г. Челябинск |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А34-4404/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Плаксиной Н.Г., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая Волна Курган" на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.08.2020 по делу N А34-4404/2020,
Судебное заседание проведено посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области.
В заседании в Арбитражном суде Курганской области приняли участие представители:
заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Новая Волна Курган" - Береза А.С. (паспорт, доверенность от 21.05.2018), Черняев Р.Г. (паспорт, доверенность от 20.05.2019);
заинтересованного лица: Государственной жилищной инспекции Курганской области - Кузнецов Д.А. (паспорт, доверенность от 18.10.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Новая Волна Курган" (далее - заявитель, ООО "Новая Волна Курган", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Курганской области, Инспекция) от 01.04.2020 N 01336 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 31.08.2020 (резолютивная часть решения объявлена 27.08.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "Новая Волна Курган" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указало, что решение суда является незаконным и необоснованным, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат судебной практике. Так, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что вывод суда о включении обществом в платежные документы с января по март 2020 года расходов по сбору, вывозу, утилизации ТКО является ошибочным. По мнению подателя апелляционной жалобы, факт получения обществом денежных средств за работы и услуги по вывозу ТКО не доказан. ООО "Новая Волна Курган" указывает на то, что при установлении структуры платы собственниками, управляющая компания исключает расходы, связанные с вывозом ТКО.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме N 76 по ул. К.Маркса в г. Кургане от 16.03.2020 N 1529-Кол, издан приказ от 23.03.2020 N 01336 и проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Новая Волна Курган" по соблюдению требований к установлению платы за содержание и ремонт помещения (л.д. 72, 35).
Копия приказа от 23.03.2020 N 01336 направлена по электронному адресу ООО "Новая Волна Курган" и получена им (л.д. 37).
ГЖИ Курганской области на официальный адрес электронной почты ООО "Новая Волна Курган" направлен запрос о предоставлении информации:
1.Размер платы за содержание жилого помещения до 01.01.2020 по многоквартирному дому N 76 по адресу: ул. К.Маркса в г. Кургане. Перечень работ и услуг, калькуляцию тарифа до 01.01.2020.
2. Размер платы, на которую уменьшен тариф за содержание жилых помещений в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, по данному многоквартирному дому.
3. В случае установления размера платы за содержание жилого помещения на 2020 год, копию протокола общего собрания, перечень работ и услуг.
4. копию лицевого счета по жилому помещению N 50 по вышеуказанному адресу с ноября 2019 по февраль 2020.
5. договор управления МКД (л.д. 36).
Данный запрос и копия приказа получены ООО "Новая Волна Курган", что подтверждено отчетом о доставке (л.д. 37).
В ответ на запрос ООО "Новая Волна Курган" представлены запрошенные сведения (л.д. 38-49).
Инспекцией уведомлением от 31.03.2020 N 01336 полномочный представитель общества приглашен 01.04.2020 в 15.30 час. в ГЖИ Курганской области по адресу: ул. Гоголя, 25, каб.301 в г. Кургане для вручения акта и предписания по итогам внеплановой документарной проверки по жилому помещению по адресу: Курган, ул. К.Маркса, д.76 (л.д. 50).
Указанные сведения направлены на официальный адрес электронной почты ООО "Новая Волна Курган" и им получены, что подтверждено сведениями почтовой системы на сервере (л.д. 51).
В ходе внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Новая Волна Курган" установлено, что 01.01.2020 на территории Курганской области плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО включена в состав платы за коммунальные услуги (ст. 154 ЖК РФ). Также расходы на вывоз мусора с 01.01.2020 исключены из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290. С 01.01.2020 выполнение коммунальной услуги по обращению с ТКО, а, следовательно, и выставление платы за данную услугу производиться региональным оператором ООО "Чистый город". При первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.02.2017 N 5554-АТ/04). Следовательно, во избежание двойного выставления платы за вывоз мусора (ТКО), ООО "Новая Волна Курган", должна с 01.01.2020 исключить из платы за содержание жилого помещения расходы на вывоз мусора. Однако в нарушении статьи 154 ЖК РФ, пункта 11 (1) Правил N 491 ООО "Новая Волна Курган" с 01.01.2020 производит начисления размера платы за содержание жилого помещения собственникам по вышеуказанному адресу исходя из 14,03 руб./кв.м. для собственников 2-3 этажей и 16,53 руб./кв.м. для собственников 4-9 этажей без исключения расходов на вывоз ТКО (ТБО). Выявлены нарушения обязательных требований пункта 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491); ч. 2 ст. 154 гл. 14, ч. 1 ст. 161 гл. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 01.04.2020 N 01336 (л.д. 52-53).
