Екатеринбург |
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А60-32638/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Черкезова Е. О., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ЕкатеринбургГаз" (далее - общество "ЕкатеринбургГаз", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2020 по делу N А60-32638/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - УФАС по Свердловской области, управление, антимонопольный орган) - Сехина В.С. (доверенность от 27.02.2020 N 184).
Общество "Екатеринбурггаз" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 18.06.2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2020 (судья Хачев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 (судьи Риб Л.Х., Гулякова Г.Н., Муравьева Е.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Екатеринбурггаз" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт о признании оспариваемого постановления незаконным, указывая на неприменение судами положений статьи 2.9 и части 3 статьи 4.1 КоАП РФ и отсутствие возникновения какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Габдульянова Д.М. (вх. N 01-20958 от 16.08.2019, вх. N 01-23162 от 09.09.2019) управлением установлено, что Габдульянов Д.М. направил обществу заявку от 02.07.2019 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, в ответ на которую общество подготовило и направило проект договора от 16.07.2019 N 13516 о подключении объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кометная, д. 102, кадастровый N 66:41:0109071:240, к сети газораспределения (проект договора получен представителем Макаровым А.М. (доверенность от 01.07.2019) нарочно 31.07.2019/расписка в получении проекта договора).
Антимонопольным органом установлен факт нарушения обществом (субъектом естественной монополии) пунктов 59, 64, подп. "в" пункта 74 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), что послужило основанием для составления 17.01.2020 в отношении общества протокола об административном правонарушении
С учетом вступившего в законную силу постановления от 24.04.2018 N 03-17/46-2018, которым общество признано виновным и привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (исполнено 31.08.2018), данное правонарушение квалифицировано управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и вынесено оспариваемое постановление с назначением штрафа в размере 700 000 руб.
Полагая, что названное постановление управления не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из наличия в действия общества "Екатеринбурггаз" состава вменяемого административного правонарушения.
В части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
На основании статьи 4 Федерального закона от 19.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению объектов к газораспределительным сетям являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил N 1314).
Согласно пункту 64 Правил N 1314, для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах, к которой прилагаются документы (сведения), указанные в пунктах 65 - 69 и 71 Правил N 1314.
Согласно подп. "в" пункта 74 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной, в том числе посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
Судами установлено и обществом не оспаривается факт направления проекта договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома к сети газораспределения с нарушением срока, установленного подп. "в" пункта 74 Правил N 1314, что, в свою очередь, образует событие административного правонарушения, совершенного 24.07.2019 и выразившегося в нарушении предусмотренного Правилами N 1314 срока направления Габдульянову Д.М. проекта договора о подключении.
Судами принят во внимание факт привлечения общества к административной ответственности постановлением от 24.04.2018 по делу N 03-17/46-2018 с назначением штрафа в 100 000 руб., размер которого решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.07.2018 по делу N А60-26149/2018 снижен до 50 000 руб. (постановление исполнено обществом 31.08.2018).
При этом, являясь подвергнутым административному наказанию по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в период с 31.08.2018 по 31.08.2019, общество 24.07.2019 повторно нарушило установленный порядок подключения (технологического присоединения) объекта к газораспределительным сетям, что является основанием для постановки вывода о наличии в действиях общества вины, и, как следствие, состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден. Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей соответствует санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Относительно доводов общества о неприменении судами положений статьи 2.9 и части 3 статьи 4.1 КоАП РФ суды принимая во внимание сферу правоотношений, характер правонарушения и поведение лица, привлекаемого к административной ответственности, повторность совершения однородного правонарушения, пришли к верному выводу, что назначенное наказание по своему размеру и виду отвечает целям административного наказания, принципам законности, неотвратимости юридической ответственности.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суды также не усмотрели ввиду того, что рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области газоснабжения, что, в том числе, выражается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин.
Выводы судов являются правильными, тогда как доводы общества направлены на несогласие с такими выводами, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статей 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2020 по делу N А60-32638/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "ЕкатеринбургГаз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.