Екатеринбург |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А60-18347/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н. Г.,
судей Суспициной Л. А., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации дополнительного образования "ЛингваНова" (далее - организация "ЛингваНова", ответчик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2020 по делу N А60-18347/2020 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства инвестиций и развития Свердловской области (далее - Министерство, истец) - Кашина М.Е. (доверенность от 30.12.2020 N 30);
организации "ЛингваНова" - Бачурин А.Н. (доверенность от 13.10.2020 N 2).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с организации "ЛингваНова" субсидии в сумме 2 059 500 руб.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена автономная некоммерческая организация информационно-методический центр "Единая промышленная карта" (далее - организация "Единая промышленная карта").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2020 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2020 решение отменено в части, заявленные требования удовлетворены частично: с организации "ЛингваНова" в пользу Министерства взыскано 1 195 259 руб. 76 коп. субсидии, 27 953 руб. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе организация "ЛингваНова", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель кассационной жалобы утверждает, что выводы суда о недостижении показателей результативности и нецелевом расходовании денежных средств при выполнении мероприятия "Подготовка материалов для презентации проекта "День без турникета" на выставке Иннопром 2019 и в территориальных органах образования Свердловской области (печатная продукция)", о недостижении показателей результативности при выполнении мероприятия "Доработка системы автоматической регистрации сайта httр://деньбезтурникета.рф" и реализации мероприятия иным лицом - организацией "Единая промышленная карта", о недостижении показателей результативности при выполнении мероприятий "Ежемесячное (июль - декабрь 2019 года) администрирование ресурса http://деньбезтурникета.рф", "Подготовка и размещение в школах области информационных карт о проекте http://деньбезтурникета.рф", "Проведение презентационных мероприятий проекта", о нецелевом расходовании средств при выполнении мероприятий "Обеспечение деятельности волонтеров проекта", "Подготовка технологических карт для 500 педагогов проекта "Открытый курс повышения квалификации для учителей окружающего мира, географии, истории Урала, английского языка и классных руководителей "Урал для школы", "Проведение очного этапа обучения для 600 принимающих участие в проекте педагогов", о недостижении показателей результативности при выполнении мероприятий, предусмотренных приложением N 1 к соглашению от 05.07.2019 N 07-2019-64, являются необоснованными, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом не дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, оценка доводов сторон произведена с нарушением требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, организация "ЛингваНова" выражает свое несогласие с произведенным судом апелляционной инстанции расчетом суммы средств субсидии, подлежащих возврату, поскольку судом применена формула расчета, изложенная в Постановлении Правительства Свердловской области от 22.11.2017 N 870-ПП в предыдущей редакции, в то время как, по мнению заявителя, применению подлежала формула, содержащаяся в редакции указанного постановления от 12.06.2020 (V = (S x kv / 100%) x 0,1). При этом, по утверждению заявителя кассационной жалобы, суд в обжалуемом постановлении правомерно указал, что применению подлежит порядок расчета, установленный в Постановлении Правительства Свердловской области от 22.11.2017 N 870-ПП именно в редакции от 12.06.2020, однако при расчете не умножил получившееся значение в скобках (S x kv / 100%) на 0, 1. Кроме того, организация "ЛингваНова", отмечает, что суд апелляционной инстанции при расчете размера подлежащих возврату средств субсидии по соглашению от 05.07.2019 N 07-2019-65 не вычел размер субсидии, результативность которой признал (50 000 руб.). Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что при устранении неправильного применения норм материального права общая сумма субсидий к возврату должна составить 253 262 руб. 98 коп. Также организация "ЛингваНова" утверждает, что при вынесении обжалуемого постановления суд рассмотрел все доводы истца, изложенные в исковом заявлении и апелляционной жалобе, а также рассмотрел вопросы, требования по которым не были заявлены истцом, вследствие чего вышел за пределы своих полномочий и нарушил принципы равноправия сторон и состязательности судебного процесса.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции в части установления фактических обстоятельств дела без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
На указанный отзыв организацией "ЛингваНова" представлены возражения.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо - автономная некоммерческая организация информационно-методический центр "Единая промышленная карта", поддерживает изложенные в ней доводы.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Постановлением Правительства Свердловской области от 17.11.2014 N 1002-ПП утверждена государственная программа Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года" (далее - государственная программа), в рамках которой утверждена подпрограмма "Индустрия туризма".
