Екатеринбург |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А07-10680/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2020 по делу N А07-10680/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - общество "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 17.09.2019 N 19-4264-372 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2020 (судья Решетников С.А.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 (судья Бояршинова Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, настаивая на виновности общества во вменяемом ему административном правонарушении, выразившемся в ненадлежащем содержании многоквартирного дома.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 26.08.2019 N 4264 комитетом проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", оказывающего услуги и выполняющего работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 4 по ул. Маяковского в г. Уфа, о чем составлен акт от 29.08.2019 N 19-4264-372.
В ходе проверки при визуальном осмотре технического состояния названного дома, выявлено, что на фасаде, по периметру дома, имеются местные разрушения штукатурно-окрасочного слоя фасада, не исключающие возможность обрушения, тем самым представляющие угрозу безопасности жизнедеятельности граждан; неисправность кровли (наличие сквозных отверстий, частично отсутствует кровельное покрытие).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 30.08.2019 в отношении общества протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановление, которым общество "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Полагая, что постановление комитета не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из следующего.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, влечет наложение административного штрафа юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании статьи 24 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Для выявления в действиях лица признаков определенного административного правонарушения необходимо надлежащим образом установить, главным образом, такой элемент состава административного правонарушения, как событие правонарушения. Наличие события административного правонарушения должно подтверждаться объективными и допустимыми доказательствами, на основании которых возможно сделать однозначный вывод о наличии события административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Как установлено судами, в качестве доказательств неисполнения обществом своих обязательств представлен акт проверки от 29.08.2019 в котором указано, что в ходе визуального осмотра технического состояния многоквартирного дома, выявлены нарушения Правил норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Однако фотоматериалы от 28.08.2019 не приняты судами в качестве надлежащих доказательств, поскольку оформлены ненадлежащим образом - не указано, приложением к какому процессуальному документу они являются, из фотоснимков не усматривается какой именно многоквартирный дом на них запечатлен (отсутствует адрес), тогда как у комитета имеется обязанность по надлежащей фиксации обстоятельств, установленных в ходе визуального осмотра, в том числе в ходе проверки.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 7.22 КоАП РФ.
Толкуя все сомнения в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, не обладая полномочиями по переоценке доказательств, суд кассационной инстанции не находит оснований для постановки иных выводов, чем те, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанций.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2020 по делу N А07-10680/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, в качестве доказательств неисполнения обществом своих обязательств представлен акт проверки от 29.08.2019 в котором указано, что в ходе визуального осмотра технического состояния многоквартирного дома, выявлены нарушения Правил норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Однако фотоматериалы от 28.08.2019 не приняты судами в качестве надлежащих доказательств, поскольку оформлены ненадлежащим образом - не указано, приложением к какому процессуальному документу они являются, из фотоснимков не усматривается какой именно многоквартирный дом на них запечатлен (отсутствует адрес), тогда как у комитета имеется обязанность по надлежащей фиксации обстоятельств, установленных в ходе визуального осмотра, в том числе в ходе проверки.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 7.22 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 февраля 2021 г. N Ф09-8878/20 по делу N А07-10680/2020