Екатеринбург |
|
04 марта 2021 г. |
Дело N А60-33880/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Лазарева С. В., Полуяктова А. С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.09.2020 по делу N А60-33880/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Инфокар.ТК" (далее - общество "Инфокар.ТК") обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в не рассмотрении заявления N 252 от 07.02.2020 о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1029/ЧЗУ1 площадью 8 кв.м для установки антенной опоры до 30 м.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что обжалуемые судебные акты вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что порядок предоставления земельных участков в собственность без торгов установлен ст.ст. 39.3, 39.14, 39.15, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Для размещения антенной опоры высотой до 50 метров требуется проектная документация на строительство, однако такая документация в представленном пакете документов отсутствовала. По мнению кассатора, судами необоснованно отклонено ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области и Федеральной службы надзора в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель 07.02.2020 обратился в Управление с заявлением о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1029 для установки антенной опоры высотой 30 метров на пересечении улиц Академическая и Амундсена в г. Екатеринбурге.
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:1029 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.08.2020.
Управление в письме от 14.08.2020 N 66-07/8793 сообщило заявителю о необходимости представления проектной документации.
Полагая бездействие уполномоченного органа незаконным, в том числе и письмо от 14.08.2020, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, заинтересованным лицом заявление от 07.02.2020 по существу не рассмотрено, в связи с чем Управлением допущено незаконное бездействие, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в частности в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подп. 6 статьи).
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (пункт 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель просил выдать разрешение на использование части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1029/ЧЗУ1 площадью 8 кв.м для установки антенной опоры до 30 м.
Заинтересованным лицом в письме от 14.08.2020 N 66-07/8793 заявителю предложено представить дополнительные документы, обращение по существу не рассмотрено.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (ред. от 12.11.2020) "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" допускается размещение без предоставления земельных участков линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных частью 17 статьи 51 указанного Кодекса.
Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.
Пунктом 14.1 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 N 126- ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ) определено, что особо опасными, технически сложными сооружениями связи являются сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 (ред. от 30.07.2020) утверждены Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - разрешение), в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
Основания отказа в выдаче разрешения указаны в пункте 9 Правил. В частности решение об отказе принимается в случае, если: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил; в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации; в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
При этом в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 настоящих Правил, что прямо предусмотрено пунктом 10 Правил.
Согласно пункту 3 Правил заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Как указано в пунктах 4 и 5 Правил, к заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя; схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости); могут быть приложены: выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости; копия лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр; г) иные документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 6 Правил в случае, если указанные в пункте 5 настоящих Правил документы не представлены заявителем, такие документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что заявитель просил выдать разрешение на использование земельного участка для установки антенной опоры до 30 м, которое не относится к особо опасными, технически сложным сооружениям связи, для размещения такого сооружения выдача разрешения на строительство не требуется, в установленный пунктом 7 Правил срок заявление заинтересованным лицом по существу не было рассмотрено, решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения не принято, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем бездействие Управления является незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, в связи с чем правомерно удовлетворили требования заявителя.
В целях устранения последствий нарушения прав заявителя суды обязали уполномоченный орган в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу рассмотреть по существу заявление общества от 07.02.2020 и принять решение по указанному в нем вопросу.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в силу своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.09.2020 по делу N А60-33880/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 6 Правил в случае, если указанные в пункте 5 настоящих Правил документы не представлены заявителем, такие документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что заявитель просил выдать разрешение на использование земельного участка для установки антенной опоры до 30 м, которое не относится к особо опасными, технически сложным сооружениям связи, для размещения такого сооружения выдача разрешения на строительство не требуется, в установленный пунктом 7 Правил срок заявление заинтересованным лицом по существу не было рассмотрено, решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения не принято, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем бездействие Управления является незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, в связи с чем правомерно удовлетворили требования заявителя."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 марта 2021 г. N Ф09-635/21 по делу N А60-33880/2020
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-635/2021
04.03.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-635/2021
26.02.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13438/20
28.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13438/20
11.09.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-33880/20