В целях реализации вышеуказанной государственной программы Правительством Свердловской области разработан Порядок предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее - некоммерческие организации), на реализацию проектов и мероприятий в сфере туризма, утвержденный Постановлением от 22.11.2017 N 870-ПП (далее - Порядок).
В соответствии с условиями Порядка между Министерством (главный распорядитель) и организацией "ЛингваНова" (получатель) заключены:
- соглашение от 05.07.2019 N 07-2019-65 о предоставлении субсидии в сумме 917 500 руб. (далее - соглашение N 07-2019-65);
- соглашение от 05.07.2019 N 07-2019-64 о предоставлении субсидии в сумме 571 000 руб. (далее - соглашение N 07-2019-64).
В силу пунктов 5.3.1, 5.3.5 соглашения N 07-2019-65 Министерство предоставило субсидию в сумме 917 500 руб., а организация "ЛингваНова" обязалась направить полученные средства на реализацию заявленного на конкурс проекта открытых экскурсий на производственные предприятия Свердловской области "День без турникета" (далее - проект) с достижением показателей результативности.
Приложением N 1 к соглашению N 07-2019-65 установлены следующие мероприятия:
- "Подготовка материалов для презентации проекта на выставке Иннопром 2019 и в территориальных органах управления образования Свердловской области (печатная продукция)" (заявленный необходимый объем средств - 200 000 руб.);
- "Доработка системы автоматической регистрации сайта httр://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 107 500 руб.);
- "Ежемесячное (июль - декабрь 2019 года) администрирование ресурса http://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 40 000 руб.);
- "Ежемесячное (июль - декабрь 2019 года) администрирование системы автоматических рассылок и онлайн отчетности по количеству и качественному составу участников проекта http://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 330 000 руб.);
- "Подготовка и размещение в школах области информационных карт о проекте http://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 140 000 руб.);
- "Проведение презентационных мероприятий проекта" (заявленный необходимый объем средств - 50 000 руб.);
- "Обеспечение деятельности волонтеров проекта" (заявленный необходимый объем средств - 50 000 руб.).
В соответствии с пунктами 5.3.1, 5.3.5 соглашения N 07-2019-64 Министерство предоставило субсидию в сумме 571 000 руб., а организация "ЛингваНова" обязалась направить полученные средства на реализацию заявленного на конкурс проекта "Открытый курс повышения квалификации для учителей окружающего мира, географии, история Урала, английского языка и классных руководителей "Урал для школы" (далее - курс) с достижением показателей результативности.
Приложением N 1 к соглашению N 07-2019-64 установлены следующие мероприятия:
- "Подготовка технологических карт для 500 педагогов проекта "Открытый курс повышения квалификации для учителей окружающего мира, географии, истории Урала, английского языка и классных руководителей "Урал для школы" (заявленный необходимый объем средств - 300 000 руб.);
- "Разработка системы регистрации экскурсий по программе "Урал для школы" (заявленный необходимый объем средств - 80 000 руб.);
- "Ежемесячное пилотное администрирование ресурса" (заявленный необходимый объем средств - 30 000 руб.);
- "Проведение очного этапа обучения для 600 принимающих участие в проекте педагогов" (заявленный необходимый объем средств - 55 000 руб.);
- "Проведение и техническое сопровождение вебинаров проекта" (заявленный необходимый объем средств - 20 000 руб.);
- "Проведение аттестации педагогов-участников проекта" (заявленный необходимый объем средств - 50 000 руб.);
- "Изготовление удостоверений о прохождении курса повышении квалификации" (заявленный необходимый объем средств - 36 000 руб.).
С целью обеспечения контроля за соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидии из областного бюджета по соглашениям N 07-2019-64 и N 07-2019-65 Министерством проведена проверка организации "ЛингваНова", в ходе которой обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о нецелевом расходовании бюджетных средств и недостижении целевого показателя результативности, что отражено в соответствующих справках.
В силу указанных обстоятельств в адрес организации "ЛингваНова" Министерством были направлены требования о возврате субсидий в предоставленных денежных суммах, кроме того, согласно пункту 25 Порядка начислены штрафные санкции. Общая истребуемая сумма составила 2 059 500 руб.
