Екатеринбург |
|
10 марта 2021 г. |
Дело N А76-11202/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Токмаковой А.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу N А76-11202/2020 Арбитражного суда Челябинской области.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Торговая компания "Шелковый путь" (далее - ООО ТК "Шелковый путь", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено, ООО ТК "Шелковый путь" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 решение суда отменено. В удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что ООО "ТК Шелковый путь" является поставщиком и импортером продукции на территорию РФ, а также при ввозе данной продукции на территорию РФ является заявителем соответствия продукции требованиям технических регламентов и несет ответственность за соответствие продукции заявленным требованиям безопасности; собранными по делу доказательствами в их совокупности и взаимной связи доказаны событие и состав совершенного ООО "ТК Шелковый путь" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В представленном отзыве общество возражает против доводов Управления, просит оставить обжалуемый судебный акт в силе.
Как следует из материалов дела, 28.10.2019 в ходе проведения плановой выездной проверки ООО "СПАР Тула", расположенного по адресу: г. Тула, ул. Рязанская, д. 34, корпус 1, специалистами Управления проведена проверка реализации товаров для детей и подростков, отобраны образцы продукции, предназначенной для детей и подростков, а именно: игрушка надувная Гитара 90 см, артикул 022-33-015, и направлены в АИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области".
В Управление 14.11.2019 поступило экспертное заключение от 13.11.2019 N 06/2298-19-17-04 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области". Согласно результатам лабораторных испытаний (протокол лабораторных испытаний N 32450 от 13.11.2019) исследованный образец продукции (игрушка надувная Гитара 90 см, артикул 022-33-015, страна, где изготовлена игрушка, Китай; изготовитель: Yiwu Supply & Marketing Import & Export Co., LTD; дата изготовления - 07.04.2016; основной конструкционный материал - ПВХ), отобранный в ходе плановой выездной проверки в ООО "СПАР Тула" по адресу: г. Тула, ул. Рязанская, д. 34, корпус 1, не соответствует ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек" (ст. 4, п. 3.5., прил. 2 п. 5.2.): индекс токсичности игрушки, определяемый в водной среде, составил 40,6%, при нормируемом значении: в пределах от 70 до 120% включительно. Маркировка образца продукции не соответствует ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек" (ст. 4, п. 5.3.): минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка - не указан; или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка - отсутствует.
Данная продукция сопровождалась сертификатом соответствия N ТС RU С-CN.АГОЗ.А.10366 серия RU N 0252443, дата регистрации сертификата соответствия 22.01.2015, в качестве заявителя указано ООО ТК "Шелковый путь", ОГРН 1067447048107. В соответствии с информацией "Единого реестра сертификатов соответствия", размещенного на официальном сайте Росаккредитации, ООО ТК "Шелковый путь" (место нахождения и фактический адрес: 454084; Россия, Челябинская область, г. Челябинск, проспект Победы, д. 177, офис 206) является поставщиком вышеуказанной продукции.
В письме-вызове от 06.12.2019 ООО ТК "Шелковый путь" извещено о необходимости явки в Управление 25.12.2019 в 11 час. 00 мин. для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В письме-вызове от 27.02.2020 ООО ТК "Шелковый путь" извещено о необходимости явки в Управление 13.03.2020 в 11 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении, уведомление получено обществом 04.03.2020.
Рассмотрев собранные при проверке материалы, главный специалист-эксперт отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Мамонтова И.В., считая установленным в действиях ООО ТК "Шелковый путь" факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, 13.03.2020 составила протокол об административном правонарушении N 91/20.
С заявлением о привлечении ООО ТК "Шелковый путь" к административной ответственности Управление обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ). Объектом противоправного посягательства являются требования государственных стандартов, соблюдение которых направлено на охрану здоровья и благополучия населения, а также на защиту прав потребителей. Объективную сторону данного правонарушения, в том числе, составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции.
В пункте 40 Обзора судебной практики N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, разъяснено, что субъектом ответственности, установленной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности. В связи с этим субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Согласно информации Единого реестра сертификатов соответствия", размещенного на официальном сайте Росаккредитации, ООО ТК "Шёлковый путь" является поставщиком продукции. В материалы дела также представлен договор поставки N 1 от 06.09.2012 между Yiwu Supply & Marketing Import & Export Co., LTD и обществом, где ООО ТК "Шелковый путь" является импортером продукции. Таким образом, ООО "ТК "Шелковый путь" является субъектом вменяемого правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. За нарушение требований технических регламентов согласно пункту 1 статьи 36 Закона о техническом регулировании изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек", импортер - резидент государства - члена Таможенного союза, который заключил с нерезидентом государства - члена Таможенного союза внешнеторговый договор на передачу игрушек, осуществляет реализацию этих игрушек и несет ответственность за их соответствие требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза. ТР ТС N 008/2011 распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза игрушки и устанавливает обязательные на территории Таможенного союза требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) игрушек относительно их назначения и безопасности.
