Екатеринбург |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А60-12506/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Черкезова Е. О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Энергосбыт Плюс" (далее - заявитель, АО "Энергосбыт Плюс", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2020 по делу N А60-12506/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель заявителя - Михина Ж.А. (доверенность от 31.01.2020).
АО "Энергосбыт Плюс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) от 20.12.2019 N 29-20-17-344 (далее - предписание).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала").
Решением арбитражного суда от 30.07.2020 (судья Калашник С.Е.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 (судьи Риб Л.Х., Васева Е.Е., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АО "Энергосбыт Плюс" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Ввиду отсутствия доказательств несоответствия прибора учета требованиям пункта 81 (4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), отказ потребителя от подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию не является основанием для вывода об отсутствии документального подтверждения показаний прибора учета. Полагает, что оспариваемое предписание не отвечает критерию исполнимости. Судом не принято во внимание, что потребитель 22.11.2019 подписал Акт о замене прибора учета, на основании которого проведены корректировки в декабре 2019 года, при этом потребитель не оспаривал и не возражал относительно установки и принятия прибора учета.
Доводы АО "Энергосбыт Плюс" в своем отзыве поддержало третье лицо - ОАО "МРСК Урала", которое также отметило, что акт допуска приборов учета составлен сетевой организацией.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, Департаментом на основании приказа от 27.11.2019 N 29-20-15-344, обращения гражданина от 20.11.2019 N 29-01-11-29102/1 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к определению размера платы и внесению платы за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений Свердловским филиалом АО "Энергосбыт Плюс", осуществляющим предоставление коммунальной услуги по электроснабжению потребителям по адресу: Белоярский район Свердловской области, пос. Белоярский, ул. Сосновая, д. 2а кв. 2.
По результатам проверки составлен акт от 20.12.2019 и выдано предписание N 29-20-17-344 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, которым заявителю предписано в срок до 01.04.2020:
1) Производить расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствии с пунктом 42 Правил N 354;
2) Произвести перерасчет (снижение) платы за электроэнергию в размере предъявленного к оплате в платежных документах за июль, август 2019 года (без документального подтверждения объема электроэнергии) потребителям по адресу: Белоярский район, п. Белоярский, ул. Сосновая, д. 2а кв. 2.
АО "ЭнергосбыТ Плюс" полагая, что указанное предписание не соответствует требованиям законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении заявителем порядка начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению за июль и август 2019 года, поскольку для расчета платы использованы данные прибора учета, введенного в эксплуатацию с нарушением процедуры, предусмотренной Правилами N 354. К аналогичным выводам пришла апелляционная коллегия. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
С учетом положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Постановления Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного и регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля на территории Свердловской области, обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Свердловской области. С учетом изложенного, предписание выдано уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
АО "Энергосбыт Плюс" в соответствии с Постановлением РЭК Свердловской области от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" является гарантирующим поставщиком.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки)) электрической энергии (мощности) с энергоснабжающей (энергосбытовой) организацией в целях энергоснабжения конечных потребителей регламентирован Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
Согласно пункту 32 Основных положений N 442 гарантирующий поставщик реализует электрическую энергию (мощность) потребителям (покупателям) на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
При этом в силу пункта 7 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
С учетом изложенного, АО "Энергосбыт Плюс" осуществляет поставку электрической энергии в жилой дом по адресу: Белоярский район Свердловской области, пос. Белоярский, ул. Сосновая, д. 2а кв. 2, производит начисление платы за электрическую энергию и выставление платежных документов за оказанную коммунальную услугу.
ОАО "МРСК Урала" является территориальной сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии, закупленной гарантирующим поставщиком АО "Энергосбыт Плюс" потребителем электрической энергии, в обязанности которой входит, в том числе, списание и передача показаний приборов учета заявителю.
Пунктом 42 Правил N 354 предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Таким образом, Правилами N 354 обязанность по применению при начислениях платы за коммунальные услуги показаний индивидуального прибора учета (далее - ИПУ) коммунальных ресурсов возложена на исполнителя коммунальных услуг.