Несогласие организации "ЛингваНова" с указанными обстоятельствами и неисполнение ей в добровольном порядке требований о добровольном возврате субсидий и уплате штрафных санкций послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика 2 059 500 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком фактически достигнут результат по соглашениям, указав при этом, что ответственность получателя средств субсидии предусмотрена за недостижение показателей результативности, а не за неправильное оформление документов.
Отменяя решение суда первой инстанции в части и удовлетворяя исковые требования частично, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Исходя из содержания статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежит обязательному регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующими предоставление данных субсидий, при строгом соблюдении требований федерального законодательства (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 88-АПГ17-10).
При этом в силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Как следует из материалов дела, правоотношения сторон возникли из соглашений от 05.07.2019 N 07-2019-64 и N 07-2019-65 о предоставлении субсидии, заключенных в соответствии с условиями Порядка предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию проектов и мероприятий в сфере туризма, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 22.11.2017 N 870-ПП.
В соответствии с пунктом 5 Порядка (здесь и далее в редакции, действующей с 28.04.2019 по 11.06.2020) предоставление субсидий организациям осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству, по результатам конкурса на предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее - некоммерческие организации), на реализацию проектов и мероприятий в сфере туризма (далее - конкурс).
Согласно пункту 4 Порядка исполнительным органом государственной власти Свердловской области, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доводятся в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств, является Министерство инвестиций и развития Свердловской области.
Исходя из пункта 7 Порядка субсидии предоставляются на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг с последующим подтверждением использования субсидий в соответствии с условиями и (или) целями их предоставления.
При этом субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Министерством и организацией в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утверждаемой Министерством финансов Свердловской области (пункт 20 Порядка).
В соглашении предусматривается обязательство организации по достижению показателей результативности использования субсидии, устанавливается порядок, форма и сроки предоставления организацией отчетности об использовании субсидии и достижении показателей результативности (пункт 21 Порядка).
Согласно пункту 23 Порядка средства субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.Нецелевое использование средств субсидии влечет применение мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В случае если организацией по состоянию на 1 января текущего финансового года допущено нарушение обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением, организация обеспечивает возврат субсидии в доход областного бюджета в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
При невозврате субсидии в срок, указанный в части первой настоящего пункта, Министерство принимает меры по взысканию подлежащих возврату средств субсидии в областной бюджет в судебном порядке.
Размер средств субсидии, подлежащих возврату, определяется в зависимости от достижения уровня установленных значений показателей результативности использования субсидии и рассчитывается по формуле:
V = (S x kv / 100%), где:
V - размер средств субсидии, подлежащих возврату в доход областного бюджета;
S - размер субсидии, выданной организации;
kv - процент возврата субсидии, который определяется по формуле:
kv = 100% - ((k1 + k2 +... + ki) / n), где:
k1 + k2 +... + ki - процент фактически достигнутого значения показателя результативности использования средств субсидии от планового. В случае перевыполнения фактического значения показателя результативности использования средств субсидии от планового учитывается 100-процентный результат его выполнения;
n - количество показателей результативности использования средств субсидии, предусмотренных соглашением (пункт 24 Порядка).
Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии, предоставленной организации в отчетном финансовом году, подлежит возврату в областной бюджет в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года (пункт 25 Порядка).
