Екатеринбург |
|
09 июля 2021 г. |
Дело N А60-18347/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Татариновой И.А., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации дополнительного образования "ЛингваНова" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А60-18347/2020 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
автономной некоммерческой организации дополнительного образования "ЛингваНова" - Бачурин А.Н. (доверенность от 13.10.2020);
Министерства инвестиций и развития Свердловской области - Завьялова Н.А. (доверенность от 02.04.2021 N 25).
Министерство инвестиций и развития Свердловской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с автономной некоммерческой организации дополнительного образования "ЛингваНова" (далее - ответчик, АНОДО "ЛингваНова") субсидии в сумме 2 059 500 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2020 решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2020 по делу N А60-18347/2020 отменено в части, резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Заявленные требования удовлетворить частично. Взыскать с автономной некоммерческой организации дополнительного образования "ЛингваНова" в пользу Министерства инвестиций и развития Свердловской области 1 195 259,76 руб. Взыскать с автономной некоммерческой организации дополнительного образования "ЛингваНова" в доход федерального бюджета госпошлину по иску и апелляционной жалобе в сумме 27 953 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказать".
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 08.02.2021 постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2020 по делу N А60-18347/2020 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2020 по делу N А60-18347/2020 отменено в части, резолютивная часть изложена в следующей редакции: Заявленные требования удовлетворить частично. Взыскать с автономной некоммерческой организации дополнительного образования "ЛингваНова" в пользу Министерства инвестиций и развития Свердловской области 1 195 259 руб. 76 коп. Взыскать с автономной некоммерческой организации дополнительного образования "ЛингваНова" в доход федерального бюджета госпошлину по иску и апелляционной жалобе в сумме 27 953 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказать".
В кассационной жалобе АНОДО "ЛингваНова", ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований частично в сумме 412 205 руб. 30 коп.
Так, заявитель жалобы полагает, что возврат средств субсидий в случае недостижения получателем субсидий показателей результативности, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий, является мерой ответственности, что, по мнению АНОДО "ЛингваНова", соответствует положениям пункта 24 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию проектов и мероприятий в сфере туризма, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области, в редакции от 25.04.2019 и пункта 25 указанного Порядка в редакции от 04.06.2020. Как указывает заявитель жалобы, поскольку на момент изменения законодательства и начала действия смягчающего ответственность ответчика Порядка в редакции от 04.06.2020 отсутствовали вступившие в законную силу решения судов, устанавливающие факты нарушения ответчиком условий использования субсидий и размер подлежащих возврату средств субсидий, то, по мнению заявителя, необходимо применять именно пункт 25 указанного Порядка в редакции от 04.06.2020.
Кроме того, АНОДО "ЛингваНова" считает ссылку суда на определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-9296 несостоятельной, поскольку изложенная судом в указанном определении правовая позиция не применима к рассматриваемому спору в части определения применимого порядка возврата средств субсидии.
Помимо прочего, заявитель жалобы приводит собственный расчет требований, согласно которому размер подлежащих возврату субсидий составляет 412 205 руб. 30 коп.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Постановлением Правительства Свердловской области от 17.11.2014 N 1002-ПП утверждена государственная программа Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года" (далее - государственная программа), в рамках которой утверждена подпрограмма "Индустрия туризма".
В целях реализации вышеуказанной государственной программы Правительством Свердловской области разработан Порядок предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее - некоммерческие организации), на реализацию проектов и мероприятий в сфере туризма, утвержденный Постановлением от 22.11.2017 N 870-ПП (далее - Порядок).
В соответствии условиями Порядка между Министерством инвестиций и развития Свердловской области (Главный распорядитель) и АНОДО "ЛингваНова" (получатель) заключены:
- соглашение от 05.07.2019 N 07-2019-65 о предоставлении субсидии из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию проектов и мероприятий в сфере туризма (далее - соглашение N 07-2019-65) о предоставлении субсидии в сумме 917 500 руб.;
- соглашение от 05.07.2019 N 07-2019-64 о предоставлении субсидии в размере 571 000 руб. (далее - соглашение N 07-2019-64).
По условиям соглашения N 07-2019-65 министерство предоставило субсидию в сумме 917 500 руб., а АНОДО "ЛингваНова" обязалась направить полученные средства на реализацию заявленного на конкурс проекта открытых экскурсий на производственные предприятия Свердловской области "День без турникета" с достижением показателей результативности (пункты 5.3.1, 5.3.5 соглашения N 07-2019-65).