Объем коммунальных ресурсов, предъявляемых для оплаты потребителю на основании данных ИПУ, должен быть подтвержден документально.
Согласно пункту 146 Основных положений N 442 установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, также осуществляется в соответствии с данным документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
При этом абзацем 11 пункта 152 Основных положений N 442, предусмотрено, что допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Исходя из положений пунктов 81, 81(3), 81(7) Правил N 354 подпись потребителя в акте ввода прибора учета в эксплуатацию является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию для целей определения объема потребленной электроэнергии и расчета размера платы за коммунальную услугу (электроснабжение).
Исполнитель коммунальных услуг на основании пункта 82 Правил N 354 обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Данные проверки в силу пункта 83 Правил N 354 должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.
При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 Правил N 354 проверку и снять показания прибора учета (пункт 84 Правил N 354).
Указанные в пунктах 62, 81 (11), 82 и 85 Правил N 354 акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок (пункт 85 (1) Правил N 354).
Акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения: а) дата, место, время составление акта; б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения; в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя); д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
В соответствии с пунктом 85 (2) Правил N 354 один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом.
Как верно отмечено апелляционной коллегией, из анализа вышеприведенных положений Правил N 354 определенно следует, что на всех этапах установки и ввода прибора учета в эксплуатацию участие потребителя является обязательным. Подписание потребителем акта ввода в эксплуатацию прибора учета является обязательным условием допуска прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
Как установили суды, потребитель в обращении, направленном в Департамент, указал на несогласие с размером платы за услугу по электроэнергии в платежных документах за июль и август 2019 года в суммах 21 369 руб. 92 коп. и 39 198 руб. 98 коп.
В ходе проверки Департаментом установлено, что при определении платы за коммунальную услугу по электроснабжению за июль 2019 года использованы данные ИПУ, установленного на основании акта допуска ИПУ от 21.06.2019 N 54-БелРЭС-2019-1463, оформленного уполномоченным представителем сетевой организации юридического лица филиала ООО "МРСК Урала" - "Свердловэнерго Производственное объединение ЦЭС" (не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению), потребителем коммунальной услуги вышеуказанный акт не подписан.
Департаментом при исследовании вопроса о предъявлении платы за электроэнергию за август 2019 года установлено, что платежный документ содержит информацию о расчете платы за электроэнергию исходя из объема, определенного по показаниям прибора учета:
- по дневному учету в объеме 6938 кВт/ч, как разница показаний 347 (указано при установке прибора учета в акте от 21.06.2019 N 54-БелРЭС-2019-1463) и 7285 (указано в акте от 20.08.2019 N 54-БелРЭС-2019-2008);
- по ночному учету в объеме 10812 как разница показаний 116 (указано при установке прибора учета в акте от 21.06.2019 N 54-БелРЭС-2019-1463) и 10928 (указано в акте от 20.08.2019 N 54-БелРЭС-2019-2008).
Представленный акт установки ИПУ от 20.08.2019 N 54-БелРЭС-2019-2008 составлен сетевой организаций филиал ООО "МРСК Урала" - "Свердловэнерго. Производственное объединение ЦЭС", не подписан представителем исполнителя, не подписан потребителем (его представителем).
С учетом изложенного суды констатировали нарушение порядка начисления платы АО "Энергосбыт Плюс" за коммунальную услугу "электроснабжение" за июль, август 2019 собственнику жилого дома по адресу: Белоярский район Свердловской области, пос. Белоярский, ул. Сосновая, д. 2а кв. 2, ввиду того, что показания прибора учета электрической энергии не подтверждены документально.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что предписание не отвечает критерию исполнимости, поскольку ссылки на 81 - 81 (9) Правил N 354 содержатся в акте проверки при исследовании вопроса о соблюдении Правил N 354 при установке ИПУ.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2020 по делу N А60-12506/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Энергосбыт Плюс"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 февраля 2021 г. N Ф09-8608/20 по делу N А60-12506/2020