Екатеринбург |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А07-43082/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Суспициной Л.А., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.08.2020 по делу N А07-43082/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 по тому же делу.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Южно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Муратова И.И. (доверенность от 30.12.2020 N 4).
Южно-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью ЖКХ "Шемяк" (далее - общество ЖКХ "Шемяк") о взыскании денежных средств в размере 627 556 руб. в возмещение вреда, причиненного водному объекту - р. Белая в результате сброса сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ.
Решением суда первой инстанции от 19.08.2020 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с общества ЖКХ "Шемяк" в доход бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в возмещение вреда, причиненного окружающей среде, 40 548 руб.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что при расчете размера возмещения вреда управление должно было учесть фактические расходы общества ЖКХ "Шемяк" на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного сброса вредных веществ в спорный период, уменьшив на эту сумму размер вреда, причиненного водному объекту. По мнению заявителя, обществом ЖКХ "Шемяк" не представлено доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что выполненные им мероприятия, стоимость которых составила 552 848 руб., принесли какой либо экологический эффект. С учетом изложенного заявитель полагает, что оснований для применения пункта 14 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика), утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, не имеется, возможность отнесения проведенных ремонтно-восстановительных работ к мероприятиям, указанным в пункте 14 Методики, отсутствует.
Кроме того, по мнению заявителя, судами не учтено, что согласно служебной записке от 24.07.2019 N 04-03/79-сл сумма взыскания денежных средств в возмещение вреда, причиненного водному объекту р. Белая в результате сброса сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ, составила 711 556 руб.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ установлена обязанность полного возмещения вреда юридическими и физическими лицами, причинившими вред окружающей среде в соответствии с законодательством.
Согласно правовой позиции изложенной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Часть 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, которая определяет порядок компенсации причиненного окружающей среде вреда, устанавливает правила исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, который определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда другому лицу необходимо установить в совокупности наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов применение к правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности не представляется возможным.
В силу статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам сбросом вредных веществ, устанавливающая, в том числе порядок исчисления размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод.
В соответствии с пунктом 14 Методики в случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 11 настоящей Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда. Фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ не учитываются при исчислении размера вреда, если указанные затраты учтены при расчете платы за сбросы вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты.
При принятии мер по ликвидации загрязнения водного объекта или его части в результате аварии размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики, уменьшается на величину фактических затрат на устранение загрязнения, которые произведены виновником причинения вреда. Фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ и ликвидации загрязнения водного объекта или его части документально подтверждаются виновной стороной, а их обоснованность проверяется органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 02.10.2018 N 1869-П управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица - общества ЖКХ "Шемяк".
По итогам проведенной внеплановой выездной проверки в период с 03.10.2018 по 30.10.2018 управлением произведен расчет размера вреда, причиненного обществом ЖКХ "Шемяк" водному объекту (реке Белая) в результате сброса сточных вод с превышением установленных допустимых концентраций загрязняющих веществ за период с 12:43 час. 04.10.2018 по 15:13 час. 29.10.2018.
Обращаясь с исковым заявлением, управление указало, что общество ЖКХ "Шемяк" 04 и 09 октября 2018 г. осуществляло сброс загрязняющих веществ со сточными водами в р. Белая с концентрациями загрязняющих веществ, превышающими установленные разрешением на сброс от 15.02.2017 N 009/2017, по нефтепродуктам от 1,98 до 3,52 раз, по химическому потреблению кислорода (ХПК) от 1,83 до 1,86 раз, по АПАВ от 1,44 до 1,78 раз.
Кроме того, общество ЖКХ "Шемяк" 04 и 09 октября 2018 г. осуществляло сброс загрязняющих веществ со сточными водами в р. Белая с концентрациями загрязняющих веществ, превышающими установленные приказом от 12.01.2017 N 009 Камского БВУ Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект: по БПК полн от 10,7 до 12 раз, по сульфатиону от 1,34 до 1,45 раз, по фенолу от 4,4 до 8,7 раз.
Место совершения правонарушения: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Чесноковка, д. Загорский, место сброса сточных вод после биологических очистных сооружений общества ЖКХ "Шемяк" в р. Белая - 54°35'44.31 с.ш., 55°58'19,97" в.д., 503 км от устья реки.
В подтверждение факта допущенного обществом ЖКХ "Шемяк" нарушения управлением представлены: журнал учета водоотведения средствами измерений с апреля по октябрь 2018 года; протокол отбора проб от 04.10.2018 N 1869-П/ИФ1 и акт отбора проб от 04.10.2018 N 160/Б; протокол отбора проб от 09.10.2018 N б/н и акт отбора проб от 09.10.2018 N 163/Б; протокол результатов анализов проб сточной воды от 25.10.2018 N 74/Б-вд, от 25.10.2018 N 77/Б-вд; протоколы результатов анализов проб природной воды от 25.10.2018 N 75/Б-вд, от 25.10.2018 N 78/Б-вд; протоколы результатов количественного химического анализа от 07.06.2018 N 3300 Ст, от 28.06.2018 N 4096 Ст Республиканского аналитического центра контроля качества воды акционерного общества "Башкоммунводоканал"; протоколы результатов количественного химического анализа от 06.08.2018 N 18632, от 15.08.2018 N18025, от 26.09.2018 N 21954 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан" и другие материалы проверки.