Приложением N 1 к соглашению N 07-2019-65 установлены следующие мероприятия:
- "Подготовка материалов для презентации проекта "День без турникета" на выставке Иннопром 2019 и в территориальных органах управления образования Свердловской области (печатная продукция)" (заявленный необходимый объем средств - 200 000 руб.);
- "Доработка системы автоматической регистрации сайта http://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 107 500 рублей);
- "Ежемесячное (июль - декабрь 2019 года) администрирование ресурса http://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 40 000 руб.);
- "Ежемесячное (июль - декабрь 2019 года) администрирование системы автоматических рассылок и онлайн отчетности по количеству и качественному составу участников проекта http://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 330 000 руб.);
- "Подготовка и размещение в школах области информационных карт о проекте http://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 140 000 руб.);
- "Проведение презентационных мероприятий проекта" (заявленный необходимый объем средств - 50 000 руб.);
- "Обеспечение деятельности волонтеров проекта" (заявленный необходимый объем средств - 50 000 руб.).
По условиям соглашения N 07-2019-64 министерство предоставило субсидию в сумме 571 000 руб., а АНОДО "ЛингваНова" обязалась направить полученные средства на реализацию заявленного на конкурс проекта "Открытый курс повышения квалификации для учителей окружающего мира, географии, история Урала, английского языка и классных руководителей "Урал для школы" (далее - мероприятие) с достижением показателей результативности (пункты 5.3.1, 5.3.5 соглашения N 07-2019-64).
Приложением N 1 к соглашению N 07-2019-64 установлены следующие мероприятия:
- "Подготовка технологических карт для 500 педагогов проекта "Открытый курс повышения квалификации для учителей окружающего мира, географии, истории Урала, английского языка и классных руководителей "Урал для школы" (заявленный необходимый объем средств - 300 000 руб.);
- "Разработка системы регистрации экскурсий" по программе "Урал для школы" (заявленный необходимый объем средств - 80 000 руб.);
- "Ежемесячное пилотное администрирование ресурса" (заявленный необходимый объем средств - 30 000 руб.);
- "Проведение очного этапа обучения для 600 участвующих в проекте педагогов (заявленный необходимый объем средств - 55 000 руб.);
- "Проведение и техническое сопровождение вебинаров проекта" (заявленный необходимый объем средств - 20 000 руб.);
- "Проведение аттестации педагогов-участников проекта" (заявленный необходимый объем средств - 50 000 руб.);
- "Изготовление удостоверений о прохождении курса повышении квалификации" (заявленный необходимый объем средств - 36 000 руб.).
С целью обеспечения контроля над соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидии из областного бюджета по соглашениям N 07-2019-64 и N 07-2019-65 министерством проведена проверка АНОДО "ЛингваНова", в ходе которой обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о нецелевом расходовании бюджетных средств и недостижении целевого показателя результативности, что отражено в соответствующих справках.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком содержащегося требования о возврате субсидий в предоставленных денежной суммы в размере 2 059 500 руб., истец обратился с настоящим исковым заявлением.
Принимая во внимание фактическое достижение ответчиком результата по соглашениям, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, отметив, что ответственность предусмотрена за недостижение результата, а не за неправильное оформление документов.
Отменяя решение суда первой инстанции в части, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Согласно абзацу 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из анализа приведенных норм следует, что порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежит обязательному регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление данных субсидий, при строгом соблюдении требований федерального законодательства.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль над соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Как следует из материалов дела, правоотношения сторон возникли из соглашений от 05.07.2019 N 07-2019-64 и N 07-2019-65 о предоставлении субсидии, заключенных в соответствии с условиями Порядка предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию проектов и мероприятий в сфере туризма, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 22.11.2017 N 870-ПП.
Предоставление субсидий организациям осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству, по результатам конкурса на предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию проектов и мероприятий в сфере туризма (далее - конкурс) (пункт 5 Порядка).
Субсидии предоставляются на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг с последующим подтверждением использования субсидий в соответствии с условиями и (или) целями их предоставления (пункт 7 Порядка).
Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Министерством и организацией в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утверждаемой Министерством финансов Свердловской области (далее - соглашение) (пункт 20).
Соглашение заключается в течение 20 рабочих дней со дня принятия конкурсной комиссией решения о предоставлении субсидии участнику конкурса.
В соглашении предусматривается обязательство организации по достижению показателей результативности использования субсидии, устанавливается порядок, форма и сроки предоставления организацией отчетности об использовании субсидии и достижении показателей результативности (пункт 21).
Согласно пункту 22 перечисление субсидии осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента заключения соглашения на расчетный счет организации, открытый в кредитной организации.
В соответствии с пунктом 23 Порядка средства субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Нецелевое использование средств субсидии влечет применение мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В случае если организацией по состоянию на 1 января текущего финансового года допущено нарушение обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением, организация обеспечивает возврат субсидии в доход областного бюджета в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года. При невозврате субсидии в срок, указанный в части первой настоящего пункта, Министерство принимает меры по взысканию подлежащих возврату средств субсидии в областной бюджет в судебном порядке (пункт 24 Порядка).
Размер средств субсидии, подлежащих возврату, определяется в зависимости от достижения уровня установленных значений показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, и рассчитывается по формуле:
V = S x kv / 100%, где:
V - размер средств субсидии, подлежащих возврату в доход областного бюджета;
S - размер субсидии, выданной организации;
kv - процент возврата субсидии, который определяется по формуле:
kv = 100% - ((k1 + k2 +... + ki) / N ), где:
k1 + k2 +... + ki - процент фактически достигнутого значения показателя результативности использования средств субсидии от планового. В случае перевыполнения фактического значения показателя результативности использования средств субсидии от планового учитывается 100-процентный результат его выполнения;
N - количество показателей результативности использования средств субсидии, предусмотренных соглашением (пункт 24 Порядка).
Неиспользованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии, предоставленной организации в отчетном финансовом году, подлежит возврату в областной бюджет в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года (пункт 25 Порядка).
Министерство и органы государственного финансового контроля Свердловской области проводят обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий. При выявлении министерством или органами государственного финансового контроля Свердловской области нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 календарных дней со дня получения соответствующего требования. При невозврате субсидии в срок, указанный в части первой названного пункта, министерство принимает меры по взысканию подлежащих возврату в областной бюджет средств субсидии в судебном порядке (пункт 28 Порядка).
Как установлено судом, из приложения N 1 к соглашению N 07-2019-65 в отношении мероприятия "Подготовка материалов для презентации проекта "День без турникета" на выставке Иннопром 2019 и в территориальных органах управления образования Свердловской области (печатная продукция)" (заявленный необходимый объем средств - 200 000 руб.) установлены следующие показатели результативности: изготовление рекламных листовок "День без турникета" (не менее 11 000 шт.), выпуск не менее 15 публикаций в СМИ.
При исследовании фактических обстоятельств судом выявлено, что показатель эффективности при выполнении указанного мероприятия АНОДО "ЛингваНова" не достигнут, поскольку рекламные листовки изготовлены с указанием на рекламораспространителя - организацию "Единая промышленная карта", вследствие чего не могут являться доказательством достижения результата именно ответчиком, при показателе результативности "не менее 15 публикаций в СМИ" фактически размещены только 5 публикаций, из представленных 42 ссылок о публикациях в СМИ 6 ссылок не работают, 25 публикаций размещены не в СМИ.
Исходя из вышеизложенного вывод суда о недостижении ответчиком показателей эффективности в рамках указанного мероприятия является обоснованным.
Отклоняя доводы министерства о том, что оплата в сумме 100 000 руб. произведена в 2020 году в нарушение установленного порядка, поскольку пунктом 5.3.2 соглашения N 07-2019-65 установлена обязанность ответчика обеспечить использование субсидии в срок до 30.12.2019, руководствуясь положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи", утвержденным Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 16.10.2000 N 92н, положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999 N 33н, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что при отсутствии в нормативных правовых актах и соглашении сторон раскрытия значения понятия "использование субсидии" расходы (использование бюджетных средств) в соответствии с правилами бухгалтерского учета осуществлены АНОДО "ЛингваНова" в момент их признания, то есть в 2019 году, кассовое исполнение в 2020 году не может свидетельствовать о нарушении пункта 5.3.2 соглашения N 07-2019-65 и необходимости применения пункта 25 Порядка. При этом апелляционный суд согласился с доводами истца о том, что средства в сумме 30 000 руб., направленные на изготовление видеоролика по договору от 05.07.2019 N 0507/2019, потрачены получателем субсидии нецелевым образом, 170 000 руб. - с недостижением показателя результативности.