По результатам проверки ООО "Новая Волна Курган" выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 01.04.2020 N 01336, которым обществу предписано в срок до 11.05.2020 устранить указанные нарушение, а именно: п. 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491); ч. 2 ст. 154 гл. 14, ч. 1 ст. 161 гл. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации - с января 2020 г. по март 2020 г. при начислении размера платы за содержание жилого помещения собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: Курган, ул. К.Маркса, д.76 исключить расходы на вывоз мусора. С апреля 2020 г. начисления за содержание жилого помещения производить без учета расходов на вывоз мусора. Предоставить в Инспекцию документы, подтверждающие факт устранения нарушения (лицевой счет) (л.д. 34).
Полагая, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:
- несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В то же время, наличие положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не означает, что с заявителя снимается обязанность по доказыванию тех обстоятельств, на наличие которых он ссылается, как на основание своих требований.
В соответствии с пунктом 3 часть 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, ГЖИ Курганской области, выдавая предписание обществу, действовала в рамках предоставленных полномочий.
Подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 к лицензионным требованиям отнесено соблюдение правил, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, согласно которой, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 11(1) Правил N 491 Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением в том числе организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или ной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации, исходя из объемов запланированных и утвержденных работ, услуг на очередной период и устанавливается на срок не менее чем один год. Такой размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (части 1, 7 статьи 156 ЖК РФ, раздел 3 Правил N 416).
В силу статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
На основании части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом, с 01.01.2020 статус регионального оператора на территории Курганской области присвоен обществу с ограниченной ответственностью "Чистый город", Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области принято постановление от 30.12.2019 N 47-8 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" на 2020 год".
Следовательно, начиная с января 2020 года ООО "Новая Волна Курган" должно было исключить из платы за содержание жилого помещения в МКД стоимость услуг по вывозу ТКО, поскольку с указанного периода времени услуга по обращению с ТКО включается в состав платы за коммунальные услуги и отражается в платежном документе отдельной строкой.
Представленный обществом детализированный отчет по затратам МКД за период с января 2020 по март 2020 года (л.д. 67), с учетом вышеприведенных норм не свидетельствует об отсутствии в составе платы, предъявленной собственникам МКД, платы за сбор и вывоз мусора.
Довод заявителя об отсутствии в действующем законодательстве порядка утверждения платы отклоняется, поскольку в соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил N 491) (в редакции, действующей на момент заключения договора управления) при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Постановление Правительства РФ от 27.03.2018 N 331 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" пункт 31 Правил N 491 дополнен абзацем, предусматривающим обязанность управляющей организации представить собственникам помещений в многоквартирном доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения.
Судом первой инстанции верно отмечено, что содержание и уборка придомовой территории, подъездов, иных помещений общего пользования предусмотрена перечнем обязательных работ и услуг в приложении N 2 к договору управления МКД от 05.10.2017 (л.д.18-22).
На основании изложенного, довод общества о том, что исключение из платы по содержанию общего имущества дома работ по обеспечению вывоза ТБО приведет к возникновению убытков и препятствует экономической деятельности отклоняется судом апелляционной инстанции.
Также не принимается довод заявителя о нарушении действующего законодательства в случае одностороннего изменения со стороны управляющей компании объема работ по содержанию общего имущества дома, поскольку как правильно указано судом первой инстанции, пунктом 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ прямо предусмотрена обязанность управляющей компании исключить из платы услуги по вывозу ТБО без принятия решения общим собранием собственников.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены и им дана надлежащая оценка.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на иную судебную практику по аналогичным, по его мнению, делам не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства с учетом доказательств, представленных лицами, участвующими в деле.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 31.08.2020 по делу N А34-4404/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая Волна Курган" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-4404/2020
Истец: ООО "НОВАЯ ВОЛНА КУРГАН"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Курганской области