Екатеринбург |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А71-16719/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Кангина А.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.09.2020 по делу N А71-16719/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведённом в режиме видеоконференц-связи с Арбитражным судом Удмуртской Республики, приняли участие представители:
- Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (далее - Фонд) - Лютина Л.Ю. (доверенность от 11.02.2021);
- Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Республиканский клинический онкологический диспансер имени Сергея Григорьевича Примушко Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - Учреждение) - Юдинцев А.В. (доверенность от 13.02.2021 N 10).
Учреждение (ИНН: 1835033791, ОГРН: 1021801658010) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Фонду (ИНН: 1833002893, ОГРН: 1021801507518) об обязании возвратить денежные средства в сумме 63 243 000 рублей 00 копеек, перечисленные по решению N А71-15350/2014 от 23.04.2015 в счет возмещения нецелевого использования денежных средств ОМС на лицевой счет для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования 22855721390 (Минфин Удмуртии).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Решением суда от 11.09.2020 заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит судебные акты отменить, ссылаясь на то, что в факты нецелевого использования средств ОМС установлены судами при рассмотрении дел N А71-15350/2014 и N А71-15022/2018, правомерность требований Фонда взыскать с Учреждения суммы, использованные нецелевым образом, подтверждена судами. Учреждение во исполнение решения по делу N А71-15350/2014 перечислило сумму, использованную нецелевым образом, восстановив её на счёте Фонда. Поскольку Учреждение при перечислении денежных средств во исполнение решения суда допустило частично нецелевое использование средств, предусмотренных для исполнения программы ОМС, к нему применена мера ответственности в виде восстановления (взыскания) суммы, использованной нецелевым образом. Правомерность применения данной меры установлена в деле N А71-15022/2018. Суды в настоящем споре сделали ошибочный вывод о повторном получении Фондом спорной суммы, так как в делах N А71-15350/2014 и N А71-15022/2018 различные основания для применения меры в форме восстановления на счёте Фонда суммы, использованной нецелевым образом.
Также заявитель жалобы указывает, что при рассмотрении дела N А71-15022/2018 исследовались доводы Учреждения о согласованном с Фондом расходовании средств ОМС на исполнение решения суда по делу N А71-15350/2014, и эти доводы не подтвердились. В связи с этим не основаны на фактических обстоятельствах ссылки суда на согласование ответчиком действий истца, на бездействие Фонда, получившего взысканную судом сумму за счёт ненадлежащего источника, и не вернувшего её Учреждению.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что судебные акты по настоящему делу касаются исполненного решения по делу N А71-15350/2014, при том что судебные акты по делу N А71-15022/2018 исполнены Учреждением на сумму менее 1 млн. руб. Сумма, перечисленная Учреждением во исполнение решения по делу N А71-15350/2014, была учтена в бюджете Фонда как денежное взыскание по соответствующей статье доходов и направлена на финансовое обеспечение организации ОМС на территории Удмуртской Республики, и в Закон Удмуртской Республики от 23.12.2016 N 92-РЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" внесены соответствующие изменения от 09.11.2017.
Суды, описывая ошибочные действия Диспансера по отражению операций по статьям расходов, ссылаются на недействующий Классификатор.
Учреждение письменного отзыва на кассационную жалобу не представило, представитель, возражая на кассационную жалобу, указал, что медицинские услуги по программе ОМС в 2018 году оказаны, следовательно, оснований для взыскания в пользу Фонда 63 240 000 руб. не имелось. Также представитель сослался на то, что источник финансирования для перечисления Фонду взысканных судами сумм Учреждением не определён.
При рассмотрении спора судами установлено, что в 2014 году Фондом были проведены проверки целевого использования средств ОМС Учреждением. Выявлены факты нецелевого использования средств ОМС на приобретение лекарственных препаратов в размере 83 354 301,49 руб. за период с 01.03.2011 по 31.03.2014. На основании результатов проверок вынесено предписание N 22/04-12 от 31.10.2014. Пунктом 2 предписания предложено в течение 10 рабочих дней со дня получения предписания восстановить средства ОМС, израсходованные нецелевым образом в сумме 83 354 301,49 руб., за счет других источников финансирования (за исключением средств ОМС) путем перечисления на лицевой счет Фонда. Учреждение оспорило предписание и акты проверки, и решением Арбитражного суда Удмуртской Республики 23.04.2015 по делу N А71-15350/2014 заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными вынесенные Фондом в отношении Учреждения акт от 26.09.2014 N 21/04-10 в части предложения в п. 1 раздела II восстановить средства, израсходованные нецелевым образом, в сумме 2 969 839 руб. 85 коп., акт от 07.10.2014 N 261/04-10 в части 14 предложения восстановить средства, израсходованные нецелевым образом, в сумме 845 266 руб., акт от 29.10.2014 N 296/04-10 в части предложения восстановить средства ОМС, израсходованные нецелевым образом, в размере 66 957 313 руб. 40 коп., предписание от 31.10.2014 N 22/04-12 в части пункта 1, пункта 2 в части предложения восстановить средства ОМС, израсходованные нецелевым образом, в сумме 66 957 313 руб. 40 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. По встречному иску Фонда суд обязал Учреждение возвратить средства ОМС в размере 83 354 301 руб. 49 коп., использованные не по целевому назначению, на счет Фонда. В удовлетворении остальной части встречного иска отказано.
Во исполнение вступившего в законную силу после обжалования в апелляционном порядке вышеуказанного решения Учреждение произвело возврат средств ОМС на счет Фонда, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями за период с октября 2015 года по декабрь 2017 года на сумму 83 354 301 руб. 49 коп.
