 07102, исх. от 25.06.2019 N 08269 отказано в заключении договоров аренды.
Заявитель, не согласившись с указанным отказом, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ОАО "МРСК Урала", арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия основания для отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьями 39.14, 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмами исх. от 17.05.2019 N N ЧЭ/ЦЭС/01-03/3880 и ЧЭ/ЦЭС/01- 03/3881 ОАО "МРСК Урала" обратилось в адрес МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях с заявлениями о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:12:1308003:54, расположенного по адресу: Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Мирный, трансформаторная подстанция N 790, для эксплуатации нежилого здания трансформаторной подстанции N 790, о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:12:1209013:23, расположенного по адресу:Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Петровский, трансформаторная подстанция N 993, для эксплуатации нежилого здания трансформаторной подстанции N 993.
Письмом исх. от 30.05.2019 N 07102, поступившим в адрес ОАО "МРСК Урала" 05.06.2019, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях отказало в заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23 на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование отказа в заключении договоров заинтересованным лицом указано следующее. Согласно выписке из ЕГРН отсутствует связь между объектом недвижимости с кадастровым номером 74:12:0000000:1646 и земельными участками, на которых расположено данное имущество. В приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 внесены изменения, согласно которым для оформления прав на земельные участки необходимо предоставлять выписку из ЕГРН об объекте недвижимости. Законом о государственной регистрации недвижимости установлено, что в кадастр недвижимости вносятся кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов, если объектом недвижимости является земельный участок. Вместе с тем кадастровые номера объектов недвижимости, расположенных в пределах испрашиваемых земельных участков, в ЕГРН в сведениях об основных характеристиках и зарегистрированных правах на указанные земельные участки отсутствуют.
ОАО "МРСК Урала" 11.06.2019 повторно обратилось в адрес МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях с письмом N ЧЭ/ЦЭС/01-03/4585 о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:2.
Письмом исх. от 25.06.2019 N 08269 МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях отказало в заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (зарегистрирован в Минюсте России 27.02.2015 N 36258).
В пункте 32 Перечня приведены документы, предоставляемые собственником объекта недвижимости при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка на основании, предусмотренном пунктом 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ, в числе которых документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРП; документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Иные документы, обозначенные символом "*", запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
ОАО "МРСК Урала" обратилось с заявлениями о приобретении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23, с видом разрешенного использования согласно выписке из ЕГРН - для размещения здания трансформаторной подстанции, при этом адрес земельного участка с кадастровым номером 74:12:1308003:54 согласно выписке из ЕГРН - Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Мирный, трансформаторная подстанция N 790, а земельного участка с кадастровым номером - Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Петровский, трансформаторная подстанция N 993.
В подтверждение права на объекты недвижимости в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 01.08.2008, в соответствии с которым заявитель является собственником объекта недвижимости с условным номером 74:12:00 00 000:0000:007405, в состав которого включены нежилые здания трансформаторных подстанций N 790 и 993 (л.д.72-73 т 1).
Согласно выписке из ЕГРН ранее учтенному объекту с инвентарным номером 7405 присвоен кадастровый номер 74:12:0000000:1646. В разделе "Особые отметки" также указаны нежилые здания трансформаторных подстанций N 790 и 993 (л.д.12-13 т1).
В обоснование своего права на получение испрашиваемых земельных участков в аренду истцом заинтересованному лицу представлены, в том числе, выписки из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23, которые содержат указанные выше сведения, а также копии ранее заключенных договоров аренды N N 790, N 993.
Указанные земельные участки выделялись Распоряжениями ТУ Росимущества по Челябинской области истцу именно для эксплуатации трансформаторных подстанций N N 790, N 993.
Кроме того, в распоряжении МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях как у стороны ранее заключенных договоров аренды указанных земельных участков N 767-07, 617-06/1001 имелись кадастровые планы спорных земельных участков, согласно которым рассматриваемые земельные участки были образованы уполномоченным органом именно для размещения трансформаторных подстанций. В договорах аренды имеется указание на расположение в границах рассматриваемых земельных участков трансформаторных подстанций NN 790, N 993.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалом дела факт формирования и постановки на учет в 2003 году спорных земельных участков для эксплуатации трансформаторных подстанций N N 790, N 993, что следует также из выписок из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23 о виде разрешенного использования земельного участка, об адресах земельный участков (Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Мирный, трансформаторная подстанция N 790, Челябинская область, р-н Красноармейский, п. Петровский, трансформаторная подстанция N 993), подтверждающих расположение спорных трансформаторных подстанций на рассматриваемых земельных участках.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что в распоряжении МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях имелись достаточные сведения для того, чтобы установить, что ОАО "МРСК Урала" является лицом, которое в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации имеет право на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1308003:54, 74:12:1209013:23, находящихся в государственной собственности, без проведения торгов.
Отказывая в предоставлении заявителю земельных участков Межрегиональным территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом Челябинской и Курганской областях указано на отсутствие кадастровых номеров объектов недвижимости, расположенных в пределах испрашиваемых земельных участков, в ЕГРН в сведениях об основных характеристиках и зарегистрированных правах на указанные земельные участки.
Апелляционный суд полагает, что отказ в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием кадастровых номеров объектов, включенных в состав ранее учтенного объекта недвижимости является формальным и обоснованно признан судом первой инстанции незаконным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, не содержат фактов, влекущих отмену судебного акта, и подлежат отклонению апелляционным судом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.06.2020 по делу N А76-35504/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-35504/2019
Истец: ОАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ УРАЛА", ОАО " МРСК Урала
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ И КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТЯХ