Екатеринбург |
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А60-17830/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Токмаковой А.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ямалтрансвзрыв" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.06.2020 по делу N А60-17830/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2020 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон.
Закрытое акционерное общество "Ямалтрансвзрыв" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Ямалтрансвзрыв") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, Управление) от 07.04.2020 о назначении административного наказания по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивированным решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.06.2020 (судья Высоцкая Е.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2020 (судья Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Указывает, что судами был применен нормативный правовой акт (подп. 5, 6, 9 п. 7 Требований N 924), противоречащий акту, имеющему большую юридическую силу (ч. 2 ст. 5 и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"), что привело к принятию неправильного решения. Заявитель также ссылается на то, что Федеральный закон от 02.08.2019 N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" улучшил положение общества, отменив обязанность, возложенную на него п. 1, 2, 3 предписания Управления N 07-414П от 17.10.2019, за нарушение которой общество было привлечено к административной ответственности. Таким образом, административным органом обществу неправомерно было вменено нарушение норм, которые на дату выявления административного правонарушения, утратили силу. При таких обстоятельствах, по мнению заявителя, постановление о назначении административного наказания от 07.04.2020, вынесенное в отношении Заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), подлежало отмене судами на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с ч. 3 ст. 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N СФ-66-Р от 10.02.2020 в период с 17.02.2020 по 13.03.2020 Управлением проведена внеплановая документарная проверка ЗАО "Ямалтрансвзрыв" по адресу: г. Екатеринбург, ул. Черняховского, д. 69, офис 2, с целью контроля за выполнением ранее выданного предписания N 07-414П от 17.10.2019 об устранении выявленных нарушений.
В ходе проверки установлено, что обществом не выполнены требования, указанные в п. 1, 2, 3, 5 предписания.
В нарушение подп. 5, 9, 7, 12 пункта 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, принятых на основании ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) и утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N 924, (далее - Требования):
ЗАО "Ямалтрансвзрыв" не выполнена обязанность по проведению оценки уязвимости транспортных средств и предоставлению ее результатов в Федеральное дорожное агентство в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства сведений о присвоении категории транспортному средству в отношении транспортных средств: 1. Грузовой автомобиль УЗСТ 586В-09 X89586B09KODM7088 0 985 УВ174 АТП0300448 присвоена третья категория 11.06.2019; 2. Грузовой автомобиль 7714В4 X8957714B4JOFX9007 В 540 ХС 174 АТП0272043 присвоена третья категория 05.12.2018; 3. Грузовой автомобиль 69861 X8V698614G0000001 С 493 КА 89 АТП0185334 присвоена третья категория 14.03.2017; 4. Грузовой автомобиль 699220 (КамАЗ 43118-10) Х8969922080СК7104 С 878 ВО 89 АТП0082511 присвоена третья категория 26.03.2015; 5. Грузовой автомобиль модель 699220 (КамАЗ 43118-10) и/н Х8969922070СК/153 г/н М 145 ВН 89 АТП0082510, присвоена третья категория 26.03.2015; 6. Грузовой автомобиль модель 699231 (Урал 4320-1951-40) и/н Х8969923170СК7007 г/н М 146 ВН 89 АТП0082508, присвоена третья категория 26.03.2015; 7. Грузовой автомобиль марки 699231 (Урал 4320-1951-40) и/н Х8969923170СК7008 г/н М 148 ВН 89 АТП0082513, присвоена третья категория 26.03.2015; 8. Грузовой автомобиль марки Урал 43203 и/н ХТР432030Г0142246 г/н Е913 ВХ89 АТП0082514 присвоена, третья категория 26.03.2015; 9. Грузовой автомобиль марки Урал 43203 и/н XTP432030L0142233 г/н У 606 ВО 89 АТП0082515 присвоена, третья категория 26.03.2015; 10. Грузовой автомобиль марки Урал и/н 5557 ХТР555700К0015999 г/н М 498 ЕН 89 АТП0115306 присвоена третья категория 31.07.2015; 11. Грузовой автомобиль марки Урал 4320 Шасси N 183667 г/н М481 ЕН 89 АТП0115305 присвоена третья категория 31.07.2015
ЗАО "Ямалтрансвзрыв" не выполнена обязанность по представлению на основании утвержденных результатов проведенной оценки уязвимости транспортного средства в Федеральное дорожное агентство плана транспортного средства в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной оценки уязвимости на транспортные средства: 1. Грузовой автомобиль марки 699220 (КамАЗ 43118-10) и/н Х8969922070СК7152 г/н Н 200 ЕР 89; 2. Грузовой автомобиль марки 699231 (Урал 4320-1951-40) и/н Х8969923170СК7011 г/н М 493 ВН 89; 3. Грузовой автомобиль марки КамАЗ 44108-10 и/н ХТС44108К92353989 г/н М 148 ЕЕ 89; 4. Грузовой автомобиль марки Урал 44202-0311-41 и/н XIP44202071331461 г/н У 797ВМ 89.
