Екатеринбург |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А76-19776/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гайдука А. А.,
судей Вербенко Т. Л., Васильченко Н. С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.08.2020 по делу N А76-19776/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Специализированная некоммерческая организация - Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" (далее - СНОФ "РО капитального ремонта МКД Челябинской области", истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, образовавшейся за период с 01.10.2016 по 31.12.2018 в сумме 20 389 руб. 53 коп. (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда первой инстанции от 13.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.08.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает неверным вывод судов о том, что задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома подлежит взысканию с ответчика. По мнению МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, по данной категории споров в резолютивной части решения суда первой инстанции должно быть указано, что взыскание денежных средств производится за счет казны публичного образования - Российской Федерации, что подтверждается приведенной заявителем судебной практикой. Кроме того, заявитель жалобы, оспаривая выводы судов первой и апелляционной инстанций, указал, что МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях выделение средств из федерального бюджета на содержание спорного нежилого помещения в период с 2015-2018 годах не осуществлялось.
Обществом СНОФ "РО капитального ремонта МКД Челябинской области" отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
При рассмотрении спора судами установлено, что Постановлением Правительства Челябинской области от 21.05.2014 N 196-П утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2043 годы.
Постановлением Правительства Челябинской области от 30.08.2013 N 271-П "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Челябинской области на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирных домах в размере 6 руб. 40 коп. в 2015 году и 6 руб. 70 коп. в 2016 году.
Постановлением Правительства Челябинской области от 26.10.2016 N 542-П "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на территории Челябинской области на один квадратный метр общей площади помещения в МКД в размере 7 руб. в 2017 году, 7 руб. 40 коп. в 2018 году, 7 руб. 80 коп. в 2019 году.
Собственником нежилого помещения общей площадью 105,7 кв.м расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Тернопольская, д. 21, является Российская Федерация, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях является органом государственной власти, осуществляющим в отношении указанного имущества полномочия собственника.
Заявителем в суде первой инстанции, представлено платежное поручение от 05.11.2019 N 556077 о произведенной оплате задолженности за период с 01.01.2019 по 30.09.2019 в сумме 7420 руб. 14 коп.
Оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома ответчик в полном объеме не произвел, в связи с чем образовалась задолженность за период с 01.10.2016 по 31.12.2018 в размере 20 389 руб. 53 коп.
Истцом 09.04.2019 в адрес ответчика направлена претензия от 05.04.2019 с требованием уплатить оставшуюся задолженность, которая оставлена последним без удовлетворения.
Наличие у МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в спорный период послужило основанием для обращения СНОФ "РО капитального ремонта МКД Челябинской области" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, установив наличие у МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, как собственника нежилого помещения, обязанности нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирных домов пропорционально его доле, в отсутствие доказательств уплаты им полной задолженности в спорной сумме, при наличии просрочки исполнения денежного обязательства, сделал вывод о правомерности заявленных истцом требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии с нормами статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 N 452, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, и иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Таким образом, как верно установлено судами, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории, в Челябинской и Курганской областях.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установив, что Российская Федерация является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Тернопольская, д. 21, учитывая наличие у ответчика как собственника данного нежилого помещения в многоквартирном доме предусмотренной законом обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, отсутствия доказательств уплаты долга в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Как указали суды, расчет задолженности произведен истцом исходя из площади принадлежащего ответчику нежилого помещения и размера взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Челябинской области от 30.08.2013 N 271-П и Постановлением Правительства Челябинской области от 26.10.2016 N 542-П.
При указанных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций, произведя самостоятельный перерасчет с учетом частичной уплаты ответчиком задолженности, правомерно взыскали с МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях в пользу СНОФ "РО капитального ремонта МКД Челябинской области" задолженность за период с 01.10.2016 по 31.12.2018 в размере 20 389 руб. 53 коп.
Доводы заявителя жалобы о том, что иск подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации, был предметом исследования суда апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на нормы главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункты 13, 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", правильно указал, что взыскиваемая задолженность возникла вследствие неисполнения обязанности по оплате за капитальный ремонт помещений и применению подлежит статья 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующая исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.
Как верно установлено судом апелляционной инстанции, при таких обстоятельствах довод заявителя жалобы о том, что иск подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации, основан на неверном толковании порядка исполнения судебных актов.
Вопреки доводам МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, недофинансирование ответчика со стороны собственника имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отсутствие у заявителя бюджетного финансирования для оплаты потребленных ресурсов и его правовой статус не освобождают его от обязанности за неисполнение принятого на себя обязательства (пункт 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Ссылка ответчика на судебную практику по иным делам подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличаются от фактических обстоятельств настоящего дела.
В делах N A76-24424/2018, N A76-41027/2018, N A76-21077/2018 фактические обстоятельства, связанны со снабжением тепловой энергией помещений, принадлежащих ответчику на праве собственности, тогда как в рассматриваемом споре обстоятельства касаются взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, правовая позиция судов по другим делам, основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам МТУ Росимущества, вновь приведенным в кассационной жалобе. Иная оценка заявителем обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами при рассмотрении спора норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с нормами части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Руководствуясь нормами статей 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.08.2020 по делу N А76-19776/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Гайдук |
Судьи |
Т.Л. Вербенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на нормы главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункты 13, 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", правильно указал, что взыскиваемая задолженность возникла вследствие неисполнения обязанности по оплате за капитальный ремонт помещений и применению подлежит статья 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующая исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.
...
Вопреки доводам МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, недофинансирование ответчика со стороны собственника имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отсутствие у заявителя бюджетного финансирования для оплаты потребленных ресурсов и его правовой статус не освобождают его от обязанности за неисполнение принятого на себя обязательства (пункт 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 февраля 2021 г. N Ф09-382/21 по делу N А76-19776/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-382/2021
09.11.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11336/20
12.08.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-19776/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-19776/19