Относительно мероприятия "Доработка системы автоматической регистрации сайта http://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 107 500 руб.) апелляционный суд в отсутствие в материалах дела доказательств создания на сайте деньбезтурникета.рф автоматической платформы информирования экскурсантов и объектов показа об утвержденной экскурсии через электронную почту и смс-уведомления получателем субсидии правомерно пришел к выводу о недостижении показателя результативности использования субсидий.
В отношении расходования средств на мероприятие "Ежемесячное (июль - декабрь 2019 года) администрирование ресурса http://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 40 000 руб.), суд апелляционной инстанции, учитывая заключенный АНОДО "ЛингваНова" с Автономной некоммерческой организации Информационно-методический центр "Единая промышленная карта" договор от 16.07.2019 N 1280, доказательства его исполнения, не нашел оснований для возврата предоставленной ответчику субсидии в сумме 40 000 руб., поскольку показатель результативности достигнут.
В отношении мероприятия "Ежемесячное (июль - декабрь 2019 года) администрирование системы автоматических рассылок и онлайн отчетности по количеству и качественному составу участников проекта http://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 330 000 руб.) суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о недостижении показателей результативности - формирование списка участников проекта в количестве более 50 000 жителей Свердловской области (из них 30 000 - учащиеся общеобразовательных организаций, 15 000 семейные туристы, 5000 - туристы из соседних регионов).
В подтверждение расходования средств АНОДО "ЛингваНова" представлены договор от 01.07.2019 N 260, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Хорус" на сумму 55 220 руб. (администрирование ресурса в июле 2019 года), договор от 01.08.2019 N 201, заключенный с индивидуальным предпринимателем Гамарц А.С. на сумму 275 000 руб. (администрирование ресурса в период август - декабрь 2019 года), платежное поручение от 12.07.2019 N 79, информационное письмо о замене назначения платежа.
Вместе с тем судом установлено и материалами дела подтверждено, что АНОДО "ЛингваНова" вышеуказанный список участников проекта не представлен. Представленные справки о количестве принятых экскурсантов, рекламные объявления свидетельствуют о том, что экскурсанты приняты компаниями в рамках профориентационной программы "Единая промышленная карта" и акции "День без турникета" по лимитам программы "Единая промышленная карта", в то время как субсидия предоставлена в целях реализации подпрограммы "Развитие туризма", а не профориентации и патриотического воспитания, ряд справок не содержат указания на должностное лицо, их подписавшего, что не может свидетельствовать о достижении показателей результативности и целевом расходовании средств субсидии.
Относительно мероприятия "Подготовка и размещение в школах области информационных карт о проекте http://деньбезтурникета.рф" (заявленный необходимый объем средств - 140 000 руб.) судом апелляционной инстанции сделан верный вывод о том, что из представленных в материалы дела договора от 18.07.2019 N 18/1, заключенного АНОДО "ЛингваНова" с обществом с ограниченной ответственностью "Урал для школы", счета от 18.07.2015 N 18/1 не представляется возможным сделать вывод о целевом и эффективном расходовании средств субсидии и достижении целевого показателя результативности, поскольку отсутствует информация каким образом и где осуществлялось распространение информационных карт, отсутствует информация о фактическом распространении информационных карт в школах, из содержания счета усматривается информация о подготовке и размещении информационных карт в количестве "1", а не 1 500 информационных карт, образец изготовленной информационной карты содержит информацию о проведении акции "День без турникета" организацией "Единая промышленная карта", а не ответчиком. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По мероприятию "Проведение презентационных мероприятий проекта" (заявленный необходимый объем средств составил 50 000 руб.) судом установлено и материалами дела подтверждено, что в представленных первичных отчетных документах отсутствует информация о датах и местах проведения презентаций, в акте выполненных работ не указано количество проведенных мероприятий, при этом счет от 05.08.2019 N 1292 содержит информацию о проведении презентационных мероприятий в количестве "1", в то время как средства субсидии должны были быть направлены на проведение 5 презентационных мероприятий. В отсутствие иных документов, позволяющих сделать вывод о фактической реализации данного мероприятия, принимая во внимание, что презентационное мероприятие в рамках направления проведено одно и процент фактически достигнутых значений показателей составил 20%, суд пришел к выводу о неэффективном расходовании средств субсидии и недостижении показателя результативности.
