Екатеринбург |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А34-4404/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Черкезова Е.О., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая Волна Курган" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.08.2020 по делу N А34-4404/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Береза А.С. (доверенность от 21.05.2018).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - инспекция) от 01.04.2020 N 01336 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 31.08.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на несоответствие выводов судов материалам дела.
Общество указывает на ошибочность выводов судов о включении в платежные документы в период с января по март 2020 года расходов по сбору, вывозу, утилизации твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО). По мнению заявителя, факт получения обществом денежных средств за работы и услуги по вывозу ТКО не доказан. Общество также считает, что суды необоснованно отклонили его доводы, а именно: об отсутствии структуры платы тарифа и расходовании средств в соответствии с фактической необходимостью; о нарушении законодательства в случае одностороннего изменения тарифа, о неисполнимости предписания в связи с отсутствием чётких указаний на совершение конкретных действий, а также о том, что исключение из платы работ по вызову ТКО приведёт к возникновению убытков и препятствует экономической деятельности. Кроме того, общество приводит ссылки на дела арбитражных судов, практике которых, по мнению заявителя жалобы, противоречат обжалуемые судебные акты.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме N 76 по ул. К.Маркса в г. Кургане от 16.03.2020 N 1529-Кол, инспекцией издан приказ от 23.03.2020 N 01336 и проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества по соблюдению требований к установлению платы за содержание и ремонт.
В ходе проверки установлено, что с 01.01.2020 выполнение коммунальной услуги по обращению с ТКО и выставление платы за данную услугу производится региональным оператором - обществом с ограниченной ответственностью "Чистый город", в связи с этим и в силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на указанной территории с 01.01.2020 из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, расходы на вывоз мусора (ТКО) должны быть исключены.
В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.02.2017 N 5554-АТ/04 указано, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
Между тем, в нарушение части 2 статьи 154, части 1 статьи 161 ЖК РФ, пункта 11 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общество с 01.01.2020 производит начисления размера платы за содержание жилого помещения собственникам по указанному адресу исходя из 14,03 руб./кв.м для собственников 2-3 этажей и 16,53 руб./кв.м для собственников 4-9 этажей без исключения расходов на вывоз ТКО (ТБО).
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 01.04.2020 N 01336 и выдано обществу предписание от 01.04.2020 N 01336 об устранении указанных нарушений в срок до 11.05.2020, а именно предписано: с января по март 2020 года при начислении размера платы за содержание жилого помещения собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Курган, ул. К. Маркса, д. 76, исключить расходы на вывоз мусора; с апреля 2020 года начисления за содержание жилого помещения производить без учета расходов на вывоз мусора; предоставить в инспекцию документы, подтверждающие факт устранения нарушения (лицевой счет).
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из выводов об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 192 и пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ, суды верно отметили, что инспекция, выдавая предписание обществу, действовала в рамках предоставленных ей полномочий.
Подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям отнесено соблюдение правил, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, согласно которой, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 11 (1) Правил N 491 Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением в том числе организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или ной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации, исходя из объемов запланированных и утвержденных работ, услуг на очередной период и устанавливается на срок не менее чем один год. Такой размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (части 1, 7 статьи 156 ЖК РФ, раздел 3 Правил N 416).
В силу статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
На основании части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом, с 01.01.2020 статус регионального оператора на территории Курганской области присвоен обществу с ограниченной ответственностью "Чистый город", Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области принято постановление от 30.12.2019 N 47-8 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" на 2020 год".
Следовательно, начиная с января 2020 года общество должно было исключить из платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме стоимость услуг по вывозу ТКО, поскольку с указанного периода времени услуга по обращению с ТКО включается в состав платы за коммунальные услуги и отражается в платежном документе отдельной строкой.
С учетом приведенных норм представленный обществом детализированный отчет по затратам многоквартирного дома за период с января по март 2020 года не свидетельствует об отсутствии в составе платы, предъявленной собственникам многоквартирного дома, платы за сбор и вывоз мусора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2018 N 331 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" пункт 31 Правил N 491 дополнен абзацем, предусматривающим обязанность управляющей организации представить собственникам помещений в многоквартирном доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения.
Судами установлено, что содержание и уборка придомовой территории, подъездов, иных помещений общего пользования предусмотрена перечнем обязательных работ и услуг в приложении N 2 к договору управления многоквартирным домом от 05.10.2017.
На основании изложенного довод общества о том, что исключение из платы по содержанию общего имущества дома работ по обеспечению вывоза ТБО приведет к возникновению убытков и препятствует экономической деятельности обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции.
Также не принимается довод заявителя о нарушении действующего законодательства в случае одностороннего изменения со стороны управляющей компании объема работ по содержанию общего имущества дома, поскольку как указано апелляционным судом, пунктом 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ прямо предусмотрена обязанность управляющей компании исключить из платы услуги по вывозу ТБО без принятия решения общим собранием собственников.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии предусмотренных положениями статей 198, 201 АПК РФ оснований для признания незаконными предписания заинтересованного лица.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются как основанные на ошибочном толковании заявителем жалобы норм права и как противоречащие фактическим обстоятельствам, установленным судами.
Ссылка заявителя на судебную практику по делам N А07-15875/2019 Арбитражного суда Республики Башкортостан, N А55-21075/2019 Арбитражного суда Самарской области, не принимается судом кассационной инстанции в связи нетождественностью обстоятельств этих дел настоящему спору. В указанных делах выводы судов основаны исключительно на конкретных обстоятельствах, имеющих существенное значение для этих дел.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 31.08.2020 по делу N А34-4404/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая Волна Курган" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2018 N 331 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" пункт 31 Правил N 491 дополнен абзацем, предусматривающим обязанность управляющей организации представить собственникам помещений в многоквартирном доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения.
Судами установлено, что содержание и уборка придомовой территории, подъездов, иных помещений общего пользования предусмотрена перечнем обязательных работ и услуг в приложении N 2 к договору управления многоквартирным домом от 05.10.2017.
На основании изложенного довод общества о том, что исключение из платы по содержанию общего имущества дома работ по обеспечению вывоза ТБО приведет к возникновению убытков и препятствует экономической деятельности обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции.
Также не принимается довод заявителя о нарушении действующего законодательства в случае одностороннего изменения со стороны управляющей компании объема работ по содержанию общего имущества дома, поскольку как указано апелляционным судом, пунктом 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ прямо предусмотрена обязанность управляющей компании исключить из платы услуги по вывозу ТБО без принятия решения общим собранием собственников."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 февраля 2021 г. N Ф09-8897/20 по делу N А34-4404/2020