Министерство и органы государственного финансового контроля Свердловской области проводят обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий. При выявлении Министерством или органами государственного финансового контроля Свердловской области нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 календарных дней со дня получения соответствующего требования. При невозврате субсидии в указанный срок Министерство принимает меры по взысканию подлежащих возврату в областной бюджет средств субсидии в судебном порядке (пункт 28 Порядка).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе договоры от 01.07.2019 N 1291, от 16.07.2019 N 1279, от 16.07.2019 N 1280, от 05.08.2019 N 1292, от 05.08.2019 N 1293, от 16.07.2019 N 1278, заключенные организацией "ЛингваНова" с организацией "Единая промышленная карта", договор от 05.07.2019 N 0507/2019, платежное поручение от 22.01.2020 N 7, счет N 1291, акт выполненных работ от 27.12.2019 N 1279, платежное поручение от 17.07.2019 N 82, счет от 16.07.2019 N 1279, акт выполненных работ по договору от 05.08.2019 N 1292, счет от 05.08.2019 N 1292, акт от 01.09.2019, платежное поручение от 17.07.2019 N 81, счет от 16.07.2019 N 1278, договор от 01.08.2019 N 201, заключенный организацией "ЛингваНова" с индивидуальным предпринимателем Гамарц Артемом Сергеевичем, письмо-отчет N 15/25.12.19, договор от 01.07.2019 N 260, заключенный организацией "ЛингваНова" с обществом с ограниченной ответственностью "Хорус", платежное поручение от 12.07.2019 N 79, справки о количестве принятых экскурсантов, рекламные объявления, договор от 18.07.2019 N 18/1, заключенный организацией "ЛингваНова" с обществом с ограниченной ответственностью "Урал для школы", акт выполненных работ по договору от 18.07.2019 N 18/1, счет от 18.07.2019 N 18/1, письмо организации "Единая промышленная карта" N 17/25.12.2019, договор от 18.07.2019 N 73, заключенный организацией "ЛингваНова" с обществом с ограниченной ответственностью "Конгрессно-выставочный центр", договор от 09.07.2019 N 41, заключенный организацией "ЛингваНова" с автономной некоммерческой организацией Центр независимой оценки качества и общественной аккредитации образовательных организаций "Экспертиза Плюс", акт выполненных работ к договору от 09.07.2019 N 41, приказы от 09.09.2019 N 11, от 03.11.2019 N 14, от 20.12.2019 N 15, переписку сторон, проанализировав положения соглашений от 05.07.2019 N 07-2019-64 и N 07-2019-65, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что средства, предоставленные организации "ЛингваНова" по вышеперечисленным соглашениям, частично использованы не на установленные цели, частично - с недостижением показателей результативности.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о недостижении ответчиком необходимых показателей результативности и нецелевом расходовании средств субсидии при выполнении следующих мероприятий, предусмотренных соглашением от 05.07.2019 N 07-2019-65:
- "Подготовка материалов для презентации проекта "День без турникета" на выставке Иннопром 2019 и в территориальных органах управления образования Свердловской области (печатная продукция)" (заявленный необходимый объем средств - 200 000 руб.);
- "Доработка системы автоматической регистрации сайта httр://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 107 500 руб.);
- "Ежемесячное (июль - декабрь 2019 года) администрирование системы автоматических рассылок и онлайн отчетности по количеству и качественному составу участников проекта http://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 330 000 руб.);
- "Подготовка и размещение в школах области информационных карт о проекте http://деньбезтурникета.рф" ((заявленный необходимый объем средств - 140 000 руб.);
- "Проведение презентационных мероприятий проекта" (заявленный необходимый объем средств - 50 000 руб.);
- "Обеспечение деятельности волонтеров проекта" (заявленный необходимый объем средств - 50 000 руб.)
Так, судом установлено и материалами дела подтверждено, что в отношении мероприятия "Подготовка материалов для презентации проекта "День без турникета" на выставке Иннопром 2019 и в территориальных органах управления образования Свердловской области (печатная продукция)" (заявленный необходимый объем средств - 200 000 руб.) установлены следующие показатели результативности: изготовление рекламных листовок "День без турникета" (не менее 11 000 шт.), выпуск не менее 15 публикаций в СМИ; в качестве подтверждения целевого использования бюджетных средств и достижения показателей результативности организацией "ЛингваНова" представлен договор от 01.07.2019 N 1291, заключенный с организацией "Единая промышленная карта", оплата по которому была произведена 05.08.2019 (70 000 руб.) и 22.01.2020 (100 000 руб.).
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи", утвержденным Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 16.10.2000 N 92н, Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утвержденным Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.05.1999 года N 33н, правомерно отклонил доводы Министерства о том, что оплата 100 000 руб. произведена в 2020 году в нарушение установленного порядка, поскольку пунктом 5.3.2. соглашения N 07-2019-65 установлена обязанность ответчика обеспечить использование субсидии в срок до 30.12.2019, в силу того, что при отсутствии в нормативных правовых актах и соглашении сторон раскрытия значения понятия "использование субсидии" расходы (использование бюджетных средств) в соответствии с правилами бухгалтерского учета осуществлены организацией "ЛингваНова" в момент их признания, то есть в 2019 году, кассовое исполнение в 2020 году не может свидетельствовать о нарушении пункта 5.3.2. соглашения N 07-2019-65 и необходимости применения пункта 25 Порядка.