По направлению "Обеспечение деятельности волонтеров проекта" (заявленный необходимый объем средств составил 50 000 рублей) суд апелляционной инстанции указал на отсутствие оснований для признания целевым использованием суммы 8 400 руб. В отношении оставшихся денежных средств судом принято во внимание вывод министерства о недостижении показателя результативности.
Суд кассационной инстанции также соглашается с выводами суда апелляционной инстанции относительно достигнутых ответчиком значений показателей результативности использования субсидии при выполнении мероприятий, предусмотренных соглашением от 05.07.2019 N 07-2019-64, и произведенной судом оценкой соответствия использования субсидии целям ее предоставления.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в подтверждение достижения показателей результативности и целевого расходования средств в рамках мероприятия "Подготовка технологических карт для 500 педагогов проекта "Открытый курс повышения квалификации для учителей окружающего мира, географии, истории Урала, английского языка и классных руководителей "Урал для школы" (заявленный необходимый объем средств - 300 000 руб.) ответчиком представлен договор от 18.07.2019 N 73, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Конгрессно-выставочный центр", а также договор от 09.07.2019 N 41, заключенный с организацией "Экспертиза Плюс".
Вместе с тем из акта выполненных работ к договору от 09.07.2019 N 41 следует, что АНОДО "ЛингваНова" оказана услуга по независимой оценке методических материалов по направлению "Образовательный туризм в рамках подготовки технологических карт" на сумму 100 000 руб., не предусмотренная соглашением от 05.07.2019 N 07-2019-64, вследствие чего суд сделал вывод о нецелевом использовании указанной суммы.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в рамках данного мероприятия 100 000 руб. субсидии использованы в соответствии с целью мероприятия на основании договора от 18.07.2019 N 73, что подтверждается приказами от 09.09.2019 N 11, от 03.11.2019 N 14, от 20.12.2019 N 15 о выплате денежных средств работникам за работу по созданию технологических карт, вместе с тем выплата главному бухгалтеру в сумме 6 000 руб. правомерно признана судом нецелевым расходованием средств, поскольку главный бухгалтер участия в создании технологических карт не принимала.
По мероприятию "Разработка системы регистрации экскурсий" по программе "Урал для школы" (заявленный необходимый объем средств 80 000 руб.) нецелевого использования бюджетных средств апелляционным судом не установлено.
В отношении мероприятий "Проведение очного этапа обучения для 600 участвующих в проекте педагогов" (заявленный необходимый объем средств - 55 000 руб.), "Изготовление удостоверений о прохождении курса повышения квалификации" (заявленный необходимый объем средств - 36 000 руб.) суд обоснованно пришел к выводу о нецелевом расходовании средств в сумме 4 800 руб., направленных на изготовление полиграфической продукции, образец которой не представлен в материалы дела, а также о наличии у ответчика обязанности по возврату в бюджет неиспользованного остатка субсидии в сумме 4 000 руб.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части достижения показателей результативности судом установлены следующие значения показателей достижения результативности:
- обучающий курс проведен для 53 педагогов (иные лица из списка педагогами не являются), соответственно, процент фактически достигнутых значений показателей составил 53%;
- проведение курса для 50 учителей английского языка с последующей организацией каждым обученным педагогом не менее одной очной экскурсии на территории Свердловской области на английском языке с группой школьников - недостижение показателей результативности;
- проведение аттестации педагогов - участников проекта - процент фактически достигнутых значений показателей составил 24,5%;
- подготовка удостоверений о прохождении курса повышения квалификации - не представлены доказательства выполнения указанного мероприятия;
- проведение не менее 10 вебинаров - процент фактически достигнутых значений показателей составил 10%.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что предоставленные АНОДО "ЛингваНова" средства частично использованы не на установленные цели, частично - с недостижением показателей результативности.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции правомерно признал выводы суда первой инстанции о том, что претензии истца основаны на ненадлежащем оформлении первичных документов при фактическом проведении мероприятий, предусмотренных соглашениями, ошибочными.
Таким образом, сумма денежных средств, подлежащих возврату в связи с нецелевым использованием субсидии, составила 153 200 руб., в том числе 114 800 руб. по соглашению N 07-2019-65 и 38 400 руб. по соглашению N 07-2019-64.
