Екатеринбург |
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А47-15469/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Сафроновой А.А., Черемных Л.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Орское карьероуправление" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2020 по делу N А47-15469/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" (ОГРН: 1045610209006, ИНН: 5615021332; далее - общество "Орск Водоканал", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Орское карьероуправление" (ОГРН: 1025602000808, ИНН: 5615002820; далее - общество "ОКУ", ответчик) о взыскании 283 307 руб. 27 коп. платы за превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в городскую канализацию.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2020, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020, исковые требования удовлетворены
Общество "ОКУ" обратилось в арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель указывает на нарушения порядка отбора и анализа проб сточных вод: взятые пробы не опломбировались, пробы отбирались в пластиковые светлые и стеклянные емкости, которые не ополаскивались, в термоконтейнеры не ставились, соответствующие отметки о пломбировке в актах отсутствуют, также отсутствует время начала и окончания отбора проб.
Ответчик также указывает, что отсутствие возражений со стороны общества "ОКУ" при оформлении актов отбора проб сточных вод само по себе не может свидетельствовать о соблюдении истцом требований по отбору проб.
Кроме того, по мнению кассатора, суды необоснованно отклонили доводы ответчика относительно отсутствия в актах следующих реквизитов: время начала и окончания отбора, номер пломбы, даты и время получения и принятия к исполнению лабораторией.
В качестве нарушений норм процессуального права, общество "ОКУ" указывает на отсутствие в мотивировочной части решения мотивы, по которым суд отклонил доводы ответчика.
Общество "Орск Водоканал" представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на необоснованность доводов общества "ОКУ". По мнению истца, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, между обществом "Орск Водоканал" (поставщик) и обществом "ОКУ" (абонент) заключен договор на обеспечение питьевой водой, прием, транспортировку и очистку сточных вод от 30.03.2011 N 28.0 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1.1 договора поставщик производит поставку воды питьевого качества абоненту (в т.ч. для нужд горячего водоснабжения) из городского водопровода, согласно проекту, по техническим условиям на подключение к сетям водопровода, до границы сетей, принадлежащих абоненту, на объекты, указанные в приложении N 3 к договору.
Согласно пункту 1.2 договора прием хозбытовых (фекальных) сточных вод абонента, их транспортировка и очистка производится поставщиком через канализационную сеть, согласно проекту, по техническим условиям на подключение к сетям канализации, от объектов, указанных в приложении N 3 к договору.
В обязанности абонента входит обеспечение соблюдения установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в канализацию сточных вод (пункт 3.1.9 договора).
Пунктом 5.1 договора установлено, что сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему городской канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему централизованной канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту в Приложении N 4 к договору нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ (нормы ДК), определенные согласно действующим решениям Орского городского Совета депутатов, определяющим нормы допустимых концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых в городскую канализацию сточных водах.
При наличии объективных причин утверждаются временно согласованные нормы допустимых концентраций и заключается отдельный договор о приеме на очистку сточных вод с превышением норм допустимых концентраций загрязняющих веществ, с дополнительной оплатой услуг по принятию сточных вод.
Согласно пункту 6.1 договора расчеты за поставленную абоненту питьевую воду, принятые и транспортированные стоки, очистку сточных вод производятся согласно тарифам, утвержденным, в установленном порядке, в рублях за 1 м3 (без НДС).
В течение срока действия договора тарифы могут быть изменены, при этом новый тариф применялся для расчета по договору с момента утверждения нового тарифа обществом "Орск Водоканал", без внесения изменений и дополнений в договор. В случае изменения тарифов стоимости воды и отводимых стоков, очистки сточных вод абонент оповещается через средства массовой информации.
Согласно Приложению N 3 к договору к объектам водопотребления и водоотведения относится Орское карьероуправление, Гайское шоссе, 10.
Работниками общества "Орск Водоканал" в период с февраля по июль 2019 года в присутствии представителей ответчика произведены отборы проб сточных вод, отводимых в системы канализации, по объекту ответчика, о чем составлены акты отбора проб сточных вод от 14.02.2019, от 19.03.2019 N 14, от 16.04.2019 N 77, от 16.05.2019 N 119, от 21.06.2019 N 202, от 31.07.2019 N 270, подписанные представителями сторон.
На основании анализа вышеперечисленных проб сточных вод установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 04.09.2009 N 54-964 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых предприятиями и организациями в систему канализации г. Орска, промколлектор и на биологические очистные сооружения".
В соответствии с пунктом 6 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 06.04.2017 N 245-п (далее - Правила N 245-п), актов отбора проб сточных вод, выписок из журнала регистрации анализа проб сточной воды, истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
В целях оплаты стоимости платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ истцом выставлены счета-фактуры от 28.02.2019 N 4892, от 31.03.2019 N 6863, от 30.04.2019 N 8773, от 31.05.2019 N 10610, от 30.06.2019 N 12420, от 31.07.2019 N 16136 на общую сумму 283 307 руб. 27 коп.