ЗАО "Ямалтрансвзрыв" не выполнена обязанность в течение одного месяца со дня утверждения результатов проведенной оценки уязвимости транспортных средств утвердить следующие организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану транспортного средства: - перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства или ее частях, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности транспортного средства) и (или) на критических элементах транспортного средства (далее - критический элемент транспортного средства); - перечень лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в перевозочном секторе транспортного средства - месте на транспортном средстве, в котором осуществляются погрузка, выгрузка и перевозка грузов и пассажиров (далее - перевозочный сектор транспортного средства), и технологическом секторе зоны транспортной безопасности транспортного средства - месте на транспортном средстве, которое связано с эксплуатацией транспортного средства и в котором осуществляются операции, не связанные с перевозкой, погрузкой и выгрузкой грузов и пассажиров, за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти (далее - технологический сектор транспортного средства); - порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства на подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства; - порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию; - схему размещения и состав оснащения постов транспортного средства на границах зоны транспортной безопасности транспортного средства или ее частей; - согласованный с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел порядок передачи уполномоченными представителями подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел выявленных лиц, совершивших или подготавливающих совершение актов незаконного вмешательства, за которые установлена административная или уголовная ответственность (далее - нарушители), а также идентифицированных оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ при отсутствии законных оснований на их хранение и ношение; - схема размещения технических систем и средств досмотра на транспортном средстве для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; - положение (инструкция) о пропускном режиме на транспортном средстве, состоящее в том числе из следующих разделов: - порядок допуска физических лиц, находящихся при них вещей, и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности транспортного средства или ее часть; - порядок обнаружения, включая выявление, распознавание и идентификацию, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, и порядок действий сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства при обнаружении предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; порядок передачи данных; - перечень и порядок эксплуатации (функционирования) технических средств обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.
ЗАО "Ямалтрансвзрыв" не исполнена обязанность по проведению аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со ст. 12.1 Закона N 16-ФЗ.
По итогам проверки Управлением составлен акт N 07-174А от 11.03.2020, в котором зафиксирован факт невыполнения п. 1, 2, 3, 5 предписания от 17.10.2019; 17.03.2020 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 07.04.2020 Управлением вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ЗАО "Ямалтрансвзрыв" обратилось в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствии существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности и оснований для применения ст. 2.9, ст. 4.1.1 КоАП РФ, и отказал в удовлетворении требований. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда.
Согласно ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 12 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В соответствии с Требованиями на ЗАО "Ямалтрансвзрыв" возлагаются обязанности на основании пункта 7 обеспечить проведение оценки уязвимости транспортного средства и предоставление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное дорожное агентство в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъектов транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме (подпункт 5); обеспечивать аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии со ст. 12.1 Закона N 16-ФЗ в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, а также к исполнению обязанностей по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом транспортного средства (подпункт 12); на основании утвержденных результатов проведенной, оценки уязвимости транспортного средства представлять в Федеральное дорожное агентство план транспортного средства в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средства (подпункт 6); утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов проведенной оценки уязвимости транспортного средства, следующие организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверены субъектом транспортной инфраструктуры, и копии которых прилагаются к плану транспортного средства (подпункт 9).
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, и судами в ходе рассмотрения дела. Доказательств, подтверждающих, что обществом предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований технических регламентов, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, установив, что требования, указанные в п. 1, 2, 3, 5 предписания Управления N 07-414П от 17.10.2019 об устранении выявленных нарушений, обществом в установленный срок не выполнены, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суды не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9, ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Ссылки общества на то, что им были представлены документы, подтверждающие подготовку и повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры на автомобильном транспорте и дорожном хозяйстве (п. 5 предписания), подлежат отклонению, поскольку судами установлено, что в ходе рассмотрении административного дела надлежащих документов о прохождении аттестации на лиц, указанных в пункте 5, не было представлено.
Доводы общества об отсутствии обязанности по исполнению п. 1, 2, 3 предписания в связи с внесением изменений в Закон N 16-ФЗ были рассмотрены судами и правомерно признаны основанными на неправильном толковании норм права.
Судами отмечено, что согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в ч. 1 ст. 8 Закона N 16-ФЗ и соответствующих положениях Требований, применяются до дня вступления в силу новых Требований по обеспечению транспортной безопасности, изданных с учетом изменений, внесенных названным Федеральным законом N 270-ФЗ. Следовательно, Требования являются действующими в период, установленный для исполнения предписания, и подлежат исполнению.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.06.2020 по делу N А60-17830/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ямалтрансвзрыв" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.