При этом суд апелляционной инстанции с учетом совокупности вышеуказанных норм верно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания штрафных санкций за недостижение показателей результативности, определяемых как 100% предоставленной субсидии, поскольку в указанной части заключенные между сторонами соглашения противоречат положением Порядка N 870-ПП, предусматривающем возникновение на стороне ответчика обязанности по возврату в бюджет ранее полученных денежных средств в сумме, определяемой по формуле, предусмотренной пунктом 24 Порядка.
Размер денежных средств, подлежащих возврату в бюджет в связи с недостижением показателей результативности их использования, составил 313 637 руб. 50 коп. по соглашению N 07-2019-64 и 728 422 руб. 26 коп. по соглашению N 07-2019-65, поскольку процент возврата субсидии по соглашению N 07-2019-64 составляет 68,75% (определяемый по шести показателям) и по соглашению N 07-2019-65 - 82,86% (по семи показателям), за исключением сумм, в отношении которых установлен факт нецелевого использования. Процент возврата субсидий сторонами не оспаривался.
Расчет размера подлежащих удовлетворению требований министерства верно произведен судом апелляционной инстанции в соответствии с формулой, изложенной в пункте 24 Порядка в редакции от 25.04.2019, то есть в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 25.04.2019 N 261-ПП, действовавшей в период с 28.04.2019 по 11.06.2020, действовавшей на момент заключения спорных соглашений от 05.07.2019 N 07-2019-64 и N 07-2019-65.
Отклоняя довод ответчика о том, что при определении размера подлежащих взысканию в пользу истца средств субсидий подлежит применению Порядок в редакции от 04.06.2020, апелляционный суд правомерно указал, что соответствующие положения указанного Порядка (и в редакции от 25.04.2019, и в редакции от 04.06.2020) определяют размер средств субсидии, подлежащих возврату, в зависимости от достижения уровня установленных значений показателей, что не является штрафными санкциями.
Руководствуясь статьями 1, 6, 78, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-9296, суд обоснованно признал, что к правоотношениям сторон подлежат применению нормы права, действующие в период заключения соглашения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в сумме 1 195 259 руб. 76 коп. и правомерно отменил решение суда первой инстанции на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции у суда кассационной инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Иная оценка заявителем фактических обстоятельств дела и иное толкование им положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А60-18347/2020 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу автономной некоммерческой организации дополнительного образования "ЛингваНова" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При исследовании фактических обстоятельств судом выявлено, что показатель эффективности при выполнении указанного мероприятия АНОДО "ЛингваНова" не достигнут, поскольку рекламные листовки изготовлены с указанием на рекламораспространителя - организацию "Единая промышленная карта", вследствие чего не могут являться доказательством достижения результата именно ответчиком, при показателе результативности "не менее 15 публикаций в СМИ" фактически размещены только 5 публикаций, из представленных 42 ссылок о публикациях в СМИ 6 ссылок не работают, 25 публикаций размещены не в СМИ.
Исходя из вышеизложенного вывод суда о недостижении ответчиком показателей эффективности в рамках указанного мероприятия является обоснованным.
Отклоняя доводы министерства о том, что оплата в сумме 100 000 руб. произведена в 2020 году в нарушение установленного порядка, поскольку пунктом 5.3.2 соглашения N 07-2019-65 установлена обязанность ответчика обеспечить использование субсидии в срок до 30.12.2019, руководствуясь положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи", утвержденным Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 16.10.2000 N 92н, положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999 N 33н, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что при отсутствии в нормативных правовых актах и соглашении сторон раскрытия значения понятия "использование субсидии" расходы (использование бюджетных средств) в соответствии с правилами бухгалтерского учета осуществлены АНОДО "ЛингваНова" в момент их признания, то есть в 2019 году, кассовое исполнение в 2020 году не может свидетельствовать о нарушении пункта 5.3.2 соглашения N 07-2019-65 и необходимости применения пункта 25 Порядка. При этом апелляционный суд согласился с доводами истца о том, что средства в сумме 30 000 руб., направленные на изготовление видеоролика по договору от 05.07.2019 N 0507/2019, потрачены получателем субсидии нецелевым образом, 170 000 руб. - с недостижением показателя результативности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 июля 2021 г. N Ф09-8454/20 по делу N А60-18347/2020
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8454/20
24.03.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10644/20
08.02.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8454/20
02.11.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10644/20
11.08.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-18347/20