В соответствии со статьей 3 ТР ТС N 008/2011 игрушки выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется. Согласно названной статье игрушка должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению она не представляла опасности для жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, и обеспечивала отсутствие риска: обусловленного конструкцией игрушки; обусловленного применяемыми материалами; связанного с использованием игрушки, который невозможно исключить при изменении конструкции игрушки без изменения ее функции и основных характеристик, замене материала. Риск при использовании игрушек должен соотноситься с возрастными особенностями детей. Игрушки не должны обладать токсическими свойствами, воздействие токсических веществ является опасным для здоровья детей - может вызвать аллергические реакции, дерматиты, отравления, воздействовать на нервную систему.
Как следует из материалов дела, по результатам лабораторных испытаний установлено несоответствие проверяемых игрушек требованиям ТР ТС 008/2011.
В обоснование отсутствия в его действиях вины в совершении вменяемого правонарушения ООО ТК "Шелковый путь" ссылается на представленный в материалы дела сертификат соответствия N ТС RU С-CN.АГОЗ.А.10366 серия RU N 0252443.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, при помещении товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенному органу должен быть представлен документ, удостоверяющий соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся: а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза; б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень; в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры; г) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
Согласно статье 3 ТР ТС 008/2011 не допускается продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 статьи 6 ТР ТС 008/2011. Статьей 6 ТР ТС 008/2011 регламентированы действия изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера игрушек по подтверждению их соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента в форме сертификации. Сертификация проводится органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Испытания в целях сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр), включенная в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Согласно заключенному между "Иву Сити Фенгтуолинг Импорт энд Экспорт КО., ЛТД и ООО ТК "Шелковый путь" договору N 1 от 06.09.2012 продавец обязуется поставить продукцию в ассортименте, количестве и по ценам, указанным в спецификации. В представленном инвойс N 01/62 от 16.12.2014 указано на передачу от продавца покупателю (ООО "ТК Шелковый путь" товара, в том числе "игрушка надувная Гитара 90 см" в количестве 1 200 шт., номер места - 022- 33-015.
Из сертификата соответствия N ТС RU С-CN.АГОЗ.А.10366 серия RU N 0252443 (заявитель - ООО "ТК "Шелковый путь") следует, что игрушка "надувная Гитара 90 см", артикул 022-33-015 соответствует требованиям ТР ТС 008/2011, сертификат выдан на основании протокола испытания N 08-01- 15-11 от 22.01.2015, срок действия сертификата с 22.01.2015, окончание срока действия сертификата не предусмотрено. Сертификат выдан в отношении партии товара. Соответствие путем сертификации проведено по схеме 3С, то есть при проведении испытаний представленной продукции и применяется к партии.
В соответствии с пунктом 3.5.3 Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Госстандарта России от 21.09.1994 N 15 срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества, но не более, чем на три года. Срок действия сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают. Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для предъявления требований по поводу недостатков продукции. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции или изделие.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно отметке на декларации N 10504030/050215/0000714 выпуск товара разрешен 06.02.2015; из протокола об административном правонарушении следует, что лабораторные исследования проводились в отношении товара игрушка "надувная Гитара 90 см", артикул 022-33-015, то есть в отношении того товара, на который представлен сертификат соответствия; актуальность и юридическая сила сертификата соответствия применительно к периоду проверки управлением не опровергнуты, равно как и не доказано, что исследованная игрушка не относилась к той партии товара, на соответствие которой установленным требованиям подтверждено в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции также обоснованно отметил, что законодательство не обязывает продавца товара при наличии у него документа, подтверждающего соответствие товара требованиям ТР ТС 008/2011, проводить какие-либо дополнительные исследования. Таким образом, при наличии у продавца надлежащего сертификата соответствия на товар административный орган, вменяя нарушение требований технического регламента, обязан доказать наличие причинно-следственной связи между выявленным несоответствием товара требованиям технического регламента и действиями продавца.
Вместе с тем доказательств того, что качество продукции стало не отвечать требованиям безопасности в период нахождения товара у Общества, а также в результате действий продавца в материалы дела не представлено.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Отсутствие достоверных доказательств, подтверждающих противоправное поведения общества и его вины во вменяемом административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, следовательно, отсутствие состава административного правонарушения, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, признав недоказанным факт наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) общества и выявленным несоответствием товара требованиям Технического регламента, суд апелляционной инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении требований о привлечении ООО ТК "Шелковый путь" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Ссылка Управления на то, что ООО ТК "Шёлковый путь" являлось заявителем в целях сертификации товара, само по себе не свидетельствует о том, что обществом совершены виновные противоправные действия, следствием которых явилась выдача сертификата соответствия на товар, не соответствующий требованиям ТР ТС 008/2011, и выпуск такого товара в обращение.
Руководствуясь ст. 286, 288, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу N А76-11202/2020 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.5.3 Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Госстандарта России от 21.09.1994 N 15 срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества, но не более, чем на три года. Срок действия сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают. Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для предъявления требований по поводу недостатков продукции. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции или изделие.
...
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Отсутствие достоверных доказательств, подтверждающих противоправное поведения общества и его вины во вменяемом административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, следовательно, отсутствие состава административного правонарушения, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, признав недоказанным факт наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) общества и выявленным несоответствием товара требованиям Технического регламента, суд апелляционной инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении требований о привлечении ООО ТК "Шелковый путь" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2021 г. N Ф09-74/21 по делу N А76-11202/2020
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-74/2021
18.10.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13322/2021
10.03.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-74/2021
07.12.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10697/20
18.08.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-11202/20