Между тем суд установил, что показатель эффективности при выполнении указанного мероприятия организацией "ЛингваНова" не достигнут, поскольку рекламные листовки изготовлены с указанием на рекламораспространителя - организацию "Единая промышленная карта", вследствие чего не могут являться доказательством достижения результата именно ответчиком, при показателе результативности "не менее 15 публикаций в СМИ" фактически размещены только 5 публикаций, из представленных 42 ссылок о публикациях в СМИ 6 ссылок не работают, 25 публикаций размещены не в СМИ. Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, доказательств наличия в смете проекта денежных средств на реализацию указанного мероприятия, а также фактического расходования денежных средств материалы дела не содержат (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того по результатам оценки представленных в материалы дела договора от 05.07.2019 N 0507/2019, скриншота видеоролика, суд правомерно установил, что средства в сумме 30 000 руб., направленные на изготовление видеоролика, потрачены получателем субсидии нецелевым образом, поскольку мероприятие "Подготовка материалов для презентации проекта "День без турникета" на выставке Иннопром 2019 и в территориальных органах управления образования Свердловской области (печатная продукция)" предполагало изготовление только рекламных листовок, более того, видеоролик изготовлен не для презентации проекта "День без турникета", а в рамках мероприятия "Технологическая карта проведения урока для учителя".
На основании изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, что в отношении вышеуказанного мероприятия 30 000 руб. субсидии израсходованы не по целевому назначению, 170 000 руб. - с недостижением показателя результативности.
В отношении мероприятия "Доработка системы автоматической регистрации сайта httр://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 107 500 руб.) суд сделал верный вывод о том, что показатель результативности использования субсидии ответчиком не был достигнут.
Так, показателем результативности по данному мероприятию является оказание услуг по обеспечению формирования пула предприятий - участников портала httр://деньбезтурникета.рф (создание на сайте деньбезтурникета.рф автоматической платформы информирования экскурсантов и объектов показа об утвержденной экскурсии через электронную почту и смс-уведомление).
Судом установлено и из представленных в материалы дела договора от 16.07.2019 N 1279, заключенного с организацией "Единая промышленная карта" на сумму 107 500 руб., акта выполненных работ от 27.12.2019 N 1279, платежного поручения от 17.07.2019 N 82, счета от 16.07.2019 N 1279 достижение показателей результативности не усматривается, из переписки сторон следует, что итоговый результат отличается от заявленного, отсутствуют доказательства оказания услуг по обеспечению создания пула предприятий - участников портала, а также создания на сайте деньбезтурникета.рф автоматической платформы информирования экскурсантов и объектов показа об утвержденной экскурсии через электронную почту и смс-уведомления, из содержания соглашения от 26.12.2019 N 1551, заключенного Министерством образования и молодежной политики Свердловской области с организацией "Единая промышленная карта", усматривается, что реализация мероприятия осуществлена организацией "Единая промышленная карта".
Исходя из вышеизложенного вывод суда о недостижении ответчиком показателей эффективности в рамках указанного мероприятия является обоснованным.
В отношении мероприятия "Ежемесячное (июль - декабрь 2019 года) администрирование системы автоматических рассылок и онлайн отчетности по количеству и качественному составу участников проекта http://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 330 000 руб.) суд апелляционной инстанции также правомерно пришел к выводу о недостижении показателей результативности - формирование списка участников проекта в количестве более 50 000 жителей Свердловской области (из них 30 000 - учащиеся общеобразовательных организаций, 15 000 семейные туристы, 5000 - туристы из соседних регионов).
В подтверждение расходования средств организацией "ЛингваНова" были представлены договор от 01.07.2019 N 260, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Хорус" на сумму 55 220 руб. (администрирование ресурса в июле 2019 года), договор от 01.08.2019 N 201, заключенный с индивидуальным предпринимателем Гамарц А.С. на сумму 275 000 руб. (администрирование ресурса в период август - декабрь 2019 года), платежное поручение от 12.07.2019 N 79, информационное письмо о замене назначения платежа.