В связи с отсутствием оплаты истцом в адрес ответчика направлена претензия от 20.08.2019 N 5920, с требованием оплатить задолженность за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций.
Оставление названной претензии без удовлетворения, послужило причиной обращения истца в суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что факт сверхнормативного сброса обществом "ОКУ" загрязняющих веществ подтвержден материалами дела, расчет платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ за период с февраля по июль 2019 года на основании актов отбора проб произведен правомерно.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьями 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), в неотмененной части, а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Необходимость и порядок осуществления лабораторного контроля и соблюдения установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых сточных вод предусмотрены пунктами 64, 65, 67 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 64, 65, 67 Правил N 167 абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 61 названных Правил). Акт отбора проб, в котором отражаются результаты лабораторного анализа сточных вод, является допустимым доказательством, подтверждающим факт отбора проб у абонента и с учетом результатов анализов наличие или отсутствие со стороны абонента превышения концентраций допустимых к сбросу загрязняющих веществ.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Абонент, в свою очередь, имеет право принимать участие в отборе проб холодной воды и проб сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе осуществлять параллельный отбор проб (подпункт "б" пункта 37 Правил N 644).
Пунктом 114 Правил N 644 установлено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, установлен Правилами осуществления контроля и состава сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
Согласно пунктам 19 - 22, 27 - 28 указанных Правил отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. При этом абонент обязан обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток; содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб; обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод; обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод; обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод. Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения. Объем пробы сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение, исходя из количества, необходимого для проведения исследований. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в двух экземплярах акт отбора проб сточных вод, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом. При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений.
В силу пункта 29 Правил N 525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств в Российской Федерации, с 01.01.2014 предусмотрены ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1513-ст.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе договор, подписанные сторонами без возражений акты отбора проб сточных вод, протоколы лабораторных исследований, счета-фактуры, суды пришли к обоснованным выводам о доказанности факта сброса обществом "ОКУ" в централизованную систему водоотведения сточных вод с превышением норм допустимых концентраций загрязняющих веществ, возникновении на стороне последнего обязанности по внесению платы за такое превышение и ее неисполнения.
Возражений относительно порядка начисления платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и ее размеры кассационная жалоба не содержит, в связи с чем судебные акты в указанной части не проверяются.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций установили, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств не подтверждается нарушение обществом "Орск Водоканал" требований к отбору и анализу проб, которое привело или могло привести к искажению результатов исследований.
При этом судами принято во внимание, что общество "ОКУ" извещено об отборе проб, его представитель принимал участие в отборе проб и подписал составленные по итогам отбора проб акты без каких-либо замечаний.
О фальсификации актов отбора проб и протоколов результатов химического анализа ответчик не заявлял. Правом на отбор арбитражной пробы одновременно с отбором контрольной пробы абонент не воспользовался (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Проанализировав акты отбора проб, суды установили, что в них отражены наименования абонента и предприятия, осуществляющего водоотведение, место, время отбора проб; лица, производящие отбор; способ отбора проб. Время начала и конец отбора проб отсутствует лишь в акте от 14.02.2019.
ГОСТ 31861-2012 "Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб" (от 29.11.2012 N 1513-ст) не содержит требования относительно цвета сосуда, посредством которого должен осуществляться забор проб сточных вод.
В пунктах 4.1, 4.7 ГОСТа 31861-2012 приведены критерии для выбора емкости, используемой непосредственно для отбора проб и их хранения до начала проведения анализов.
В актах отбора проб указано, что отбор проб произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" и ПНД Ф 12.15.1-08 (Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод).
Доводы о пороках актов отбора и протоколов анализа проб, о формальном оспаривании процедуры отбора проб и иные возражения, направленные на освобождение от платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, без надлежащего опровержения результатов анализа, не могут признаваться достаточно обоснованными; такие возражения не влияют на исход рассмотрения настоящего дела с учетом установленных фактических обстоятельств.
Довод заявителя кассационной жалобы на то, что суды не отразили в судебных актах результаты оценки отдельных доказательств, не указали на мотивы, по которым они отклонили доводы и аргументы ответчика, не может быть принят во внимание.
То обстоятельство, что в судебных актах не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки.
Судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Ссылки заявителя жалобы на иную судебную практику несостоятельны, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при рассмотрении дела, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2020 по делу N А47-15469/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Орское карьероуправление" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
А.А. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств в Российской Федерации, с 01.01.2014 предусмотрены ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1513-ст.
...
ГОСТ 31861-2012 "Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб" (от 29.11.2012 N 1513-ст) не содержит требования относительно цвета сосуда, посредством которого должен осуществляться забор проб сточных вод.
...
В актах отбора проб указано, что отбор проб произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" и ПНД Ф 12.15.1-08 (Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 февраля 2021 г. N Ф09-9148/20 по делу N А47-15469/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9148/20
13.10.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8995/20
23.06.2020 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-15469/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-15469/19