Екатеринбург |
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А07-10586/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.
судей Сухановой Н.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании материалы кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Авангард" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.09.2020 по делу N А07-10586/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - заявитель, ООО "Авангард", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Западно-Уральскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 13.03.2020 N 004953 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.09.2020 (судья Решетников С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 (судьи Костин В.Ю., Киреев П.Н., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права. Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, а также на наличие оснований для замены назначенного штрафа предупреждением ввиду несоответствия размера штрафа принципу соразмерности.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заданием на осмотр транспортных средств в процессе эксплуатации от 27.12.2019 N 110, на основании статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного и наземного электрического транспорта", подпункта "а" пункта 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 409 Управлением проведена проверка исполнения транспортного законодательства.
В ходе проведения проверки 17.01.2020 по адресу г. Уфа, ул. Р.Зорге, 41, осмотрено автотранспортное средство марки Сетра S 315 HD, гос. рег. знак В 141 НЕ 21 под управлением водителя Афанасьева М.А. По итогам осмотра составлен акт результатов планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства от 17.01.2020 N 77/2. Управлением установлено, что ООО "Авангард" осуществлялась межрегиональная перевозка пассажиров по маршруту "г.Кумертау - г.Казань на транспортном средстве марки Сетра S 315 HD, гос. рег. знак В 141 НЕ 21, при этом не на всех пассажиров, следовавших на транспортном средстве с 16.01.2020 по 17.01.2020, были предоставлены сведения в АЦБПДП. В связи с чем 10.03.2020 Управлением в отношении ООО "Авангард" составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения административного дела 13.03.2020 Управлением вынесено постановление серии БП N 004953 о привлечении ООО "Авангард" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Авангард" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В части 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что правонарушением является противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенные по неосторожности, в том числе, на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, образуют действия или бездействие, выразившиеся в непредставлении или несвоевременном представлении, а также предоставление в неполном объеме или в искаженном виде в уполномоченный орган сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании, независимо ни от ведомственной принадлежности, ни от возложенных на них задач и целей. Информационная система, указанная в части 1 данной статьи, состоит, в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие базы формируются при осуществлении, в том числе, перевозки автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 16-ФЗ).
В части 3 статьи 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной, в том числе, субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В силу части 5 статьи 11 Федерального закона N 16-ФЗ при оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат следующие данные: фамилия, имя, отчество; дата рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки; пол; гражданство.
Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 11 Федерального закона N 16-ФЗ).
Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных утвержден Приказом Минтранса России от 19.07.2012 N 243 (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка входят в состав единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ), создаваемой во исполнение Федерального закона N 16-ФЗ. Информация, содержащаяся в АЦБПДП, является государственным информационным ресурсом. В целях принятия мер по обеспечению национального суверенитета над информационными потоками на транспорте и выполнения требований транспортной безопасности обеспечивается ведение соответствующих информационных банков (баз) данных, в том числе их первичное формирование, российскими юридическими лицами с размещением необходимого для их ведения оборудования на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 Порядка перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные, в том числе, при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов).
В пункте 18 Порядка установлено, что информационное взаимодействие поставщиков информации и оператора ЕГИС ОТБ, а также оператора ЕГИС ОТБ и потребителей осуществляется на основании соглашений.