Вместе с тем судом установлено и материалами дела подтверждено, что организацией "ЛингваНова" вышеуказанный список участников проекта не представлен; представленные справки о количестве принятых экскурсантов, рекламные объявления свидетельствуют о том, что экскурсанты приняты компаниями в рамках профориентационной программы "Единая промышленная карта" и акции "День без турникета" по лимитам программы "Единая промышленная карта", в то время как субсидия предоставлена в целях реализации подпрограммы "Развитие туризма", а не профориентации и патриотического воспитания, ряд справок не содержат указания на должностное лицо, их подписавшего, что не может свидетельствовать о достижении показателей результативности и целевом расходовании средств субсидии.
В отношении мероприятия "Подготовка и размещение в школах области информационных карт о проекте http://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 140 000 руб.) судом апелляционной инстанции сделан верный вывод о том, что из представленных в материалы дела договора от 18.07.2019 N 18/1, заключенного организацией "ЛингваНова" с обществом с ограниченной ответственностью "Урал для школы", счета от 18.07.2015 N 18/1 не представляется возможным сделать вывод о целевом и эффективном расходовании средств субсидии и достижении целевого показателя результативности, поскольку отсутствует информация каким образом и где осуществлялось распространение информационных карт, отсутствует информация о фактическом распространении информационных карт в школах, из содержания счета усматривается информация о подготовке и размещении информационных карт в количестве "1", а не 1 500 информационных карт, образец изготовленной информационной карты содержит информацию о проведении акции "День без турникета" организацией "Единая промышленная карта", а не ответчиком. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В отношении мероприятия "Проведение презентационных мероприятий проекта" (заявленный необходимый объем средств - 50 000 руб.) суд апелляционной инстанции обоснованно поддержал доводы Министерства о том, что представленные в материалы дела первичные отчетные документы, акт выполненных работ, счет от 05.08.2019 N 1292 содержат информацию о проведении презентационных мероприятий в количестве 1 (тогда как средства субсидии должны были быть направлены на проведение 5 презентационных мероприятий), доказательств, подтверждающих направление средств субсидии и реально произведенные затраты на родительских собраниях в школах, на выставке Иннопром 2019, на "Августовских чтениях в Экспо", на конференции в УРГЭУ-СИНХ, форуме "Педагоги России", форуме "Сообщество" в Москве в материалы дела не представлено, вследствие чего фактически достигнутое значение показателя составило 20 %.
В подтверждение расходования средств в рамках мероприятия "Обеспечение деятельности волонтеров проекта" (заявленный необходимый объем средств - 50 000 руб.) организацией "ЛингваНова" представлен договор от 05.08.2019 N 1293, заключенный с организацией "Единая промышленная карта" на сумму 50 000 руб., письмо от 18.03.2020 о том, что 8 400 руб. были направлены на оплату услуг организации "Единая промышленная карта", письмо организации "Единая промышленная карта" N 17/25.12.2019.
Суд апелляционной инстанции правомерно установил, что указанные документы не обладают признаками относимости и допустимости (статьи 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), более того, не содержат информацию о датах организации питания, расходных документах, договорах, заключенных с организациями общественного питания, и, учитывая факт длящегося характера проведения акции "День без турникета", а также принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют любые доказательства фактического расходования средств по указанному направлению, сделал верный вывод о недостижении показателя результативности и нецелевом расходовании средств.
Суд кассационной инстанции также соглашается с выводами суда апелляционной инстанции относительно достигнутых ответчиком значений показателей результативности использования субсидии при выполнении мероприятий, предусмотренных соглашением от 05.07.2019 N 07-2019-64, и произведенной судом оценкой соответствия использования субсидии целям ее предоставления.
Так, судом установлено и из материалов дела следует, что в подтверждение достижения показателей результативности и целевого расходования средств в рамках мероприятия "Подготовка технологических карт для 500 педагогов проекта "Открытый курс повышения квалификации для учителей окружающего мира, географии, истории Урала, английского языка и классных руководителей "Урал для школы" (заявленный необходимый объем средств - 300 000 руб.) ответчиком представлены договор от 18.07.2019 N 73, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Конгрессно-выставочный центр", договор от 09.07.2019 N 41, заключенный с организацией "Экспертиза Плюс".