Расчет размера вреда произведен в соответствии с Методикой (в редакции приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.01.2014 N 47, от 26.08.2015 N 365).
По расчету управления размер вреда, причиненного водному объекту, составил 711 556 руб.
Управлением в адрес общества ЖКХ "Шемяк" направлено письмо от 20.02.2019 исх. 04-03/295 с требованием о возмещении вреда.
Общество ЖКХ "Шемяк" на письмо направило ответ (от 26.03.2019 исх. N 209), в котором представило свой контррасчет размера вреда, причиненного р. Белая.
Управление обратилось с письмом в филиал "ЦЛАТИ по Республике Башкортостан", в котором просило проверить представленный обществом контррасчет.
В своем ответе филиал "ЦЛАТИ по Республике Башкортостан" скорректировал сумму размера вреда, причиненного водному объекту, что составило 711 556 руб.
Управлением в адрес общества ЖКХ "Шемяк" повторно направлено письмо от 11.06.2019 исх. N 04-03/1122 с требованием о добровольном возмещении вреда в течение 30 дней с момента получения письма.
Требование получено обществом 21.06.2019.
В ответе на требование общество ЖКХ "Шемяк" указало на возможность зачета в счет погашения ущерба 552 848 руб. в виде расходов, понесенных на мероприятия, направленные на предупреждение сброса сточных вод с превышением установленных допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Управление отметило, что согласно ответу от 15.08.2019 N 01-518 филиала "ЦЛАТИ по Республике Башкортостан" понесенные обществом ЖКХ "Шемяк" расходы на сумму 552 848 руб. зачёту не подлежат.
Платежными поручениями от 24.04.2019 N 682, от 06.06.2019 N 896 общество ЖКХ "Шемяк" оплатило 84 000 руб.
В остальной части требование о добровольном возмещении вреда, причиненного водному объекту, обществом ЖКХ "Шемяк" не исполнено, что послужило основанием для обращения управления в суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 07.02.2019 N 5Э, выполненному филиалом "ЦЛАТИ по Республике Башкортостан", размер вреда, причиненного обществом ЖКХ "Шемяк" водному объекту (река Белая) вследствие нарушения водного законодательства (в результате сброса сточных вод с превышением установленных допустимых концентраций загрязняющих веществ в период с 12:43 ч. 04.10.2018 по 15:13 ч. 29.10.2018), составил 723 278 руб.
Согласно уточненному в связи с корректировкой коэффициента индексации расчету вреда, причиненного обществу ЖКХ "Шемяк" водному объекту (река Белая) вследствие нарушения водного законодательства (в результате сброса сточных вод с превышением установленных допустимых концентраций загрязняющих веществ в период с 12:43 ч. 04.10.2018 по 15:13 ч. 29.10.2018), размер вреда составил сумму 677 396 руб.
Вместе с тем, суды выявили, что в 2018 г. обществом ЖКХ "Шемяк" на объекте канализационные - очистные сооружения с. Чесноковка проводились ремонтно-восстановительные работы, в том числе: текущий ремонт, электромонтажные работы, текущий ремонт погружных насосов, прокладка п/эт труб, электромонтажные работы, текущий ремонт отопления, насосного оборудования, что подтверждено локальными сметными расчетами, актами о приемке выполненных работ.
Учитывая, что проделанные работы непосредственно связаны с надлежащей эксплуатацией очистных сооружений с. Чесноковка, суды пришли к выводу о том, что их выполнение направлено на предупреждение сброса сточных вод с превышением установленных допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Суды установили, что расходы общества на выполнение указанных работ составили 552 848 руб., размер понесенных обществом расходов управлением не опровергнут.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 14 Методики, суды верно признали, что взысканию подлежит ущерб, причиненный окружающей среде в результате сброса сточных вод с превышением лимита допустимого сброса вредных (загрязняющих) веществ, исходя из размера, исчисленного по Методике, с учетом затрат, произведенных ответчиком.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно произвел зачет, в результате которого уменьшил заявленные истцом требования о возмещении вреда на сумму стоимости работ, проведенных ответчиком.
При таких обстоятельствах, учитывая платежи, произведенные обществом ЖКХ "Шемяк" на общую сумму 84 000 руб. (платежные поручения от 24.04.2019 N 682, от 06.06.2019 N 896), суды обоснованно удовлетворили требования управления о взыскании с общества ЖКХ "Шемяк" ущерба в сумме 40 548 руб.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.08.2020 по делу N А07-43082/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Южно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
...
Расчет размера вреда произведен в соответствии с Методикой (в редакции приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.01.2014 N 47, от 26.08.2015 N 365).
...
Суды установили, что расходы общества на выполнение указанных работ составили 552 848 руб., размер понесенных обществом расходов управлением не опровергнут.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 14 Методики, суды верно признали, что взысканию подлежит ущерб, причиненный окружающей среде в результате сброса сточных вод с превышением лимита допустимого сброса вредных (загрязняющих) веществ, исходя из размера, исчисленного по Методике, с учетом затрат, произведенных ответчиком."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 февраля 2021 г. N Ф09-9080/20 по делу N А07-43082/2019