Из пункта 56 Порядка следует, что в состав основного блока данных CSV-файла входят следующие сведения: персональные данные о пассажире (персонале транспортного средства): фамилия - VARCHAR2 (40); имя - VARCHAR2 (30); отчество (или второе имя, если имеется) - VARCHAR2 (30); дата рождения - DATE; пол - VARCHAR2 (1); гражданство - VARCHAR2 (30); вид документа, удостоверяющего личность, - NUMBER(2); номер документа, удостоверяющего личность, - VARCHAR2 (20); пункт отправления - VARCHAR2 (20); пункт назначения - VARCHAR2 (20); вид маршрута следования (беспересадочный/транзитный) - NUMBER(l); дата поездки (дата и время отправления) - DATE, TIME; тип персональных данных (данные о пассажире или члене экипажа транспортного средства) - NUMBER(1); занимаемая должность (категория) (только для члена экипажа транспортного средства) - VARCHAR2 (20) (подпункт "а"); данные о регистрируемой операции: регистрируемая операция - NUMBER(2); перевозчик - NUMBER(5); субъект транспортной инфраструктуры (автовокзал) - NUMBER(5); номер рейса - VARCHAR2 (8); номер места - VARCHAR2 (4); дата и время кассовой операции - DATE, TIME; номер кассового терминала или фамилия кассира, продавшего билет, - VARCHAR2 (20); дата и время прибытия в пункт назначения (по расписанию) - DATE, TIME; государственный регистрационный знак транспортного средства (автобуса) - VARCHAR2 (12); марка 6 А07-10586/2020 транспортного средства (автобуса) - VARCHAR2 (12) (подпункт "б").
На основании пункта 57 Порядка передача персональных данных пассажиров осуществляется в соответствии с требованиями пункта 30 Порядка, но не позднее времени отправления транспортного средства. Перевозчик (субъект транспортной инфраструктуры) должен обеспечивать передачу данных о пассажирах в АЦБПДП с задержкой не более 30 минут после ввода данных в информационную систему перевозчика (субъекта транспортной инфраструктуры), если технологией передачи сведений о пассажирских перевозках конкретным видом транспорта не установлено иное (пункт 30 Порядка).
В соответствии с пунктом 58 Порядка передача сведений о государственном регистрационном знаке и марке транспортного средства (автобуса) является обязательной только при передаче персональных данных персонала (экипажа) транспортного средства. Технологии передачи сведений о пассажирских перевозках железнодорожным транспортом.
ООО "Авангард", являясь субъектом транспортной инфраструктуры, обязано обеспечить выполнение требований законодательства о транспортной безопасности.
ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" представлена детальная справка о полноте предоставляемых в АЦБПДП персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств при осуществлении межрегиональных перевозок транспортным средством формы РС-2, являющейся приложением N 1 к Регламенту информационного взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ФГУП "ЗащитаИнфоТранс", в интересах проверки соблюдения порядка предоставления сведений о пассажирах в автоматизированные централизованные базы данных о пассажирах (далее Регламент). Согласно данной справке ООО "Авангард" были переданы персональные данные по 27 пассажирам и персонале транспортного средства, тогда как согласно листу сбора пассажиров (приложение N 1 к договору фрахтования N 16 от 16.01.2020) имеются сведения о 30 пассажирах, заключивших договор с указанием фамилии, имени, отчества заказчиков, а также их подписями.
Исходя из этого, судами правомерно отмечено, что ООО "Авангард", как субъект транспортной инфраструктуры, имело возможность по соблюдению обязанности по передаче данных обо всех пассажирах, однако заявитель данной возможностью не воспользовался и не предпринял всех зависящих от него меры по соблюдению требований Федерального закона N 16-ФЗ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды признали подтвержденным факт того, что нарушение требований законодательства, ответственность за несоблюдение которых установлена частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ, допущено по вине общества, которое обязано соблюдать действующие нормы законодательства. Иного заявителем не доказано.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к административной ответственности, нарушений срока давности привлечения к ответственности и порядка производства по делу об административном правонарушении, судами не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Малозначительность является оценочной категорией, которая определяется судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, характер совершенного правонарушения, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суды также не усмотрели.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного законом срока давности. Размер примененного административным органом административного наказания (административный штраф в размере 30 000 рублей) соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ.
Довод о наличии оснований для замены штрафа на предупреждение был предметом исследования судов и отклонен, исходя из следующего.
В части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Доказательств наличия указанных в названной норме исключительных обстоятельств заявителем в материалы дела не представлено.
В части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи.
Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
Учитывая, что в результате допущенного нарушения возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае возможность замены административного штрафа на предупреждение исключена.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.09.2020 по делу N А07-10586/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авангард" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи.
Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2021 г. N Ф09-8903/20 по делу N А07-10586/2020