Вместе с тем из акта выполненных работ к договору от 09.07.2019 N 41 следует, что организации "ЛингваНова" была оказана услуга по независимой оценке методических материалов по направлению "Образовательный туризм в рамках подготовки технологических карт" на сумму 100 000 руб., не предусмотренная соглашением от 05.07.2019 N 07-2019-64, вследствие чего суд сделал вывод о нецелевом использовании указанной суммы.
Суд апелляционной инстанции также установил, что в рамках данного мероприятия 100 000 руб. субсидии использованы в соответствии с целью мероприятия на основании договора от 18.07.2019 N 73, что подтверждается приказами от 09.09.2019 N 11, от 03.11.2019 N 14, от 20.12.2019 N 15 о выплате денежных средств работникам за работу по созданию технологических карт, вместе с тем выплата главному бухгалтеру в сумме 6 000 руб., была правомерно признана судом нецелевым расходованием средств, поскольку главный бухгалтер участия в создании технологических карт не принимала.
В отношении мероприятий "Проведение очного этапа обучения для 600 участвующих в проекте педагогов" (заявленный необходимый объем средств - 55 000 руб.), "Изготовление удостоверений о прохождении курса повышения квалификации" (заявленный необходимый объем средств - 36 000 руб.) суд обоснованно пришел к выводу о нецелевом расходовании средств в сумме 4 800 руб., направленных на изготовление полиграфической продукции, образец которой не представлен в материалы дела; а также о наличии у ответчика обязанности по возврату в бюджет неиспользованного остатка субсидии в сумме 4 000 руб.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом установлены следующие значения показателей достижения результативности:
- проведение трехмесячного 72-часового обучения в очном и дистанционном формате 500 педагогов проекта из Свердловской области (показатель результативности достигнут, что подтверждается списком участников, состоящим из 662 педагогов Свердловской области);
- проведение отдельного курса для 100 педагогов из других регионов с последующей организацией каждым обученным педагогом не менее 1 экскурсионного выезда на территорию Свердловской области с группой школьников (показатель результативности составил 53 %, поскольку обучающий курс проведен для 53 педагогов);
- проведение курса для 50 учителей английского языка с последующей организацией каждым обученным педагогом не менее одной очной экскурсии на территории Свердловской области на английском языке с группой школьников (доказательства достижения показателя результативности не представлены);
- проведение аттестации педагогов - участников проекта (показатель результативности составил 24,5 %, поскольку аттестация проведена в отношении 147 педагогов при общем количестве в 600 человек);
- подготовка удостоверений о прохождении курса повышения квалификации (доказательства достижения показателя результативности не представлены, в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о выполнении мероприятия иным лицом);
- проведение не менее 10 вебинаров (показатель результативности составил 10%, поскольку материалами дела подтверждено проведение 1 вебинара).
В отношении иных мероприятий, предусмотренных соглашениями от 05.07.2019 N 07-2019-64 и N 07-2019-65, по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции сделаны выводы о достижении показателей результативности и целевом расходовании средств. Кассационная жалоба не содержит возражений относительно обоснованности указанных выводов суда.
Вместе с тем суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из содержания обжалуемого постановления, суд апелляционной инстанции в итоговом расчете суммы средств, подлежащих возврату в связи с нецелевым использованием субсидии, указывает, что возврату подлежит сумма 153 200 руб., в том числе 114 800 руб. по соглашению N 07-2019-65 и 38 400 руб. по соглашению N 07-2019-64.
Вместе с тем с учетом установленных фактических обстоятельств дела суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при расчете указанной суммы судом апелляционной инстанции допущена ошибка: сумма средств в размере 114 800 руб. относится к соглашению N 07-2019-64, в сумму средств 38 400 руб., относящуюся к соглашению N 07-2019-65 не включена сумма 140 000 руб., расходование которой в рамках мероприятия "Подготовка и размещение в школах области информационных карт о проекте http://деньбезтурникета.рф" признано судом нецелевым.
