Екатеринбург |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А60-18004/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Столярова А.А., Суспициной Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Екатеринбурга (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.08.2020 по делу N А60-18004/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Мелани" (далее - общество "Мелани") - Федоров М.Н. (доверенность от 02.03.2020).
Общество "Мелани" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к администрации о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, выраженного в письме от 18.02.2020 N 21.11-24/003/698; обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем согласования предоставления за плату земельного участка площадью 3163 кв. м, имеющего месторасположение в г. Екатеринбурге по ул. Кондратьева, 2а, и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением суда от 07.08.2020 заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель, ссылаясь на доказанность факта изломанности границ образуемого земельного участка, указывает, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным, при этом администрация предлагала заявителю иную схему границ образуемого земельного участка, от предложенного варианта заявитель отказался. По мнению администрации, общество "Мелани" не лишено права пользования данным земельным участком. Администрация указывает, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне комплексного развития территории, в связи с чем согласование предоставления земельного участка в предложенных им границах с учетом их изломанности невозможно.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу "Мелани" принадлежит на праве собственности нежилое здание склада с кадастровым номером 66:41:0302048:24, состоящее из нежилых помещений с кадастровыми номерами 66:41:0302048:28, 66:41:0302048:29 по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Кондратьева, 2.
Здание находится на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0302048:2, площадью 6280 кв. м, место расположения: г. Екатеринбург, ул. Кондратьева, 2а, земли населенных пунктов.
Общество "Мелани" обратилось в администрацию с заявлением от 20.01.2020 336/003/21/129 о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка площадью 3163 кв. м для эксплуатации помещений в здании с кадастровым номером 66:41:0302048:24. Заявителем подготовлена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 66:41:0302048:2:ЗУ1 площадью 3163 кв. м, который образуется из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0302048:2, площадью 6280 кв. м.
Администрацией отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, указано на нарушения предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам: изломанность границ образуемого земельного участка и возможность образования испрашиваемого земельного участка в иных границах.
Полагая, что отказ администрации является незаконным, нарушает права и законные интересы, общество "Мелани" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и
действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2
Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован положениями статей 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
На основании пунктов 1, 2 и 3 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации после подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участок без торгов предусматривает подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 того же Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом N 221-ФЗ.
Согласно п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе
в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Исходя из положений пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22, 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Законом N 221-ФЗ, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 4-6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В качестве основания для отказа администрацией в оспариваемом решении указано на разработку схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам, а именно: изломанность границ образуемого земельного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание схему расположения испрашиваемого земельного участка заключение специалиста, суды установили, что образуемый земельный участок не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Установив, что образуемый участок не является участком правильной формы, однако его границы определены в зависимости от расположения объекта недвижимости на местности, не приводят к изломанности, либо к иным
нарушениям, в отсутствие иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы общества.
Администрация ссылалась, что заявителю во время устной консультации предложен иной вариант границ земельного участка, имеющий восемь поворотных точек вместо одиннадцати, однако это не отражено в письменном отказе; кроме того, как установлено судами, согласно графическому отображению такого варианта значительная часть земельного участка исключается из образуемого, уменьшается площадь.
Вместе с тем вышеуказанное заключение кадастрового инженера, представленное заявителем, обосновывающее площадь и конфигурацию земельного участка, администрацией документально не опровергнуто, правом заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы администрация не воспользовалась.
Заявление удовлетворено правомерно.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения постановления суда апелляционной инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.08.2020 по делу N А60-18004/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.А.Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 4-6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В качестве основания для отказа администрацией в оспариваемом решении указано на разработку схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам, а именно: изломанность границ образуемого земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 февраля 2021 г. N Ф09-8744/20 по делу N А60-18004/2020