Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 4 марта 2021 г. N Ф09-635/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А60-33880/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Крымджановой Д.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Заикиным А.А.,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 сентября 2020 года
по делу N А60-33880/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инфокар.ТК" (ОГРН 1146686011262, ИНН 6686050540)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инфокар.ТК" (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (заинтересованного лица), выразившегося в нерассмотрении заявления N 252 от 07.02.2020 о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1029/ЧЗУ1 площадью 8 кв.м для установки антенной опоры до 30 м.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 сентября 2020 год заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование жалобы указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что порядок предоставления земельных участков в собственность без торгов установлен ст.ст. 39.3, 39.14, 39.15, 39.17, 39.20 ЗК РФ, для размещения антенной опоры требуется проектная документация, такая документация в представленном пакете отсутствовала. По мнению апеллянта, судом необоснованно отклонено ходатайство о привлечении третьих лиц. Отмечает, что в судебном заседании был представлен ответ заявителю от 14.08.2020 N 66-07/8793, согласно которому рассмотреть заявление по существу не представляется возможным.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.02.2020 ООО "ИНФОКАР.ТК" (заявитель) обратилось в Территориальное управление Росимущества в Свердловской области (заинтересованное лицо, уполномоченный орган) с заявлением о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1029 для установки антенной опоры высотой 30 метров на пересечении улиц Академическая и Амундсена в г. Екатеринбурге.
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:1029 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.08.2020 г. 14.08.2020.
Заинтересованное лицо в письме N 66-07/8793 сообщило заявителю о необходимости представления проектной документации.
Полагая бездействие уполномоченного органа незаконным, в том числе и письмо от 14.08.2020, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, заинтересованным лицом заявление от 07.02.2020 по существу не рассмотрено, заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным решения государственного органа, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого решения требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его совершения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в частности в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подп. 6 статьи).
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (п. 2 ст. 39.33 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Заявитель просил выдать разрешение на использование части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1029/ЧЗУ1 площадью 8 кв.м для установки антенной опоры до 30 м.
Заинтересованным лицом в письме от 14.08.2020 N 66-07/8793 заявителю предложено представить дополнительные документы, обращение по существу не рассмотрено.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (ред. от 12.11.2020) "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" допускается размещение без предоставления земельных участков линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных частью 17 статьи 51 ГрК РФ. Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Согласно статье 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.
Так, пунктом 14.1 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126- ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ) определено, что особо опасными, технически сложными сооружениями связи являются сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 (ред. от 30.07.2020) утверждены Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - разрешение), в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Правил решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
Основания отказа в выдаче разрешения указаны в п. 9 Правил.
В частности решение об отказе принимается в случае, если: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил; в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации; в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
При этом в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 настоящих Правил, что прямо предусмотрено п. 10 Правил.
Согласно п. 3 Правил заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Как указано в п.п. 4 и 5 Правил, к заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя; схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости); могут быть приложены: выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости; копия лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр; г) иные документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 6 Правил в случае, если указанные в пункте 5 настоящих Правил документы не представлены заявителем, такие документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, учитывая, что заявитель просил выдать разрешение на использование земельного участка для установки антенной опоры до 30 м, которое не относится к особо опасными, технически сложным сооружениям связи, для размещения такого сооружения выдача разрешения на строительство не требуется, в установленный п. 7 Правил срок заявление заинтересованным лицом по существу не было рассмотрено, решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения не принято, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя, признав бездействие незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, и возложил на заинтересованное лицо обязанность рассмотреть заявление от 07.02.2020 по существу.
Указание апеллянта на установленный ст.ст. 39.3, 39.14, 39.15, 39.17, 39.20 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков в собственность без торгов отклоняется, поскольку в данном случае испрашивается разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - разрешение), в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ. Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 (ред. от 30.07.2020).
Поскольку в соответствии с указанными Правилами по результатам рассмотрения заявления заинтересованному лицу належало принять решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения, такое решение заинтересованным лицом не принято, суд правомерно признал бездействие незаконным и обязал заинтересованное лицо рассмотреть обращение по существу.
Учитывая, что требования к содержанию обращения указаны в п.п. 4 и 5 Правил, иные документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия, суд правомерно указал, что ответ заинтересованного лица от 14.08.2020 N 66-07/8793 не содержит информации о рассмотрения заявления от 07.02.2020 по существу и не может быть принят в качестве доказательства устранения нарушений прав заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 51 ПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Исходя из предмета и основания заявленного иска отсутствуют оснований полагать, что суд необоснованно отказал в привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека п Свердловской области и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Обжалуемый судебный акт не влияет на права и законные интересы указанных лиц по отношению к сторонам спора.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 сентября 2020 года по делу N А60-33880/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33880/2020
Истец: ООО ИНФОКАР.ТК
Ответчик: ОСП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-635/2021
04.03.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-635/2021
26.02.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13438/20
28.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13438/20
11.09.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-33880/20