Кроме того, суд апелляционной инстанции в мотивировочной части обжалуемого постановления ссылается на применение при расчете средств субсидии, подлежащей возврату в связи с недостижением установленного в соглашениях уровня значений показателей результативности, формулы расчета, изложенной в пункте 25 Порядка в редакции от 04.06.2020, а именно:
V = (S x kv / 100%) x 0,1, где:
V - размер средств субсидии, подлежащих возврату в доход областного
бюджета;
S - размер субсидии, выданной НКО;
kv - процент возврата субсидии, который определяется по формуле:
kv = 100% - ((k1 + k2 +... + ki) / n), где:
k1 + k2 +... + ki - процент фактически достигнутых значений показателей,
необходимых для достижения результата предоставления субсидии, от плановых значений показателей, установленных в соглашении. В случае перевыполнения фактического значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, от планового показателя учитывается 100-процентный результат его выполнения;
n - общее количество показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, предусмотренных соглашением.
При этом из материалов дела следует, что соглашения N 07-2019-64 и N 07-2019-65 заключены 05.07.2019 в соответствии с условиями Порядка в редакции, действующей с 28.04.2019 по 11.06.2020, Министерство в обоснование требований, изложенных в исковом заявлении, также ссылается на положения Порядка в предыдущей редакции.
В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции должны быть указаны, в том числе, обстоятельства дела, установленные арбитражным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
В нарушение указанных требований обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции не содержит мотивов, по которым суд не применяет к правоотношениям, возникшим из соглашений от 05.07.2019, Порядок в редакции, действовавшей на момент их заключения, на положения которой ссылается истец в обоснование своих требований, а также мотивов, по которым подлежит применению формула расчета, изложенная в пункте 25 Порядка в редакции от 04.06.2020.
Вместе с тем из содержания обжалуемого постановления следует, что при расчете средств субсидии, подлежащей возврату в связи с недостижением установленного в соглашениях уровня значений показателей результативности, суд, не произведя умножение получившегося в скобках значения на 0,1, фактически применил формулу расчета, изложенную в пункте 24 Порядка в редакции, действующей с 28.04.2019 по 11.06.2020, а именно:
V = (S x kv / 100%), где:
V - размер средств субсидии, подлежащих возврату в доход областного бюджета;
S - размер субсидии, выданной организации;
kv - процент возврата субсидии, который определяется по формуле:
kv = 100% - ((k1 + k2 +... + ki) / n), где:
k1 + k2 +... + ki - процент фактически достигнутого значения показателя результативности использования средств субсидии от планового. В случае перевыполнения фактического значения показателя результативности использования средств субсидии от планового учитывается 100-процентный результат его выполнения;
n - количество показателей результативности использования средств субсидии, предусмотренных соглашением
При этом суд апелляционной инстанции при применении указанной формулы из суммы предоставленной ответчику субсидии произвел вычет суммы средств, потраченных нецелевым образом, в то время как ни пункт 24 Порядка в редакции, действующей с 28.04.2019 по 11.06.2020, ни пункт 25 Порядка в редакции от 04.06.2020 не предусматривают осуществление такого вычета.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела неправильно применены нормы материального права, а именно Порядка предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее - некоммерческие организации), на реализацию проектов и мероприятий в сфере туризма, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 22.11.2017 N 870-ПП.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При этом согласно части 2 указанной статьи неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
На основании изложенного, принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, не указаны мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые сослались лица, участвующие в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене в соответствии с частями 1-3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду необходимо с учетом фактических обстоятельств дела определить законы и иные нормативные правовые акты, подлежащие применению при рассмотрении настоящего дела, принимая во внимание доводы и возражения лиц, участвующих в деле, правильно применить нормы материального права с указанием мотивов, по которым суд не применяет законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылаются лица, участвующие в деле, и рассмотреть дело в соответствии с требованиями действующего законодательства и сложившейся судебной практики.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2020 по делу N А60-18347/2020 Арбитражного суда Свердловской области отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции должны быть указаны, в том числе, обстоятельства дела, установленные арбитражным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
В нарушение указанных требований обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции не содержит мотивов, по которым суд не применяет к правоотношениям, возникшим из соглашений от 05.07.2019, Порядок в редакции, действовавшей на момент их заключения, на положения которой ссылается истец в обоснование своих требований, а также мотивов, по которым подлежит применению формула расчета, изложенная в пункте 25 Порядка в редакции от 04.06.2020."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 февраля 2021 г. N Ф09-8454/20 по делу N А60-18347/2020
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8454/20
24.03.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10644/20
08.02.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8454/20
02.11.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10644/20
11.08.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-18347/20