В 2018 году Фондом была проведена проверка Учреждения, результаты которой отражены в акте от 12.07.2018 N 503/04-11. При проверке установлено, что часть подлежащей возврату по делу N А71-15350/2014 суммы - 63 243 000 руб. - перечислена Фонду за счет средств ОМС, что является нарушением п. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Акт проверки был оспорен в судебном порядке, и решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.01.2019 по делу N А71-15022/2018 требования Учреждения удовлетворены частично: акт Фонда от 12.07.2018 N 503/04-11 признан незаконным в части привлечения к ответственности в виде штрафа за нецелевое использование средств ОМС в размере, превышающем 322481 руб. 07 коп. Суд обязал Фонд устранить нарушение прав и законных интересов Учреждения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Встречное заявление Фонда удовлетворено частично. С Учреждения взыскана в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики сумма 64 496 214 руб. 34 коп. нецелевого использования средств ОМС и штраф в сумме 322 481 руб. 07 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Учреждение, обращаясь в суд с требованием о возврате суммы 63 243 000 рублей 00 копеек, перечисленных согласно решению по делу N А71-15350/2014 от 23.04.2015, ссылалось на то, что Фонд неправомерно перечисленные Учреждением денежные средства не возвратил, что является нарушением прав и законных интересов Учреждения, так как спорная сумма заработана при исполнении программы ОМС. Учреждение просило восстановить положение, существовавшее до нарушения права, ссылаясь на п. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что Фонд без возражений принял перечисленную за счёт нецелевого использования средств ОМС сумму во исполнение решения по делу N А71-15350/2014, но при этом взыскал по делу N А71-15022/2018 сумму, использованную нецелевым образом, в связи с чем дабы исключить получение Фондом спорной суммы в двойном размере суды обязали Фонд возвратить Учреждению часть добровольно перечисленной суммы, а именно, 63 243 000 рублей 00 копеек.
Суды руководствовались положениями п. 1 ст. 2, ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 1, ст. 11, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации с целью восстановления нарушенного права Учреждения.
Судами применены ст. 6, ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, дающие понятия бюджетной системы, нецелевого использования бюджетных средств. Также применены п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 27, ч. 6 ст. 14, ч. 5 ст. 26, ч. 2 ст. 28, ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункты 158, 159, 160 Правил обязательного медицинского страхования, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, определяющие целевое назначение средств, направляемых страховой организацией учреждению здравоохранения на реализацию базовой программы обязательного медицинского страхования, и раскрывающие содержание структуры тарифа на оплату медицинской помощи.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Если в рамках проверки медицинской организации выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования территориальный фонд в соответствии с пунктом 7 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение о контроле за использованием ОМС), возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Суды отметили, что существует различная правовая природа нецелевого использования средств ОМС: в деле N А71-15350/2014 допущено использование средств ОМС на приобретение лекарств при том, что надлежащим источником приобретения лекарств являлся бюджет Удмуртской Республики; в деле N А71-15022/2018 Учреждением неправильно отражены в статьях расходов операции по перечислению возвращаемой Фонду суммы. Указав, что для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать соотнесение результата использования с целью, преследуемой при выделении этих средств, и отметив различную правовую природу фактов нецелевого использования средств ОМС, суды пришли к выводу, что добровольное исполнение требований Фонда и исполнение судебного акта о перечислении в бюджет Фонда спорной суммы фактически означает не возврат средств Фонду, а изъятие денежных средств, принадлежащих Учреждению.
Сославшись на положения ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, на ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали вывод, что Фонд фактически получил исполнение по судебному акту дважды, в связи с чем возложили на Фонд обязанность возвратить Учреждению спорную сумму.
Суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в связи с нарушением судами положений ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судебными актами по делу N А71-15350/2014 в связи с установленными фактами нецелевого использования средств ОМС на Учреждение возложена обязанность возвратить на счёт Фонда сумму, использованную не по целевому назначению. Вопросов о содержании судебных актов у лиц, участвующих в деле, не имелось. Способ исполнения судебных актов во всяком случае не должен приводить к нецелевому использованию средств ОМС. Факт нецелевого использования средств ОМС в части суммы 63 240 000 руб. 00 коп. установлен при рассмотрении дела N А71-15022/2018. Согласно судебным актам требования Фонда о применении к Учреждению меры ответственности за нецелевое использование средств ОМС, о взыскании с Учреждения средств ОМС, использованных не по целевому назначению, признаны правомерными.
Основания для возврата Фонду сумм, использованных Учреждением нецелевым образом, в указанных делах различны, что правильно отмечено судами. При этом судами сделан противоречащий установленным обстоятельствам вывод о том, что Фонд фактически получит исполнение по судебному акту дважды.
Исполнение судебных актов не является изъятием средств, заработанных Учреждением при исполнении программы ОМС. Правомерность действий и требований Фонда установлены судами при рассмотрении дел N А71-15350/2014 и N А71-15022/2018. Доводы и требования истца, в том числе утверждение об изъятии заработанных средств, выражают несогласие с результатами данных споров, но не основаны на каких-либо фактах, не бывших предметом судебного исследования в указанных делах.
Таким образом, обстоятельства настоящего дела не дают оснований для вывода о неправомерном получении Фондом спорной суммы и для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.09.2020 по делу N А71-16719/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по тому же делу отменить.
В удовлетворении исковых требований бюджетному учреждению здравоохранения Удмуртской Республики "Республиканский клинический онкологический диспансер имени Сергея Григорьевича Примушко Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" отказать.
Поворот исполнения судебных актов произвести суду первой инстанции при предоставлении доказательств их исполнения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.